kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы игры на музыкальном инструменте. Основы музыкальной грамоты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение требований к музыкальной грамотности учащихся - условие полихудожественной компетентности специалистов сферы культуры и искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы игры на музыкальном инструменте. Основы музыкальной грамоты»

ГАОУ СПО РТ «Казанское хореографическое училище»


(техникум)




Методическая разработка по теме

Проектно-целевые механизмы интеграции учебных дисциплин

«Основы игры на музыкальном инструменте» «Основы музыкальной грамоты»




Преподаватели: Маевская И.П. Новикова Р.Т.









Казань, 2016г.

План работы

  1. Введение. Актуальность темы. Ключевые компетенции учащихся.

  2. Главная часть. Обучение первичным навыкам грамотного анализа и

разбора музыкальных произведений.

Учебная программа.

Модуль 1. Систематизация тематических планов по чтению с листа по предметам «Основы игры на фортепиано» и «Основы музыкальной грамоты».


Модуль 2. Совместные контрольные уроки (варианты).

Модуль 3. Развитие чувства ритма на уроках фортепиано и музыкальной грамоты.


Модуль 4. Музыкальная культура учащихся.




III Заключение. Повышение требований к музыкальной грамотности
обучающихся - условие полихудожественной компетентности специалистов
сферы культуры и искусства.







Введение. Актуальность темы. Ключевые компетенции учащихся.

Современный хореограф, прослушивая мелодию или читая клавир музыкального произведения, должен обладать такими музыкальными знаниями и компетенциями, как:

- способность к определению темпа, характера, лада, размера, ритмического рисунка, динамики, штрихов и композиции музыкального произведения, т.е. все то, что необходимо для постановки танца, его исполнения;

- готовность к проигрыванию одной рукой музыкальной темы;

- владение музыкальной формой и музыкальными терминами для профессиональных замечаний концертмейстерам и танцорам.

Ведущую роль в музыкальной грамотности играют такие предметы, как «Основы музыкальной грамоты», «Основы игры на фортепиано», в частности, его раздел «Чтение с листа».










Главная часть. Обучение первичным навыкам грамотного анализа и разбора музыкальных произведений. Учебная программа.

Модуль 1. Систематизация тематических планов по чтению с листа по учебным дисциплинам «Основы игры на инструменте» и «Основы музыкальной грамоты»

Чтение нот с листа - один из основных разделов учебной дисциплины

«Основы игры на инструменте», который проходит параллельно с изучением музыкальной грамоты со второго года обучения. Этим дисциплинам отводится 2 часа в неделю, что недостаточно из-за большого объема и сложного материала. Взаимодействие преподавателей по этим предметам, взаимопроникновение и общая систематизация тем дают хорошие результаты в повышении музыкальной грамотности учащихся.




Общая тематика по четвертям



I четверть 1) Углубленное изучение нот скрипичного ключа в пределах первой и второй октавы;

  1. длительности нот: целая, половинная, четвертная, восьмая;

  2. паузы;

  3. размер такта: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8,6/8;

  4. сильная и слабая доли; затакт;

  5. знаки альтерации;

  6. лад (мажор, минор).

II четверть


  1. Изучение нот в басовом ключе в пределах двух октав;

  2. повторение нот в скрипичном ключе;

  3. длительности: половинная с точкой, четверть с точкой.




III четверть 1) Ноты скрипичного и басового ключа в пределах четырех


октав;


2) длительности: шестнадцатые, восьмая сточкой.




IV четверть 1) Термины, обозначающие темп, динамические оттенки;


2 ) ноты скрипичного и басового ключа;

  1. гаммы, аккорды (тоническое трезвучие с обращениями);

  2. прохождение ритмических рисунков марша и танцев (полька, вальс, полонез, менуэт).




Модуль 2. Совместные контрольные уроки

Каждая четверть завершается совместным итоговым контрольным уроком. Основная цель контрольных уроков - закрепление полученного на уроках теоретического материала по музыкальной грамоте и практическое их применение (ответы на поставленные вопросы и самостоятельный разбор музыкального произведения). Объем задания подбирается так, чтобы на его выполнение учащиеся тратили не более 15 минут. Совместные контрольные уроки проходят один раз в конце каждой четверти.



Требования к учащимся на контрольных уроках: I четверть 1) Чтение ритмического рисунка заданного отрывка (хлопки);

2) знание нот скрипичного ключа в пределах первой и второй октав;

3) чтение с листа в одно - и двухстрочных пьесах в скрипичном ключе.



II четверть 1) Знание нот в басовом и скрипичном ключах;

  1. чтение нот с листа в скрипичном и басовом ключах;

  2. использование усложненного ритмического рисунка (четверть сточкой, половинная нота);

4) повторение прослушанного ритмического рисунка.




III четверть 1) Знание нот в скрипичном и басовом ключах, чтение с листа;

2) использование при чтении с листа шестнадцатых и восьмой сточкой;

3) узнавание на слух танца по ритмическому рисунку.




IV четверть 1) Чтение нот с листа;

  1. игра гамм и аккордов;

  1. по написанному ритмическому рисунку определить музыкальное произведение (одно из трех).




Чтение нот с листа на совместных контрольных уроках


1. Обучающийся знакомится с отрывком из музыкального произведения определяет:

-размер;

-знаки альтерации; -нотный текст;

-паузы; -штрихи; -аппликатуру; -темп,

-динамические оттенки.

2. Далее обучающемуся необходимо повторить ритмический рисунок
данного отрывка.

3. В заключение данный отрывок учащийся проигрывает на фортепиано.




Наглядные пособия

-таблица «Схема длительностей» (пульсация по четвертям); -таблица для изучение нот;

-таблица «Знаки альтерации»;

-таблица музыкальных терминов;

-сборник для чтения с листа.

Внедрение информационных технологий в музыкальное образование делает его более интересным, раскрывает перед обучающимися новые горизонты знаний, умений и навыков. Важное значение информационно -образовательных ресурсов, а в данном случае интернет - технологий обусловлено рядом возможностей, представляемых обучаемому. Например:

  • получение сведений о содержании темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;

  • получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;


  • самопроверка знаний;

  • самообразование;

  • развитие творческих навыков и музыкальных способностей.

Электронные материалы (ресурсы Интернет) http;//mariola.mvlivepage.ru/wiki/2807278 Karaseva-JapanSolfeRgio//

М.Карасева - личный сайт музыковеда, адресующий к материалам и разработкам по сольфеджио

http://muzobuch.narod.ru/main.htm//

Компьютерные обучающие игры по начальному сольфеджио, элементарной теории музыки

http://vusikforum.ru/index.php?showtopic=47455

«Обучение сольфеджио!» Музыкальный форум

http://forum.in-ku.com/forumdisplav.php?f=203//

Методика преподавания сольфеджио Татьяны Анатольевны Боровик





Модуль 3. Развитие чувства ритма на уроках фортепиано и музыкальной грамоты

Развитие чувства ритма у учащихся - одна из главных и трудных задач в хореографическом училище. Единые ритмические основы связывают музыку и танец. Правильный ритмический рисунок ведет к верным акцентам, темпу, к цельному восприятию формы музыкального произведения. Ритм обладает большой выразительной силой, по метро - ритму можно определить название танца.

Ритмическая грамотность закладывается как на занятиях по изучению музыкальной грамоты, так и на уроках игры на фортепиано. Педагоги на начальном этапе грамотно и доходчиво объясняют учащимся основы метроритма: размер такта, длительности нот, постепенно переходя к более сложным ритмическим рисункам (простым и сложным). Таким образом, обучающиеся подготовлены к изучению метро - ритмического рисунка основных танцев, по метро - ритмическому рисунку (визуально) и на слух могут определить название танца. Такое детальное изучение метро - ритма - большая помощь учащимся для уроков хореографии.

Ритм - это первооснова музыки, поэтому мы уделяем большое внимание ритмическим упражнениям, используя игровую форму. При использовании упражнений и игр преподаватель узнает ритмические и двигательную реакцию обучающихся.

При разборе музыкального произведения рекомендуется счет вслух. И.Гофман отмечает: «Громкий счет не повредит, особенно пока ученик занят метром и ритмом. Во время упражнений громкий счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма, лучше, чем что-либо другое».




Модуль 4. Музыкальная культура учащихся.

Знаменитый хореограф Большого театра и Московского хореографического училища Василий Дмитриевич Тихомирнов, который сам прекрасно играл на фортепиано писал: «Каждый хореограф знает, как важно артисту балета быть музыкально образованным, ибо танец, как искусство, может жить лишь в тесной связи с музыкой, имея общие с ней основы: общее содержание, общие метро - ритмические закономерности».

Одной из актуальных задач в хореографическом училище является формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся, которая способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и является залогом профессионального мастерства, базой культурного самосовершенствования личности в последующей работе по специальности.

В понятии «художественная культура личности» можно выделить такие стороны, как способность понимать искусство и наслаждаться им; активная творческая деятельность людей. Понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих понятий «культура», «художественная культура».

Музыкальная культура учащегося - это интегрированное свойство личности, основными показателями которого являются следующие компоненты:

  1. музыкальная развитость;

  2. музыкальная грамотность;

3) креативность.


Критериями музыкальной развитости являются :

  1. Общая осведомленность о музыке;

  2. наличие интереса к музыкальному искусства.


Критериями музыкальной грамотности являются:

  1. получение музыкальных теоретических знаний (дисциплина «Основы музыкальной грамоты»);

  2. умение играть на инструменте (дисциплина «Основы игры на музыкальном инструменте»).

Критерии креативности:

исполнительская деятельность (умение передавать идею и образ, выраженных посредством музыки, в исполнении на фортепиано или в хореографических композициях).



Педагоги хореографического училища развивают активную творческую деятельность обучающихся. Музыкальная культура личности учащегося в результате накопления социально-художественного опыта формируется в зависимости от интенсивного общения с качественными музыкальными произведениями и от индивидуальных особенностей учащегося.

Перед педагогом музыкально-теоретических дисциплин стоит задача воспитания художественного восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на музыкальные впечатления, развитие у обучающихся способности понимать содержание музыки. Задача уроков музыкально-теоретических дисциплин -активизация творческого воображения обучающихся путем обобщения слуховых, двигательных, зрительных впечатлений во время звучания музыки, т.к. известно, что эмоционально развитые дети учатся лучше.

Задача педагога - изучить классические музыкальные произведения, проверенные временем и опытом преподавателя. Учащиеся, поступая в хореографическое училище, практически не знакомы с музыкальной культурой прошлого и настоящего, поэтому преподаватели музыкальных предметов должны стать проводниками в мир музыкальной культуры. Задача педагогов -способствовать развитию музыкально - эстетической культуры обучающихся для дальнейшего их творчества в сфере искусства балета.

Роль музыкальной культуры в жизни конкретного обучающегося в хореографическом училище - факт очевидный. Музыкальные дисциплины, такие, как «Основы музыкальной грамоты», «Основы игры на музыкальном инструменте», «Музыкальная литература», - приоритетные направления процесса обучения и воспитания обучающихся - хореографов.

Практическая значимость данной работы в том, что разработаны методические рекомендации по совместному параллельному изучению теории музыкальной грамоты и раздела «Чтение с листа» дисциплины «Основы игры на инструменте».




















Заключение.

Повышение требований к музыкальной грамотности учащихся -условие полихудожественной компетентности специалистов сферы культуры и искусства




Главное в совместной работе педагогов - это повышение требований к музыкальной грамотности учащихся, ускорение ее изучения. Педагоги ставят себе целью научить учащихся правильно читать то, что написано в нотах, слышать все музыкальные нюансы на слух.

Все требования должны сводиться к практическому использованию теоретических знаний. Таким образом, учащиеся убеждаются в важности теоретического предмета «Основы музыкальной грамоты» в ее практическом воплощении, как на уроках фортепиано, так и на уроках хореографии, а это - залог стать более компетентным, разносторонне образованным в своей профессии хореографа.

Наша методическая работа меняет подход к изучению музыкальной грамоты, как теоретической дисциплины, ориентированной только на усвоение суммы знаний, практическое применение полученных знаний -цель нашей совместной работы.












Перечень основной учебной литературы

  1. Милич В. Воспитание ученика - пианиста М., 1970

  2. Гофман И. Ответы и вопросы о фортепианной игре. М., 1981

  3. Акимова Л.Ю Музыкальная литература, М., 2002

  4. Рахманинов С. В. Литературное наследие, М., 1967

  5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении образовании. - Л.::1973

  6. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. М «Музыка», 1999

  7. Алексеева Л. Музыкальная грамота в нотных прописях на клавишах. М.: Московская консерватория, 2008






Практическое пособие по основам игры на музыкальном инструменте

Содержание «Пособия по подготовке к контрольным урокам»:

- таблицы по теории музыки,

- краткий словарь музыкальных терминов,

- пьесы по чтению с листа.

Произведения старинных и современных авторов для чтения с листа, достаточно просты, но разнообразны по ритмам, тональностям, привлекательны по музыкальным образам, в «Пособие» также включены и ансамбли. Пьесы в ансамбле, доставляющие удовольствие учащимся, мобилизуют их внимание, воспитывают умение слушать друг друга.

Работа с учебным пособием дает возможность учащимся лучше усвоить материалы уроков и помогает в самостоятельной подготовке к совместным контрольным урокам.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы игры на музыкальном инструменте. Основы музыкальной грамоты

Автор: Маевская Ирина Петровна и Новикова Рамзия Талгатовна

Дата: 29.06.2016

Номер свидетельства: 336609

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые инструменты» "
    ["seo_title"] => string(134) "dopolnitiel-naia-priedprofiessional-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-v-oblasti-muzykal-nogho-iskusstva-dukhovyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "133992"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416641930"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект занятия на тему «Ритм в музыке. Музыкальная азбука»."
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_zaniatiia_na_temu_ritm_v_muzyke_muzykalnaia_azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "586522"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1631372022"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "рабочая программа по предмету "Хор" "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-khor"
    ["file_id"] => string(6) "218545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433835373"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Комплексная программа для подготовительного класса по специальности "Ударные инструменты" соавторов Забигулина Е.Р., Мишиной В.А. "
    ["seo_title"] => string(138) "komplieksnaia-proghramma-dlia-podghotovitiel-nogho-klassa-po-spietsial-nosti-udarnyie-instrumienty-soavtorov-zabighulina-ie-r-mishinoi-v-a"
    ["file_id"] => string(6) "173756"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424020157"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства