kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Наставничество – форма взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях работы с детьми с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль воспитателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам в условиях инклюзивного образования. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Наставничество – форма взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях работы с детьми с ОВЗ»»

« Наставничество – форма взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях работы с детьми с ОВЗ»

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль воспитателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам в условиях инклюзивного образования. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации.

Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. 
В связи с этим молодым педагогам нужно целенаправленно помогать, создать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей.

Отечественные специалист С.В. Алехина, Н.Я. Семаго и др.выделили три основных блока профессиональных качеств иклюзивной компетенции.

  1. Мотивационно-ценностные качества

Знать сущность инклюзивного образования, его цели и задачи, основные условия, барьеры и ресурсы. Принять философию инклюзии, ее целевые и ценностные установки. Это признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности ребенка с ОВЗ в целом, а не только на его результаты в учебе; осознание своей личной ответственности как носителя культуры для ребенка с ОВЗ; понимание творческих принципов обучения детей с ОВЗ; готовность к большим духовным, эмоциональным и энергетическим затратам. Иметь способность к эмпатии, корректно и адекватно воспринимать детей с ОВЗ. Уметь вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ на принципах гуманизма. Обладать деликатностью и тактичностью, соблюдать конфиденциальность информации о здоровье и личных тайнах «особого» ученика и его семьи. Обладать педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ, веря в их продвижение в учебе, но не ожидая результатов, превышающих их возможности. Уметь формировать у здоровых детей толерантное отношение к ровесникам с ОВЗ. Логопедия. Теория и практика В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья. Купить

  1. Операционно-деятельностные качества.

Знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ. Выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, делать предварительные прогнозы их развития с помощью психолого-педагогической диагностики и определять основные направления коррекционной работы. Правильно отбирать и эффективно применять в процессе организации совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ современные методы и технологии. Адекватно применять методы организации коррекционно-развивающей работы. В том числе проектные. Микропроекты в виде небольшого исследования для адаптации «особого» ребенка к новому материалу. Длительные исследовательские и творческие макропроекты. Например, исследования «Различие поэтических приемов» и «Физика в ежедневной жизни» с итоговой презентацией. Использовать различные формы совместной деятельности здоровых детей и детей с ОВЗ. Игры и упражнения на развитие сенсорики, моторики, психических процессов и произвольной психической деятельности. Метод «воспитывающих ситуаций». Работа над общими учебными проектами. Выстраивать процесс включения «особых» учеников с учетом их уровня интеллекта и зоны ближайшего развития в процесс обучения всего класса. Например, по такой схеме: индивидуализированные задания — перевод их в разряд дифференцированных — выполнение заданий совместно со всеми детьми. Проектировать коррекционно-развивающую предметно-пространственную среду, одновременно отвечающую потребностям здоровых детей и детей с ОВЗ. Если в классе дети с нарушением зрения — дозировать зрительную нагрузку и использование информационных технологий. Слабослышащего ребенка посадить так, чтобы он четко видел лицо учителя. Детям с ЗПР давать алгоритм и пошаговую инструкцию выполнения заданий. Модифицировать задания с опорой на здоровые системы восприятия детей с ОВЗ. Готовить документы для заседания психолого-медико-педагогического консилиума (при отсутствии тьютора), участвовать в его работе.

  1. Рефлексивно-оценочные способности

Владеть специальной терминологией. Знать и использовать технологии организации инклюзивного образования. Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В том числе разноуровневые задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих анализаторских систем. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии. Уметь работать в междисциплинарной команде, обеспечивающей комплексный характер психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.

Цель моего выступления - рассказать как на практике происходит взаимодействие учителя – логопеда как наставника начинающего воспитателя в условиях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольный период жизни детей с ОВЗ требует от государства, общества и семьи повышенного внимания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. 

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории. В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ ( Статья 79. Организация получения образования обучающихся с ОВЗ).

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Следующим шагом в коррекционном процессе является создание индивидуальной рабочей программы логопеда сроком на один год, содержащей перспективный план проведения занятий по всем направлениям коррекционно-развивающей работы с данным ребёнком ОВЗ.

- на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный
коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его
индивидуальными и возрастными особенностями;
- все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся
в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.

Затем оставляется расписание коррекционных занятий, включение их в режимные моменты педагогического процесса ДОУ в соответствии с САНПин.

Коррекционно-развивающий:

Направления коррекционной работы:

1.Работа с детьми

Коррекционные занятия с детьми проводятся на логопункте детского сада в форме индивидуальных занятий по индивидуальной рабочей программе, составленной на основе программы для детей с ТНР.

Основными задачами коррекционной работы являются:

-коррекция звукопроизношения;

-совершенствование лексико-грамматических представлений.

-развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте;

-развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;



Работа с воспитателями:

Благоприятный психологический климат в группе - одно из специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Доброжелательная атмосфера поддержки, уверенности в успехе складывается из отношения воспитателей к этому «особому» ребёнку и отношения к нему сверстников.

В каждой группе с детьми ОВЗ группе есть специальный уголок, где находится отдельный комплект пособий и материалов для индивидуальных коррекционных занятий с воспитателем в группе по заданиям логопеда. Туда входят: комплекс упражнений артикуляционной гимнастики; альбомы по автоматизации поставленных звуков, дидактические игры для развития лексико-грамматического строя речи. Задания выдаются на каждую неделю.

Какие же формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей существуют в нашем учреждении?

В первую очередь, это обмен диагностическими сведениями о воспитанниках группы. Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование воспитанников старших возрастных групп и знакомит с его результатами воспитателя. А воспитатель проводит диагностику общего развития, сообщает учителю - логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его речевого развития и условия семейного воспитания.

Так же одной из самых удачных форм является, тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей, из которой воспитатели могут брать задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, перечень заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, лексико – грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.

В своей практике я даю материал на повтор пройденного материала, который подходит для всех детей группы по совершенствованию фонематического слуха, на отработку лексико – грамматических категорий, упражнения на развитие связной речи. В результате такой деятельности ребёнок с ОВЗ на занятиях с воспитателем будет чувствовать себя увереннее, сможет выполнить предложенные задания, уже ему знакомые или аналогичные (что зависит от возможностей ребёнка), наравне с другими детьми. В образовательной деятельности, организованной таким образом, все дети будут активными участниками.

Следующая форма - это ежедневные педагогические пятиминутки. Это самая насыщенная форма взаимодействия. Педагогические пятиминутки проходят в течение дня, в то время, когда учитель-логопед приводит ребёнка с индивидуального коррекционного занятия.

Каждый раз логопед сообщает воспитателю об успехах или неудачах ребёнка в процессе логопедического занятия. Даёт короткие рекомендации и советы, как закрепить успех или как преодолеть неудачу. Воспитатель в свою очередь может раскрыть секрет состояния ребёнка на данный момент. Таким образом, идёт обмен информацией, которой владеет и воспитатель и учитель-логопед. Воспитателям предоставляется информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе с целью профилактики речевых нарушений. В свою очередь воспитатели делятся с учителем-логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Так же логопед может обратиться с просьбой к воспитателю для последующего закрепления полученных навыков в режимных моментах и свободной деятельности детей.

Таким образом, образуется "цепочка" педагогического взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда. Только тесный контакт может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Не реже одного раза в месяц проводятся консультации с воспитателями группы по ходу коррекционной работы с детьми с ОВЗ; по состоянию звукопроизношения на данном этапе; ведь именно воспитатели проводят большую часть времени с детьми в группе и имеют возможность следить за речью воспитанников во все режимные моменты жизни группы.

Во второй половине учебного года проводится мастер-класс для воспитателей по автоматизации поставленных звуков в повседневной речи, это помогает повысить компетентность воспитателей в коррекционном процессе и стать его активными участниками.

На будущее хотелось бы установить в группах с детьми ОВЗ компьютерную программу по коррекции психоречевых процессов, что повысило бы эффективность коррекционного процесса.


В конце учебного года проводится итоговая диагностика результатов коррекционной работы. Затем проводятся консультации с родителями по результатам коррекционной работы, им даются задания и рекомендации на лето.

Результаты диагностики обсуждаются на консилиуме ДОУ; проводится анализ проведённой работы и обсуждаются её результаты. Совместно с консилиумом предлагаются решение проблем и рекомендации на следующий учебный год.

Правильное построение психолого-педагогического сопровождения, осуществляемого учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами внутри коррекционно-развивающего пространства позволяет решить проблемы коррекции различных специфических речевых нарушений сопутствующих отклонений у детей с ОВЗ, раскрытия потенциальных возможностей ребёнка в процессе его развития, дальней шей социализацией в общество.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тураева Оксана Александровна

Дата: 18.02.2022

Номер свидетельства: 600555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства