Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ритмики
Здоровье
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». (Патрик Фосс)
«Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» Артур Шопенгауэр
Понятие «здоровье»
Физическое здоровье:
-это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
-это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Цель и задачи здоровьесберегающих технологий
Цель:
развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
-сохранение физического и психического здоровья учащихся и их социальная адаптация
-обогащение двигательного опыта
-выработка осанки
-развитие и совершенствование всех видов движений, умение выполнять их легко, выразительно, артистично и в соответствии с музыкой
-освоение разнообразного музыкально-ритмического материала. репертуара.
Причины ухудшения здоровья детей в XXI вв
Неправильное питание
Отличие уроков ритмики от уроков физкультуры
Что обеспечивает ритмика
•Эмоциональную разрядку
• Снятие умственной перегрузки
• Снижение нервно- психического напряжения
• Восстановления положительного энергетического тонуса
Функции здоровьесберегающей технологии:
Формирующая.
Информативно-коммуникативная.
Диагностическая.
Адаптивная.
Рефлексивная
Интегративная
1.Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.
2.Информативно-коммуникативная. Обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.
3.Диагностическая. Заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком.
4.Адаптивная. Воспитание у учащихся направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимости деятельности.
5.Рефлексивная. Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении в приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
6.Интегративная. Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся»
Н.К. Смирнов
Здоровьесберегающие технологии – это:
- условия обучения ребенка в школе; - рациональная организация учебного процесса; - соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; - необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Принципы здоровьесберегающих технологий должны способствовать
- профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе
- развитию познавательной деятельности школьников
- гуманизации образования
Общедидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общедидактические принципы:
1. Принцип сознательности.
2. Принцип активности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип систематичности и последовательности.
Специфические принципы:
1. Принцип «Не навреди!»
2. Принцип триединого представления о здоровье.
3. Принцип повторения умений и навыков.
4. Принцип постепенности.
5. Принцип доступности и индивидуализации.
6. Принцип непрерывности.
7. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. 8. Принцип цикличности. 9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 10. Принцип всестороннего гармонического развития личности. 11. Принцип оздоровительной направленности.
12. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников. 13. Принцип активного обучения. 14. Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. 15. Принцип связи теории с практикой.
Основные средства обучения:
- средства двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические.
Двигательные действия:
- движение;
- физические упражнения;
- физкультминутки и подвижные перемены;
- гимнастика;
- подвижные игры;
-специально организованная двигательная активность ребенка;
- массаж и самомассаж;
- психогимнастика и тренинги.
Спасибо за внимание!