Просмотр содержимого документа
«"Организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"»
Чеботкова Марина Леонидовна,
музыкальный руководитель
МДОБУ комбинированного вида
«Детский сад №19 «Родничок» г. Кудымкар
Организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС
« Музыку называют зеркалом
души человеческой»,
«эмоциональным познанием»
Б.М.Теплов
Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Замечательный педагог-дошкольник, Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает» так как, дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность, предложенная Федеральными государственными образовательными стандартами. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми – дошкольниками.
Содержание художественно-эстетического воспитания дошкольника является приобщением его к разным видам музыкальной деятельности, формированию внимания и интереса к музыке. Музыка для ребенка является - способом самовыражения, способом познания и понимания окружающего мира, универсальным способом жизни деятельности.
Свою работу я строю на основе образовательной программы музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста « Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой Санкт- Петербург. Строится программа на принципах внимания к потребностям детей, создания атмосферы доверия и партнерства, взаимосвязь эстетического (музыкального) и интеллектуального развития ребенка, т.е. взаимопроникновение ( интеграция) музыки с другими образовательными областями обучения.
Формируя у детей эстетическую восприимчивость к произведениям искусства , воспитывая художественный вкус, сознательное отношение, как к отечественному, так и к мировому музыкальному наследию, приобщая к русскому народному фольклору, в тесной взаимосвязи с воспитателями, через тематические недели , я опираюсь на программу « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, на авторскую программу по ритмике «Ритмическая мозайка» А. Бурениной, « Танцевальная ритмика» Суворовой, использую элементы региональной программы « Отчий дом» Т.Е.Тотьмяминой, М.Е.Галкиной. Таким образом, я постоянно пополняю предметно- пространственную среду.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольное учреждение перешло на комплексно-тематическое планирование, что позволило организовать работу при тесном взаимодействии с воспитателями. Выбор темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание. Это такие темы как: « Неделя безопасности», «Неделя осени», « Неделя профессий», « Неделя животных» и другие. Так, например, дети старшей группы по теме « Осень!», активно делились своими яркими впечатлениями о прошедшем лете. Эмоциональность этих впечатлений благотворно отразилось при ознакомлении с классическими произведениями музыки, песенным и музыкально-ритмичным материалом, с шедеврами художественного и поэтического искусства, содержание которых соответствовало солнечному летнему настроению.
Когда летняя тематика плавно перешла в осеннюю, дети почувствовали струнами души мягкие изменения красочных оттенков, как в самой природе, так и в музыке, живописи, поэзии. Переход от лирической задумчивости и светлой грусти к тоскливому увяданию природы дети восприняли как открытие сказочных превращений, которые они замечали с педагогами на прогулке, в живописи, поэзии. И уже другие краски появились в рисунках, в пении голос зазвучал напевнее и мелодичнее, в движениях появилась мягкая пластичность, проявилась особая выразительность в поэтическом чтении.
Результат итоговых мероприятий, выставка рисунков и фотовыставка «Как мы летом отдыхали», «Осенние краски», развлечение «Урожай собирай» и тд.
При постановке спектакля - развиваем сценические данные, результатом, которых является показ спектакля.
А такие образовательные области, как музыка, здоровье и физическая культура всегда были тесно связаны друг с другом. Утренняя гимнастика под музыку, где включены основные виды ходьбы с перестроениями, танцевально-плясовые движения (поскок, галоп, перетопы с поворотом туловища, «присядка» и т.д. Проведение подвижных игр под музыку позволяют решать одни и те же задачи, важные как для музыкального воспитания, так и для физической культуры – это сохранения здоровья и развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, укрепление мышц тела, развитие гибкости пластических движений, умение держать осанку, конечно же, формирование ощущения метрической пульсации музыки, умение слышать её окончание, различать музыкальную форму построения, средства изобразительности, характер. Педагог по физической культуре вносит в занятие для закрепления того или иного танцевального движения, перестроения, которое необходимо для выполнения музыкального упражнения.
Так же физминутки, пальчиковые игры, массажи, артикуляционная гимнастика. Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями позволяют создавать интегрированные циклы – совместную творческую деятельность, составные элементы которой взаимодополняют и обогащают друг друга, усиливают познавательный эффект.
Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Нам, педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, ещё предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса. От нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высокими музами искусства, где музыка, живопись, поэзия и танец сплелись в единое целое.
Литература:
1. Воробьева Д.И. «Гармония развития :Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника» СПб: « Детства- Пресс» 2010г
2. Боровик Т. « Звуки, ритмы и слова» Минск 2008г
3. Буренина А И « Музыкальная палитра» №2, №4 – 2014г
4. Степанова А В « Инновационно- педагогическая деятельность в современном Дошкольном образовательном учреждении» 2014год