Просмотр содержимого документа
«Организация домашней работы уч-ся в школе искусств»
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. В.Сухомлинский
Всё самое главное в жизни начинается у каждого человека с детства. Музыка, танец, рисунок эти виды искусства – язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства, иначе, как показала жизнь, будет поздно. Вот почему так важно всех детей приобщать к искусству, не скупясь в расходах и не задумываясь над тем, станут они профессионалами или нет. Это окупиться сторицей.
«На сластях, пирожных и конфетах ни один ребёнок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища, так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера позаботились о такой пище; пользуйтесь ею» ( Р.Шуман «Жизненные правила для музыкантов» ).
Нет человека, который когда-нибудь не спел хоть одну мелодию и не сплясал под музыку хоть однажды. Между тем, художественное образование самое сложное в сфере искусства.
Для успешных занятий недостаточно одного стремления. Одним из важнейших условий успешности является постоянное совершенствование своего мастерства. При этом исключительно важна роль домашней работы, по сути - самостоятельной работы, выполняемой учеником по заданию педагога вне стен класса.
Формирование положительной мотивации к самообразовательной деятельности осуществляется в системе « урок – домашняя учебная работа –самообразовательная деятельность». Каждое из этих звеньев имеет свою специфику. В классе педагог обычно полностью берет на себя все функции организатора процесса обучения (определяет образовательную цель работы, содержание, объём, её виды, задаёт темп и т. п.). Для домашней работы характерна полная самостоятельность, отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Ученик сталкивается с новыми видами деятельности, которые требуют от него более высокого уровня умений, прежде всего в организации своей деятельности. Учащийся, не обученный приёмам самоорганизации, теряет самостоятельность, зависит от педагога, регулирующего его творческий процесс.
Обычно принято считать, что домашняя работа связана преимущественно с непосредственной подготовкой к следующему уроку и приносит плоды при хорошо налаженном процессе – регулярности, системе занятий и т. п. Однако по своим дидактическим функциям она многозначна. И хотя на практике этот процесс не разделим, для более совершенного управления им, необходимо выделить в нем несколько взаимопроникающих зон. Первая из них – зона ближайшего контакта с уроком – связана с функциями углублённого усвоения знаний, умений и навыков, получаемых учеником на уроке. Вторая, более широкоохватная, - зона формирования общих умений и навыков (умение распределять материал, контролировать свою работу и т. п.). Третья зона – полифункциональная – связана с формированием положительного отношения к учёбе в целом, с воспитанием и развитием черт личности учащегося. Она вбирает в себя ряд функций, связанных со стимулированием интереса к учению, развития творческого отношения к труду, формированием потребности в самообразовании - шире – воспитанием морально – волевых и нравственных качеств.
Педагогу необходимо помочь ученику в составлении дневного расписания с тем, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой, танцами, рисованием и приготовлении уроков для общеобразовательной школы.
Не все дети и подростки понимают, что домашняя работа требует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но даже и вредной, когда человек сильно утомлён,
«Если ты выполнил свою повседневную домашнюю работу и чувствуешь усталость, не переутомляй себя больше. Лучше отдохнуть, чем работать без охоты и бодрости. Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего» (Р. Шуман)
Учащиеся нашей школы не могут уделять много времени домашним занятиям. Кроме посещения занятий и приготовления уроков, им необходимо читать книги, ходить в кино, на концерты, заниматься спортом, гулять, иначе они вырастут или недостаточно культурными, или физически незакалёнными, с расшатанной нервной системой. Поэтому педагоги нашей школы обращают особое внимание на повышение качества домашней работы, приучают с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Главное – это внимательность, сосредоточенность, целеустремлённость, осмысленность. Нет ничего хуже бестолковых занятий – они не только не приносят пользы, но и серьезно вредят делу, закрепляя старые ошибки.
Стремясь реализовать процесс самостоятельных занятий ученика, некоторые педагоги указывают, сколько минут в день надо тратить на домашнюю работу. Этому уделяется довольно много внимания в некоторых зарубежных трудах по методике обучения, в том числе и современных. Такого рода регламентация представляется мне ненужной, сковывающей развитие самостоятельности ученика. Ведь буквально каждый урок, каждый день домашних занятий вносит изменения в характер, а, следовательно, и продолжительность последующей работы над тем или иным сочинением. Очень важно для ученика научиться гибко, применительно к новым задачам, распределять своё время между различными объектами работы. Для юных дарований настоящим девизом могут стать такие слова: «Помни! Успех занятий определяется не количеством затраченного времени, а их содержанием и качеством».
Чтобы хорошо организовать домашнюю работу ученика, надо знать условия, в которых он живёт. Когда в класс приходит новичок, следует познакомиться с его семьёй. Иногда родители не понимают, как вредно, например, играть ребёнку на расстроенном фортепиано, у которого слишком тугая педаль или западают некоторые клавиши. Порой не учитывается плохое освещение. Все эти «мелочи» в действительности имеют большое значение.
Важно знать отношение родителей к занятиям искусству их детей. Некоторые матери преувеличено опекают ребёнка, превращаются в репетитора и лишают его всякой самостоятельности. Иногда, наоборот, занятия детей происходят без должного внимания со стороны родителей, которые не только не следят, чтобы ребёнок действительно работал, но даже не создают в это время в комнате тишину.
Наша просьба, чтобы помогали, а не мешали развитию ребёнка.
«Он очень способный, но, к сожалению, такой ленивый!» - часто можно услышать эти слова от родителей и педагогов.
Ребёнок не бывает ленивым ни с того ни с сего. Лень возникает по разным причинам. Самая главная из них - отсутствие интереса или уверенности в себе. Ещё одна причина, которая часто порождает лень – отсутствие ответственности перед педагогом, искреннего человеческого желания порадовать его своим успехами, равнодушие.
Появление лени часто объясняется тем, что в семье царит атмосфера безделья и пустого времяпрепровождения. В таких случаях у детей не воспринимается усердие, привычка трудиться. Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста. Если в доме все чем-то заняты, если родители проявляют неподдельный интерес к тому, что происходит в школе искусств (праздники, концерты, вечера), совместно посещают выставки, театральные спектакли, то и ребёнок будет ответственно выполнять нужное дело в нужное время.
«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых» (Д. Кабалевский). Детям младшего возраста родители должны помочь организовать домашние занятия.
Отношение родителей к обучению ребенка в школе искусств изрядно влияет на его успехи. По-моему, лучшее, что они могут сделать, это:
содержать в порядке инструмент (!!!);
убрать из комнаты, к которой стоит инструмент или рабочий стол, телевизор и телефон;
с удовольствием слушать или смотреть его выступления.
То есть поддерживать благоприятную окружающую среду. Надо постараться, чтобы родители не требовали отсидеть столько - то часов за инструментом: подневольный труд неплодотворен. Тридцать минут занятий по доброй воле в удобное для ребенка время , когда ему, что называется, «загорелось», дадут больше, чем два часа по приказу и с неохотой, с закипающем в душе чувством протеста.
Вот, к примеру, «Вредный совет» в духе Г. Остера:
Заставляйте заниматься
Каждый день по два часа,
Если будет отвлекаться,
Станьте рядышком с ремнем.
Разгоните всех подружек
(Если мальчик – всех друзей)!
Разломайте телевизор,
Телефон, велосипед.
И тогда итог отменный
Я могу вам обещать:
Музыку – возненавидит,
Но экзамен сдаст на «пять»!
Итак, продолжительность домашней работы зависит от концентрации внимания, и за этим надо следить прежде всего. Необходимо заниматься хотя бы по полчаса, но обязательно каждый день. Авралом ничего сделать нельзя. Рост всегда приходит незаметно. Только с возрастом приходит умение вести себя, т.е. выдерживать целевую установку, перерабатывать воспринятое. К примеру, ученик должен учить наизусть по четыре строчки Баха. И каждый день делать для этого волевое усилие. Искусство дарит много радости лишь тому, кто умеет настойчиво работать.
И последнее, что хочется мне сказать: начав путь обучения в нашей школе, необходимо вести ребёнка по царству искусства спокойно, терпеливо, красиво. Искусство не терпит в занятиях ничего скучного, пошлого, некрасивого. Его язык – это, может быть единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки, жеста, красок невыразимое. Творчество вносит в жизнь особый смысл и присутствует в любой сфере деятельности человека. Все, коснувшиеся искусства по-настоящему, глубинному, выросли хорошими, честными, полноценными людьми.
Памятка для родителей:
Содержать в порядке инструмент( если вы инструменталист);
Убрать из комнаты, в которой ребёнок занимается, телевизор и телефон;
Посещать классные и школьные концерты и выставки, а также родительские собрания;
Хвалить почаще ребенка, за исполняемую им музыку, танец, рисунок;
С удовольствием слушать и смотреть его работы;
Контролировать занятия ребёнком каждый день по полчаса минимум;
Следить за записями в дневнике;
Памятка для родителей:
Содержать в порядке инструмент( если вы инструменталист);
Убрать из комнаты, в которой ребёнок занимается, телевизор и телефон;
Посещать классные и школьные концерты и выставки, а также родительские собрания;
Хвалить почаще ребенка, за исполняемую им музыку, танец, рисунок;
С удовольствием слушать и смотреть его работы;
Контролировать занятия ребёнком каждый день по полчаса минимум;
Следить за записями в дневнике;
КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Организация домашней работы учащихся в школе искусств
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(283) "Формирование творческой активности при работе с древесиной и кожей на уроках трудового обучения с учащимися 5 – 11 классов в коррекционной школе I-II видов. "
["seo_title"] => string(175) "formirovaniie-tvorchieskoi-aktivnosti-pri-rabotie-s-drieviesinoi-i-kozhiei-na-urokakh-trudovogho-obuchieniia-s-uchashchimisia-5-11-klassov-v-korriektsionnoi-shkolie-i-ii-vidov"
["file_id"] => string(6) "130654"
["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415966026"
}
}