kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение пению "особенных детей" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описан опыт работы по обучению пению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детской школы искусств

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение пению "особенных детей" (из опыта работы)»

Преподаватель хорового класса

МАУДО г. Нижневартовска

«Детская школа искусств №3»



Аннотация: В статье затрагивается особенности вокального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются основные приемы работы на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: вокальное воспитание, проблема, координация, дыхание, упражнение, пение.


Обучение пению «особенных детей»

Все мы с рождения наделены разными возможностями. Порой ограничения накладывает сама природа. Но это не говорит о том, что у детей с ограниченными возможностями меньше шансов быть счастливыми. И поможет этому музыкотерапия.

Как и в других видах исполнительской деятельности, в пении учащийся проявляет свое отношение к музыке. Пение играет значимую роль в развитии, как музыкальном, так и личностном. У ребят с ограниченными возможностями здоровья отмечаются различные нарушения физических и психических функций: мышления, речи, внимания, памяти, воображения и т.д. Наблюдаются также эмоциональные и поведенческие расстройства. У одних детей наблюдается неуверенность в себе, крайняя скованность, заторможенность (гиподинамия), а у других – напротив, сильная расторможенность, разбалансирование, нарушение координации движений. Такие ученики возбудимы, эмоционально неустойчивы и плаксивы. Ребята,обучающиеся с физическими и психоэмоциональными недугами, нуждаются в индивидуальном подходе, тщательном наблюдении и анализе. Педагог в данном случае выполняет двоякую роль, он не только учитель, но и психолог. Обучение особенных учеников можно выстроить методом выбора, педагогподбирает тот репертуар, который будет наиболее эффективенв процессе обучения ребят.

Певческий голос уникален и не каждый музыкальный инструмент его сможет повторить, это возможно только струнным инструментам. Наша задача не только развить вокальные данные, но и обогатить духовную, эстетическую и нравственную сторону. Вокальное воспитание способствует развитию умственных способностей, и оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей. Правильная поза способствует равномерному и более глубокому дыханию, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу, все это является важным аспектом для детей с ОВЗ. Бесспорное воздействие пения на физическое развитие детей установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.

На уроках применяются различные формы вокальной работы с детьми, предлагаются эффективные пути достижения максимальных результатов, учитывая специфические и индивидуальные особенности ребят данной категории. Следуя основной программе, педагог осуществляет массу задач и затрагивает различные виды деятельности. Разучивание песенного репертуара – это не основной вид деятельности на уроке.

В работе с особыми детьми, имеющими нарушения психического и интеллектуального развития, существуют сложности в выполнении учебных задач. Многое зависит и от уровня музыкально-слухового развития, наличия необходимых вокальных навыков у таких детей и степени их нарушений. У каждого ребенка индивидуальный тембр голоса, чистота интонирования зачастую отсутствует, диапазон ограничен, чувство ритма развито слабо, речевые нарушения ограничивают педагога при выборе песенного репертуара. Но если грамотно организовать работу на уроке, регулярно и целенаправленно вести работу по овладению детьми певческими навыками, осознанному восприятию музыкального материала, то результат обязательно будет. Дети станут с радостью спешить на уроки и с удовольствием петь.

Используемый музыкальный материал разнообразен и отличается простотой, доступностью, незначительным объемом, повторным пропеванием мелодии, коррекционно-развивающей направленностью.

Всем этим требованиям соответствуют русские народные мелодии, песни. Например, «Дон-дон», «Ворон», «Ладушки». Слова текстов русских народных песен доступны для детского восприятия, напевы легки в исполнении. Важную роль в обучении и развития у ребят подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, ритмичности и координации движения рук применяются упражнения с детскими музыкальными инструментами. Они вызывают живой эмоциональный интерес у детей, развивают слуховое восприятие, расширяют их знания, дают возможность проявить творческие способности.Введение в звуковую палитру различные музыкальные, прежде всего ударные инструменты, является не только источником радости и наслаждения, но и способствует положительной динамики принарушения двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Ударные детские инструменты разнообразны – это маракасы, трещетки, бубен, колокольчик, треугольник и др.

С первых занятий нужно учить детей умению слушать и слышать музыку. Уроки должны быть построены с учетом равномерного распределения психофизической нагрузки.Помочь ребятам сконцентрировать внимание, настроить, подготовить к восприятию музыки. Это могут быть загадки, музыкальные загадки, пальчиковая игра, логоритмические упражнения и т.д. Подготовить речевой аппарат к пению. В этой части урока используются элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики, скороговорки, логоритмические упражнения (Е.Железновой), короткие попевки и упражнения для развития голоса (Анисимовой), пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е.иС.Железновых) и т.д. Песенное творчество помогает развивать музыкальное мышление при помощи импровизации, сочинения мелодий.

Ученики с сохранным интеллектом быстро понимают важность распеваний и короткихпопевок и привыкают к ним, а дети с плохо развитой речью обычно эмоционально реагируют на музыкальные произведения. Но все с интересом выполняют упражнения, поскольку происходит эмоциональное «втягивание» всех детей в общий процесс. Существенное значение играют также упражнения для мышц лица, а также правильного певческого дыхания. Для выработки чистоты интонации я используют следующие упражнения: ручные знаки (по Г. Струве), скользящие движения вверх и вниз, пение «по руке», показ звуковысотности рукой.

Применение фонопедических упражнения для голосового аппарата В.В. Емельянова просты и забавны.Такие упражнения для ребят – своего рода игры. Детям они очень нравятся. Они расслабляют мышцы певческого аппарата и развивают голосовые способности.

Простые попевки с применением хлопков «Эхо отзовись», «Сидит ворон на дубу», «Кукушка», «Филин» носят яркий, радостных характер и способствуют активному дыхательному процессу, а также развитию чувства ритма.

Певческое дыхание отличается от обычного вдоха и выдоха, активностью и протяженностью.Для этого применяются разнообразные упражнения. Например:

«Шарик».Во время вдоха - живот надувается как шарик, на выдохе – шарик сдувается.

«Насосики». Нужно руки сложить перед собой в кольцо и выдыхать воздух рывками, как бы обнимая себя.

«Задуть свечу». Тонкой струйкой воздуха нужно подуть на пальчики.

Эти упражнения очень эффективны, но не следует злоупотреблять ими. Можно использовать не более одного–двух упражнений, чтобы избежать перенапряжения и головокружения у детей.

Особые дети имеют внутреннюю силу и веру в себя могут победить многие недуги. И неважно, что эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как их здоровые ровесники, но несмотря ни на что они двигаются, поют и играют. Они получают от этого радость и удовольствие и дарят радость окружающим, своим близким. Они верят в себя!



Список литературы:

1. Джержинская И.Л. "Музыкальное воспитание младших школьников", Москва "Просвещение" 1985.

2.Кабалевский Д.«Как рассказывать детям о музыке?» Москва «Просвещение» 1989.

3.Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.,1985.

4.Маллер А.Р. "Помощь детям с недостатками развития", Москва 2006.

5. Детский голос: Экспериментальные исследования /Под редакцией В.Н. Шацкой.-М., 1970.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Обучение пению "особенных детей" (из опыта работы)

Автор: Акимова Татьяна Валерьевна

Дата: 08.12.2017

Номер свидетельства: 442980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Из опыта работы. Анкета как одна из форм обобщения школьного учебного курса «Музыка». "
    ["seo_title"] => string(92) "iz-opyta-raboty-ankieta-kak-odna-iz-form-obobshchieniia-shkol-nogho-uchiebnogho-kursa-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "224878"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439232353"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Из опыта работы музыкального руководителя  ДОУ  по теме:"Проектирование НОД с использованием инновационных педагогических технологий." "
    ["seo_title"] => string(148) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-dou-po-tiemie-proiektirovaniie-nod-s-ispol-zovaniiem-innovatsionnykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "181835"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425399567"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Дипломная работа «Особенности вокальной работы на дополнительных музыкальных занятиях со старшеклассниками» "
    ["seo_title"] => string(115) "diplomnaia-rabota-osobiennosti-vokal-noi-raboty-na-dopolnitiel-nykh-muzykal-nykh-zaniatiiakh-so-starshieklassnikami"
    ["file_id"] => string(6) "230331"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442082735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства