kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка ученика к выступлению на выпускном экзамене

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка ученика к выступлению на выпускном экзамене.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка ученика к выступлению на выпускном экзамене»



муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 10 Волгограда»

Тема: «Подготовка ученика к
выступлению на выпускном экзамене»

Конспект открытого урока

Преподаватель Семенюк Марина Викторовна

Волгоград 2019
Советский район



Подготовка ученика к выступлению на выпускном экзамене.

Как помочь ученику как можно лучше донести до слушателей то, что было задумано и отработано в процессе классных домашних занятий? Какими путями добиться того, чтобы выступление принесло удовлетворение и ученику, и педагогу?

На исполнительство оказывают влияние много различных факторов. Рассматривая этот вопрос, мы не берем во внимание музыкальные способности ученика, здесь мы говорим о его физической конституции и особенностях нервной системы, общекультурном и интеллектуальном уровнях. Но решающим, доминирующим фактором, безусловно, является метод обучения музыке. Итогом всей системы обучения ребенка музыке, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, слуха, памяти, двигательных навыков, контроль педагога над дисциплиной, режимом домашних занятий, является выпускной экзамен.

Педагогический процесс - это единая целенаправленная линия; если в длительном пути были допущены ошибки, то перед «финишем» - выходом на эстраду - не помогут увещевания и другие методы психологического воздействия.

Один из залогов успеха - удачно выбранная программа. Педагогу следует стараться находить пьесы, которые должны заинтересовать ученика, соответствуя при этом его исполнительским возможностям. Полюбившиеся пьесы будут выучены намного быстрее и лучше чем те, которые кажутся ученику скучными, неинтересными. Именно поэтому, очень важна способность педагога сыграть ученику предложенную пьесу, или хотя бы наиболее яркие её фрагменты. Также, полезно рассказывать ученику об эпохе, в которой жил и работал автор пьесы, о стилевых особенностях его творчества, о специфике звучания клавишных инструментов того времени, если речь идет, например, о произведениях XVIII века.

Педагог должен уметь находить нужные ассоциации, активирующие работу воображения, помогающие раскрыть музыкальный образ пьесы, её характер, настроение. Зная, к чему нужно стремиться, чего добиваться, ученик с большим интересом, осознаннее будет над пьесой, и домашние занятия дадут более высокие результаты, чем без наличия вводных знаний о произведении.

Двигательная память более устойчива, чем слуховая. Изменить, переучить неверно заученную или неудобную аппликатуру, неудачный приём звукоизвлечения, бывает значительно труднее, чем исправить фальшивую ноту или неправильно разобранный ритмический рисунок. Всё, что связано с двигательной памятью, то есть с работой мышц: аппликатура, элементы артикуляции, приёмы звукоизвлечения, связанные с градациями силы звука, должно быть показано ученику, который, в свою очередь, должен усвоить это и использовать приобретенные навыки при разучивании новой пьесы. Процесс разбора является едва ли не самым важным этапом в разучивании музыкального произведения. Каждый педагог требует от ученика внимательного отношения к аппликатуре, прописанной в нотах, но не стоит при этом забывать, что теоретически верная, аппликатура может оказаться неудобной, затруднительной, поэтому всегда следует учитывать индивидуальные анатомические особенности строения руки ученика. В таких случаях обязательно следует указывать изменения в экземпляре нот ученика.

Одно из основных средств выразительности в музыке - артикуляция, способ произношения. К сожалению, запас артикуляционных приёмов у учеников ДМШ беден и однообразен, тогда как окраска звучаний "legato", "non legato" и "staccato" требует разнообразия и гибкости.

Как разучивать музыкальное произведения в условиях домашних занятий - целиком или по частям?

И.Перельман в своей книге «В классе рояля», пишет: «Хорошо разучивать - это умело расчленять материал, расчленённый, он легко затем сочленяется. Плохо разучивать - бездумно дробить материал; раздробленный, он с трудом затем пригоняется».

Следует попросить показать, как он думает, следует расчленить пьесу, и, если понадобится, исправить ошибку, объяснив, почему именно так, а не иначе.

Ученики, обычно, довольно бойко играют начальные такты пьесы, а продолжают всё хуже и хуже. Это происходит потому, что дети, занимаясь дома, начинают учить с начала, успевают поработать над двумя-тремя фразами, а на остальное времени не остается. В этих случаях полезно порекомендовать домашнее изучение в обратном порядке - то есть, начиная с последней, или с наиболее трудной части пьесы, а также обязательно хотя бы раз в день играть всю пьесу целиком.

Понимание формы и, хотя бы в общих чертах, тонального плана музыкальных произведений, способствует развитию логической памяти. Значение памяти для уверенного самочувствия во время публичного выступления, несомненно, является одним из главенствующих.

Детям с неразвитым внутренним слухом и средним интеллектуальным уровнем можно предложить механический прием: расчленив пьесу, пометить каждый отрывок цифрой и спрашивать с любой цифры «вразбивку», как говорят дети.

В чём причина явления, называемого «забалтыванием»?

В неправильных домашних С явлением «забалтывания» , нужно не бороться "post factum", а не допускать его. Ученик, не приученный к работе над звуком, фразой и т.д., ученик, которому не привито стремление к совершенствованию, выучив пьесу наизусть, считает на этом свою миссию завершенной. Зачем трудиться над отработкой отдельных мест, добиваться лучшего. Достаточно сыграть всю программу два-три раза дома на память целиком, и играют как автоматы, без участия самоконтроля, или, как говорил Т. Нейгауз - «занимаются музыкой без музыки». Если спросишь такого ученика, как он работает дома над пьесой - по нотам или без нот, можно не сомневаться, что ответ будет: «Без нот».

Первые тревожные симптомы появляются не за день-два до выступления, а значительно раньше. Опытный педагог сразу замечает плоды бездумной домашней работы и принимает меры, не дожидаясь того, что ошибки укоренятся в подсознании, станут привычными. Для уверенности в том, что ученик и в домашних условиях будет заниматься осмысленно, внимательно, следует посвятить урок новому прочтению пьесы по нотам.

Это разбор на новом, более высоком уровне, с более внимательным отношением ко всему, что кроется за текстом. Над отдельными местами нужно поработать так, чтобы ученик имел ясное представление, как работать над ними самостоятельно, дома. Ошибки в тексте ученик также должен уметь находить самостоятельно. Педагог не делает конкретных замечаний, и не называет ошибку, а, остановив игру ученика, предлагает ему самому найти и исправить её. Самостоятельное исправление ошибки закрепляется в памяти значительно прочнее, чем многократные замечания педагога. Причины неудач технического характера также исходят из неправильных домашних занятий. Необходимо периодически поверять, какими способами и приемами ученик в процессе домашних занятий добивается нужных результатов.

Педагоги часто повторяют ученикам: «Слушай себя». Умение слушать себя - процесс трехступенчатый. Он включает в себя три фазы: мысленное представление звучания; приказ мозга к действию, нужному для воплощения представления; контроль исполнения. Умение «думать вперёд», слышать звучание до его реального воплощения, неослабный приказ мозга и самоконтроль не позволяют волнению разрушить большой труд, затраченный на подготовку к выступлению.

Нельзя ожидать от ребенка, не обладающего музыкальными способностями, яркого исполнения, проявления интересной музыкальной индивидуальности, но научить играть осмысленно, с пониманием характера, стиля исполняемой музыки, можно; привить культуру звука и музыкальный вкус можно каждому ученику.

Эстрадное волнение для неопытного исполнителя опасно тем, что создает дополнительные препятствия в виде непривычных эмоций, затуманивающих сознание и мешающих сосредоточиться. Чтобы избежать этого, нужно за неделю-полторы до выступления устроить «генеральную репетицию». Хорошо, если на ней присутствуют другие ученики, или родители, которые играют роль «комиссии». Преподаватель дает ученику последние наставления, говорит слова поддержки, вселяющие в него уверенность, затем официальным тоном объявляет фамилию и имя ученика, программу - то есть создаёт обстановку выступления.

Детей, особенно маломузыкальных, больше всего волнует память. Основным, а иногда и единственным показателем удачного выступления у них является исполнение программы, нигде ничего не забыв. Боязнь забыть сковывает ученика. Забывание на сцене, безусловно, нежелательно, но это может случиться и с профессиональным пианистом. Главное, ничего не исправлять, а продолжать уверенно играть дальше.

В пьесах есть неудобные места, так называемые, «подводные камни». Потратив много времени и труда, ученик добивается чистоты и ровности, но когда ученик играет пьесу целиком, хорошо выученный пассаж то получается, то не получается. В таких случаях нужно, приближаясь к «коварному» месту, заранее внутренне подготовиться, мобилизовать волю, предельно собраться и успеть подготовить руку к нужному положению и движению, которое уже прочно заучено. Проделав этот опыт и получив желаемый результат, следует повторить его несколько раз, чтобы закрепить волевой импульс и мышечное ощущение. Благодаря таким тренировкам, трудные места не оставляют ученика внутренне неподготовленным, прививают умение мобилизовать волю.

Необходимо внушать ученикам, что расслабиться, отключиться, можно лишь тогда, когда исполнение пьесы окончено. Если в предпоследнем такте подумать: «Всё, доиграла...», велика вероятность смазывания заключительного аккорда.

В день исполнения очень важна спокойная атмосфера дома, в семье. Еда должна быть вкусной и сытной, но легкоусвояемой: есть надо не позже, чем за час до ухода. Если выступление утром, надо успеть разыграться (20 минут), если вечером, то, придя из школы, следует пообедать, отдохнуть и затем позаниматься. Играть программу «начисто», «с настроением», как на концерте, не нужно. Неопытный исполнитель не может дважды за короткий срок сыграть программу с одинаковой эмоциональной отдачей. Достаточно попросить ученика сыграть начальные такты каждой пьесы, чтобы проверить, правильно ли дана установка темпов.

Активная работа сознания обеспечивает большую собранность, внимательность, волю и помогает справиться с волнением.

Не следует сразу после выступления, когда еще не улеглось возбуждение, подробно обсуждать с учеником особенности исполнения им программы. Лучше на следующий день, в спокойной обстановке, вместе разобрать, что было неудачно и почему, а также, что было особенно хорошо, похвалить за проявленную исполнительскую волю.

С любым учеником можно добиться удовлетворительных результатов, если он знает, к чему стремиться в каждом произведении, при соблюдении следующих условий:

а) если ученик «вооружён» нужными средствами для достижения цели;

б) если педагог добивается усвоения и закрепления показанных способов и приёмов;

в) если соблюдается постепенность в преодолении трудностей;

г) если педагог прививает ученику умение активно мыслить, контролировать себя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Подготовка ученика к выступлению на выпускном экзамене

Автор: Семенюк Марина Викторовна

Дата: 05.12.2019

Номер свидетельства: 530408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "конспект родительского собрания "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia"
    ["file_id"] => string(6) "215837"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432807027"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Выступление на педагогическом совете " Роль методической службы в повышении качества знаний по ЕНТ""
    ["seo_title"] => string(101) "vystuplieniienapiedaghoghichieskomsovietierolmietodichieskoisluzhbyvpovyshieniikachiestvaznaniipoient"
    ["file_id"] => string(6) "275597"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452602325"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая прогамма"
    ["seo_title"] => string(77) "dopolnitiel_naia_obshchieobrazovatiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghamma"
    ["file_id"] => string(6) "350726"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1476953552"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства