Просмотр содержимого документа
«О работе с начинающими»
Работа с начинающими
Педагогическая работа – всегда сложный процесс, а в сфере искусства, возможно, в еще большей мере, чем в других областях, так как круг задач, стоящих здесь перед педагогом, особенно широк. Задачи педагога – пианиста весьма глубоки и чрезвычайно многообразны. Как и в любой области педагогической деятельности, при обучении игре на фортепиано в качестве организующего и руководящего начала выступают основные положения обучающей педагогики. Кроме того, в работе педагога – пианиста всегда претворяются требования высокой идейно-художественной содержательности исполнения, сочетающейся с большим профессиональным мастерством.
Обучение никогда не может быть обособлено от воспитания учащихся – эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. В работе педагога – пианиста воспитание ученика особенно тесно связано с, собственно, профессионально стороной занятий. Вне зависимости от уровня подготовки учащегося, педагог учит музыке. Но подлинное воспитание в музыке немыслимо без развития нравственных качеств ученика, без воспитания его как человека и гражданина. Кроме того, занятия на фортепиано неотделимы от общеэстетического воспитания учащихся: нужно привить ему любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всем их многообразии, глубине, красоте.
Развитие музыкальных способностей учащегося – один из важнейших факторов, определяющих успешность занятий. Весь процесс занятий, помимо передачи учащемуся нужных знаний, навыков, умений, должен представлять собой и непрерывное совершенствование его природных данных, и приобретение на их основе новых качеств, также необходимых ему в работе. Когда говорят о музыкальных задатках начинающего заниматься ребенка, то обычно имеют в виду его музыкальный слух, память и ритм и, насколько можно судить об этом – его музыкальность. Действительно, эти данные – условно назовем их «первичными» - необходимы. В одних случаях они в процессе некоего подготовительного общения с музыкой – дома, в детском саду – смогли выявить достаточно ясно для того, чтобы можно было начать работу. В других случаях, педагогу приходится сначала, приобщая ребенка к музыке, заниматься одновременно самым элементарным развитием этих данных; лишь позже, на этой основе он сможет приступить к обучению игре на фортепиано. На начальном этапе педагог, вообще, какое-то время работает, непосредственно, над развитием у ученика музыкального слуха, памяти, ритма, старается пробудить музыкальность, или, насколько можно, углубить ее. Далее надобность в такой расчленяемой работе отпадает, но развитие указанных музыкальных данных становится органически связанным со всем ходом занятий.
Коснемся сначала музыкального слуха. Без него занятия музыкой немыслимы. Но эта способность тоже, как правило, нуждается в постоянном совершенствовании. Развитие ее обусловлено всем ходом занятий, так как, занимаясь еще с начинающими, педагог уже учит их слушать. На вслушивании строится все последующее обучение. Вообще, умение слушать – движущая сила работы учащегося, основа исполнения, способствующая в то же время дальнейшему углублению слухового развития. Наличие хороших природных задатков, лишь, облегчает обучение. Степень развития слуха находится в прямой связи с данными учащегося, с продолжительностью занятий и, в весьма большой мере, с направленностью работы педагога. Если в каких- либо случаях слуховые навыки ученика, их уровень, не удовлетворяют преподавателя, ему придется еще более систематично работать над этим. В самом начале занятий педагог заботится, в основном, о развитии мелодического слуха, элементах гармонического. Но довольно скоро, внимание ученика будет направляться одновременно также на тембровую, динамическую стороны звучания, на его выразительность. Уже при работе над самым легким репертуаром возникает потребность в слышании не только того, что звучит, но и как звучит. Забота о красочности, выразительности звучания неотделима от обогащения и развития музыкального слуха ученика. Таким образом, содержание всей работы в этой области сильно расширяется.
В большей степени преподаватель воздействует и на музыкальность учащегося, обычно тесно связанную со слуховыми данными. В самых общих чертах понятие «музыкальность» можно определить, как способность чувствовать и понимать выразительность, и красоту музыки и умение передавать их в своем исполнении. Даже неяркие задатки музыкальности тоже можно развить, если только учитель сумеет их почувствовать. Педагог может и, разумеется, должен помочь ученику. Он подбирает соответствующие сочинения, учит слушать выразительность музыкальной речи, слышать красоту звучания, воспринимать смысл музыкальных образов в, доступных малышу, простых песенках. Постепенно их круг расширяется, обогащает возможности ученика, позволяет ему серьезнее заинтересоваться слышимым и исполняемым, понять суть того, или иного музыкального образа, почувствовать прелесть и выразительность звучания какой- либо мелодии, гармонических оборотов, отдельных деталей сочинения.
Отнюдь не однозначное содержание вкладывается в понятие «музыкальной памяти». Основа ее – слуховая память, сначала, обычно, только мелодическая, далее5 – мелодическая и гармоническая, позволяющая ребенку запоминать не только мелодию песенки, или пьесы, но также ее гармоническую ткань. Без хотя бы немного развитого слуха память тоже не будет развиваться, так как она опирается на слуховое начало. Но одной слуховой памяти недостаточно. С ней теснейшим образом соприкасается логическая память, имеющая прямое отношение к запоминанию всего музыкального материала. Существенное значение имеет также моторная, двигательная память. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы она стала основной, но в сочетании со слуховой и логической, моторная память тоже необходима. Весь этот комплекс должен постоянно находиться под контролем педагога, так как обладание хорошей памятью весьма важно и сказывается на всем ходе занятий.
Ощущение выразительности временной организации музыки и ее выявление в исполнительство, которое называют чувством ритма, музыкальным ритмом. Значимость его для ученика трудно переоценить, так как каждое исполнение музыкального произведения представляет собой развертывание его во времени. Воспитание чувства ритма, ощущения выразительности, составляет основу работы педагога над развитием музыкального ритма учащегося. И если в начальный период работы над произведением с малоподготовленным еще учеником, в центре внимания может оказаться не столько ритм, с его выразительностью, сколько метрическая точность прочтения нотной записи, то и при этом необходимо следить, чтобы обязательная точность вскрывала определенный музыкальный смысл, отнюдь не воспринималась учениками механически. В занятиях с музыкально более развитыми учащимися, педагог работает над воспитанием у них, собственно, исполнительского ритма, ритмической восприимчивости, чуткости. Необходимо также ученику исполнительское внимание, без какого – то его минимума полноценное исполнение невозможно.
Перечисленные качества не существуют, конечно, в некоем изолированном виде, а теснейшим образом взаимосвязаны в исполнении. Их необходимо прививать и углублять на протяжении многих лет занятий. Следует всегда помнить, что с помощью преподавателя развитие в указанных направлениях вполне осуществимо.
От педагога по специальности – и здесь в большей степени, чем от кого – либо другого, - зависит насколько сроднится учащийся с музыкой. Если учитель сумеет сделать процесс работы живым, интересным для них обоих, если он будет сам увлечен музыкой, тогда даже средний по данным ученик воспримет увлеченность преподавателя и перенесет ее на свое отношение к занятиям, к музыке вообще.