Просмотр содержимого документа
«"Музыкальное искусство и его роль в патриотическом воспитании учащихся"»
Музыкальное искусство и его роль в патриотическом воспитании учащихся.
«Массовое музыкальное образование – это не узкоспециальный вопрос музыкальной педагогики, а вопрос будущего нации. Музыка – мощнейшее средство формирования ребенка: его сознания, характера, ценностных установок, умственных способностей и нравственности» А. Мухамбетова
Однажды Лев Толстой сделал такую запись в своём дневнике: «Я не огорчусь, если этот мир полетит в тартарары. Вот только музыку жалко». «Без музыки жизнь была бы ошибкой», - говорил Ницше.
Музыка приходит к нам на помощь в минуты отчаяния и горя, помогает увидеть жизнь в новых тонах и красках, помогает найти в себе новые, неведомые нам прежде силы, вновь поверить в себя и обрести надежду. Она успокоит и расслабит, либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией. В ней есть всё. Надо лишь суметь услышать.
Музыкант – это собиратель звуков, паромщик, переправляющий человека на другие берега, где за границами нашего телесного мира существует иная действительность, интерьер которой и составляют вызволенные им на свободу мелодии, где в силе иные законы, где невозможное возможно, где трепет одной души ощущает другая душа.
Музыка - это сам мир, но воссоздаваемый индивидуальностью человеческого гения.
Музыкальное искусство облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует развитию социально ценностных качеств человека.
Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и просто музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека.
Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Именно такие «молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего».
Следует с малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании… Без осознания значения музыки, невозможно понять и звучание Природы. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь рёвом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого.
Музыка – мощнейший рычаг духовного развития. Как же приобщить к ней обыкновенного человека, того, кому она просто безразлична с позиции высокого искусства, чтобы он понял, что такое Музыка?
«Казахстан – страна безграничных степных
просторов и звенящих песен, льющихся то в
нежной печали, то в жизнерадостном
ликовании»
Пение — важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с духовной структурой человека.
Значение занятий искусством, музыкой, а точнее, пением затрагивает три важнейших для жизни человека сферы: . Здоровье В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано. . Интеллектуальное развитие Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память. . Самоактуализация Формируются такие потребности, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу. Может ли народ совершать свое восхождение без песни?
Музыкальное искусство Казахстана просто невозможно представить без песенного материала, наиболее близкого по духу каждому человеку, ведь в них отражается горе и радость, торжество и печаль народа. В разные эпохи существовали разные песни. Провожая на войну или собирая урожай, встречая праздник или оплакивая умерших сыновей, песни помогали поднимать дух людей, не смотря на тяготы и лишения. Поколение XX века выросло на патриотических песнях, звучавших в годы Великой Отечественной войны. Вокальное искусство - один из наиболее популярных видов музыкального исполнительства - является важнейшей сферой духовного бытия человека.
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании учащихся. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.
Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину ( то место, где он родился, живет, учится).
Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!
Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.
В нынешних непростых условиях, именно обращение к музыкальному искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формируют нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.
Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного образования. «Начало эстетическое — начало нравственное», — утверждал К.Станиславский.
Изучение музыкальных произведений патриотического характера направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Важной гранью воспитания и развития личности является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное восприятие школьников. Чувства и переживания, которые вызывают музыкальные произведения, а также, песенный репертуар, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности в любви – к матери, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Проводя исследования и опрос учащихся по данной теме, мы пришли к выводу о том, что способствует обогащению внутренних ценностей человека:
постижение основных пластов мирового музыкального искусства: национального искусства, произведений композиторов-классиков;
введение учащихся в мир музыки посредством интонаций, образов казахской музыкальной культуры;
знакомство с казахской народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
изучение основных жанров казахской народной музыки;
В развитии чувства патриотизма у школьников огромную роль играет хоровое искусство, которое способно осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Соединение европейских традиций с казахскими музыкальными традициями приводит к художественно - ярким образцам хоровых музыкальных произведений. Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Здесь мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью, за которой пойдет любой ученик.
В изучении произведений патриотического характера существует 2 способа:
Первый.Словесные пояснения, беседы с учителем, направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся произведением, историческими событиями периода, которые отражены в произведении, тем самым, прививая любовь к Отечеству.
Второй.Сам процесс восприятия развивает эмоциональную отзывчивость учащихся на исполняемое произведение. Только собственным исполнением, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, можно приобщить личность ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.