Просмотр содержимого документа
«Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности.»
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности.
Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. Таким образом, в качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века.
Среди основных приоритетов государственной политики была выдвинута идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков. Главное - дать возможность всем без исключения проявить свои способности, таланты и творческий потенциал, реализовать личные планы, научить быть гибкими, адаптивными к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывно развиваться.
Необходимость модернизации системы дополнительного образования обусловлена приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальной адаптации.
Современным подходом к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является развитие системы духовно нравственного развития ребенка, таким образом будет осуществлено многоканальное содействие по формированию ценностной сферы обучающихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации школьников.
В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание должно быть уделено развитию детских творческих объединений, длительной игре, проектной деятельности и т. д. Все это, при соблюдении определенных методических требований, должно обеспечивать мажорный тон, эмоциональную окраску, вариативность и событийность воспитательного процесса.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Организация воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Формируются представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо помнить о воспитательных результатах.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Все это необходимо учитывать при проектировании содержания программ дополнительного образования, реализация которых является важной составляющей организации внеурочной деятельности детей.
Современные исследователи характеризуют дополнительное образование как:
- особое образовательное пространство;
- целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных профессиональных качеств человека;
- специфически органическая часть системы общего и профессионального образования;
- образование, предоставляющее возможность свободного выбора форм и видов деятельности.
Наиболее значимая функция учреждения образования сегодня – это выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности. Ведущей является образовательная деятельность, которая становится многоаспектной:
- образование по дополнительным образовательным предметам;
- пропедевтика профессионального образования;
- профессиональное самоопределение;
- обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;
- социализация.
Дополнительное образование - процесс непрерывный: он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творчества, затем обеспечивается сотрудничество с теми, кто уже имеет определенные умения и навыки. За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире.