Модуль 3. Развитие чувства ритма на уроках фортепиано и музыкальной грамоты.
Модуль 4. Музыкальная культура учащихся.
IIIЗаключение. Повышение требований к музыкальной грамотности обучающихся - условие полихудожественной компетентности специалистов сферы культуры и искусства.
Современный хореограф, прослушивая мелодию или читая клавир музыкального произведения, должен обладать такими музыкальными знаниями и компетенциями, как:
- способность к определению темпа, характера, лада, размера, ритмического рисунка, динамики, штрихов и композиции музыкального произведения, т.е. все то, что необходимо для постановки танца, его исполнения;
- готовность к проигрыванию одной рукой музыкальной темы;
- владение музыкальной формой и музыкальными терминами для профессиональных замечаний концертмейстерам и танцорам.
Ведущую роль в музыкальной грамотности играют такие предметы, как «Основы музыкальной грамоты», «Основы игры на фортепиано», в частности, его раздел «Чтение с листа».
Главная часть. Обучение первичным навыкам грамотного анализа и разбора музыкальных произведений. Учебная программа.
Модуль 1. Систематизация тематических планов по чтению с листа по учебным дисциплинам «Основы игры на инструменте» и «Основы музыкальной грамоты»
Чтение нот с листа - один из основных разделов учебной дисциплины
«Основы игры на инструменте», который проходит параллельно с изучением музыкальной грамоты со второго года обучения. Этим дисциплинам отводится 2 часа в неделю, что недостаточно из-за большого объема и сложного материала. Взаимодействие преподавателей по этим предметам, взаимопроникновение и общая систематизация тем дают хорошие результаты в повышении музыкальной грамотности учащихся.
Общая тематика по четвертям
I четверть 1) Углубленное изучение нот скрипичного ключа в пределах первой и второй октавы;
гаммы, аккорды (тоническое трезвучие с обращениями);
прохождение ритмических рисунков марша и танцев (полька, вальс, полонез, менуэт).
Модуль 2. Совместные контрольные уроки
Каждая четверть завершается совместным итоговым контрольным уроком. Основная цель контрольных уроков - закрепление полученного на уроках теоретического материала по музыкальной грамоте и практическое их применение (ответы на поставленные вопросы и самостоятельный разбор музыкального произведения). Объем задания подбирается так, чтобы на его выполнение учащиеся тратили не более 15 минут. Совместные контрольные уроки проходят один раз в конце каждой четверти.
Требования к учащимся на контрольных уроках: I четверть 1) Чтение ритмического рисунка заданного отрывка (хлопки);
2) знание нот скрипичного ключа в пределах первой и второй октав;
3) чтение с листа в одно - и двухстрочных пьесах в скрипичном ключе.
IIчетверть 1) Знание нот в басовом и скрипичном ключах;
чтение нот с листа в скрипичном и басовом ключах;
использование усложненного ритмического рисунка (четверть сточкой, половинная нота);
4) повторение прослушанного ритмического рисунка.
IIIчетверть 1) Знание нот в скрипичном и басовом ключах, чтение с листа;
2) использование при чтении с листа шестнадцатых и восьмой сточкой;
3) узнавание на слух танца по ритмическому рисунку.
IVчетверть 1) Чтение нот с листа;
игра гамм и аккордов;
по написанному ритмическому рисунку определить музыкальное произведение (одно из трех).
Чтение нот с листа на совместных контрольных уроках
1. Обучающийся знакомится с отрывком из музыкального произведения определяет:
-размер;
-знаки альтерации; -нотный текст;
-паузы; -штрихи; -аппликатуру; -темп,
-динамические оттенки.
2.Далее обучающемуся необходимо повторить ритмический рисунок данного отрывка.
3.В заключение данный отрывок учащийся проигрывает на фортепиано.
Наглядные пособия
-таблица «Схема длительностей» (пульсация по четвертям); -таблица для изучение нот;
-таблица «Знаки альтерации»;
-таблица музыкальных терминов;
-сборник для чтения с листа.
Внедрение информационных технологий в музыкальное образование делает его более интересным, раскрывает перед обучающимися новые горизонты знаний, умений и навыков. Важное значение информационно -образовательных ресурсов, а в данном случае интернет - технологий обусловлено рядом возможностей, представляемых обучаемому. Например:
получение сведений о содержании темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;
получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;
самопроверка знаний;
самообразование;
развитие творческих навыков и музыкальных способностей.
Электронные материалы (ресурсы Интернет) http;//mariola.mvlivepage.ru/wiki/2807278 Karaseva-JapanSolfeRgio//
М.Карасева - личный сайт музыковеда, адресующий к материалам и разработкам по сольфеджио
http://muzobuch.narod.ru/main.htm//
Компьютерные обучающие игры по начальному сольфеджио, элементарной теории музыки
Модуль 3. Развитие чувства ритма на уроках фортепиано и музыкальной грамоты
Развитие чувства ритма у учащихся - одна из главных и трудных задач в хореографическом училище. Единые ритмические основы связывают музыку и танец. Правильный ритмический рисунок ведет к верным акцентам, темпу, к цельному восприятию формы музыкального произведения. Ритм обладает большой выразительной силой, по метро - ритму можно определить название танца.
Ритмическая грамотность закладывается как на занятиях по изучению музыкальной грамоты, так и на уроках игры на фортепиано. Педагоги на начальном этапе грамотно и доходчиво объясняют учащимся основы метроритма: размер такта, длительности нот, постепенно переходя к более сложным ритмическим рисункам (простым и сложным). Таким образом, обучающиеся подготовлены к изучению метро - ритмического рисунка основных танцев, по метро - ритмическому рисунку (визуально) и на слух могут определить название танца. Такое детальное изучение метро - ритма - большая помощь учащимся для уроков хореографии.
Ритм - это первооснова музыки, поэтому мы уделяем большое внимание ритмическим упражнениям, используя игровую форму. При использовании упражнений и игр преподаватель узнает ритмические и двигательную реакцию обучающихся.
При разборе музыкального произведения рекомендуется счет вслух. И.Гофман отмечает: «Громкий счет не повредит, особенно пока ученик занят метром и ритмом. Во время упражнений громкий счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма, лучше, чем что-либо другое».
Модуль 4. Музыкальная культура учащихся.
Знаменитый хореограф Большого театра и Московского хореографического училища Василий Дмитриевич Тихомирнов, который сам прекрасно играл на фортепиано писал: «Каждый хореограф знает, как важно артисту балета быть музыкально образованным, ибо танец, как искусство, может жить лишь в тесной связи с музыкой, имея общие с ней основы: общее содержание, общие метро - ритмические закономерности».
Одной из актуальных задач в хореографическом училище является формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся, которая способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и является залогом профессионального мастерства, базой культурного самосовершенствования личности в последующей работе по специальности.
В понятии «художественная культура личности» можно выделить такие стороны, как способность понимать искусство и наслаждаться им; активная творческая деятельность людей. Понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих понятий «культура», «художественная культура».
Музыкальная культура учащегося - это интегрированное свойство личности, основными показателями которого являются следующие компоненты:
музыкальная развитость;
музыкальная грамотность;
3) креативность.
Критериями музыкальной развитости являются :
Общая осведомленность о музыке;
наличие интереса к музыкальному искусства.
Критериями музыкальной грамотности являются:
получение музыкальных теоретических знаний (дисциплина «Основы музыкальной грамоты»);
умение играть на инструменте (дисциплина «Основы игры на музыкальном инструменте»).
Критерии креативности:
исполнительская деятельность (умение передавать идею и образ, выраженных посредством музыки, в исполнении на фортепиано или в хореографических композициях).
Педагоги хореографического училища развивают активную творческую деятельность обучающихся. Музыкальная культура личности учащегося в результате накопления социально-художественного опыта формируется в зависимости от интенсивного общения с качественными музыкальными произведениями и от индивидуальных особенностей учащегося.
Перед педагогом музыкально-теоретических дисциплин стоит задача воспитания художественного восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на музыкальные впечатления, развитие у обучающихся способности понимать содержание музыки. Задача уроков музыкально-теоретических дисциплин -активизация творческого воображения обучающихся путем обобщения слуховых, двигательных, зрительных впечатлений во время звучания музыки, т.к. известно, что эмоционально развитые дети учатся лучше.
Задача педагога - изучить классические музыкальные произведения, проверенные временем и опытом преподавателя. Учащиеся, поступая в хореографическое училище, практически не знакомы с музыкальной культурой прошлого и настоящего, поэтому преподаватели музыкальных предметов должны стать проводниками в мир музыкальной культуры. Задача педагогов -способствовать развитию музыкально - эстетической культуры обучающихся для дальнейшего их творчества в сфере искусства балета.
Роль музыкальной культуры в жизни конкретного обучающегося в хореографическом училище - факт очевидный. Музыкальные дисциплины, такие, как «Основы музыкальной грамоты», «Основы игры на музыкальном инструменте», «Музыкальная литература», - приоритетные направления процесса обучения и воспитания обучающихся - хореографов.
Практическая значимость данной работы в том, что разработаны методические рекомендации по совместному параллельному изучению теории музыкальной грамоты и раздела «Чтение с листа» дисциплины «Основы игры на инструменте».
Заключение.
Повышение требований к музыкальной грамотности учащихся -условие полихудожественной компетентности специалистов сферы культуры и искусства
Главное в совместной работе педагогов - это повышение требований к музыкальной грамотности учащихся, ускорение ее изучения. Педагоги ставят себе целью научить учащихся правильно читать то, что написано в нотах, слышать все музыкальные нюансы на слух.
Все требования должны сводиться к практическому использованию теоретических знаний. Таким образом, учащиеся убеждаются в важности теоретического предмета «Основы музыкальной грамоты» в ее практическом воплощении, как на уроках фортепиано, так и на уроках хореографии, а это - залог стать более компетентным, разносторонне образованным в своей профессии хореографа.
Наша методическая работа меняет подход к изучению музыкальной грамоты, как теоретической дисциплины, ориентированной только на усвоение суммы знаний, практическое применение полученных знаний -цель нашей совместной работы.
Перечень основной учебной литературы
Милич В. Воспитание ученика - пианиста М., 1970
Гофман И. Ответы и вопросы о фортепианной игре. М., 1981
Акимова Л.Ю Музыкальная литература, М., 2002
Рахманинов С. В. Литературное наследие, М., 1967
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении образовании. - Л.::1973
Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. М «Музыка», 1999
Алексеева Л. Музыкальная грамота в нотных прописях на клавишах. М.: Московская консерватория, 2008
Практическое пособие по основам игры на музыкальном инструменте
Содержание «Пособия по подготовке к контрольным урокам»:
- таблицы по теории музыки,
- краткий словарь музыкальных терминов,
- пьесы по чтению с листа.
Произведения старинных и современных авторов для чтения с листа, достаточно просты, но разнообразны по ритмам, тональностям, привлекательны по музыкальным образам, в «Пособие» также включены и ансамбли. Пьесы в ансамбле, доставляющие удовольствие учащимся, мобилизуют их внимание, воспитывают умение слушать друг друга.
Работа с учебным пособием дает возможность учащимся лучше усвоить материалы уроков и помогает в самостоятельной подготовке к совместным контрольным урокам.