Музыкальное образование детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Музыкальное образование детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальное образование детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Музыкальное образование
детейстаршего дошкольного возраста
в музыкально – театрализованной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО
На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.
Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.
Музыкальное образование в детском саду – это
приобщение к миру прекрасного;
развитие музыкальных способностей;
овладение азбукой музыкальной культуры;
воспитание эмоциональной чуткости;
укрепление здоровья детей;
раскрытие индивидуальных творческих способностей.
Но до недавнего времени, музыкальное образование носило преимущественно репродуктивный характер, а включение элементов театрализации в музыкальную деятельность ограничивалось лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства. Театрализованная деятельность приведет к повышению качества музыкального образования дошкольников.
Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, В.И. Логиновой, Л Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Эти исследования показывают, что музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Все эти положения помогли сформулировать цель и задачи работы.
Цель: Повысить качество музыкального образования в музыкально – театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать способности целостного восприятия художественного произведения (музыки, поэтического творчества, театрального спектакля)
2. Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого)
3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
4. Формировать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.
Ведущая педагогическая идея в контексте ФГОС заключается, в том, чтобы поднять на новый уровень качество музыкального образования через оптимизацию взаимодействия в системе «Педагог – ребенок».
На рисунке 1 представлена модель системы музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности, в ней отражены способы реализации, формы организации, методы и приемы.
Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:
- восприятие музыки;
- песенно-игровое творчество;
- пластическое интонирование;
- инструментальное музицирование;
- художественное слово;
- театрализованные игры;
- сценическое действие с единым художественным замыслом.
В немалой степени музыкальному образованию способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.
Согласно положениям ФГОС, деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1. Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки.
2. Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе).
3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).
Основными направлениями работы с детьми по музыкальному образованию в музыкально –театрализованной деятельности являются:
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Игры-превращения, образные упражнения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Ритмические минутки;
Пальчиковый игротренинг;
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
Для осуществления этой работы заранее продумывается дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в музыкально – театрализованной деятельности. Работа по подготовке проводится совместно с воспитателями групп и с привлечением родителей. Выдумка и творчество всех участников процесса проявляются в изготовлении декораций. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.
Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. В такой совместной работе родители сами осваивают педагогические умения и навыки.
Для реализаций этих направлений используются:
беседы с родителями;
консультации для родителей:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;
«Здравствуй, театр!»;
«Театр дома»;
«Театр для малышей»;
Для реализации задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального образования ДОУ необходимо создание педагогических условий:
Применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;
Накопление впечатлений от восприятия искусства;
Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
Развитие основных музыкальных способностей;
Оснащение музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами,
Литература
1. Э.П.Костина «Камертон».
2. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика».
3. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей».
4. А.Е.Антипина «Театрализованное представление в детском саду».
5. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной детельности дошкольников и младших школьников».