Музыкальные занятия – как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Музыкальные занятия – как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Музыка, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Её язык интернационален и не нуждается в переводе. В тоже время он способен передать самые тонкие самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят: музыка начинается там, где кончается слово.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальные занятия – как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
Детский сад «Родничок» г. Кондрово
«Музыкальные занятия – как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
Автор: музыкальный руководитель
Ланцова Ю.В.
Музыка, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Её язык интернационален и не нуждается в переводе. В тоже время он способен передать самые тонкие самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят: музыка начинается там, где кончается слово.
Цели и задачи моей работы: зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки. Сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок (желательно сочиненный самими детьми – самостоятельно или с помощью педагога), рассказ, сопровождающий игру. Глубоко прав Д.Б.Кабалевский, говоря, что «интерес к музыке, увлеченность к музыке, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль». Задачей моей работы является стремление дать детям не только музыкальное развитие, но и приобщить их к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах русской и зарубежной музыки, а также произведений современных композиторов и русской народной музыки. Использовать любую возможность для формирования души ребенка – чуткой, доброй, внимательной. Научить обучающихся детей не слушать звуковой суррогат, а настоящую музыку.
Сущность методики моего преподавания в том, что начинать заниматься с детьми, точнее говоря, - приобщить их к искусству, - следует с самого раннего возраста. Очень важно – вводить занятия музыкой в жизнь детей естественным путем, нисколько не отрывая их от привычной детской жизни и тем более не вытесняя ничего, что кажется им приятным и необходимым (игры детей).
Большую роль, в первый период обучения музыке играет домашнее окружение (мама, папа, бабушка, дедушка). Они могут стать незаменимыми помощниками в деле обучения ребенка. На каждом занятии я стараюсь создавать непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение и воспитывать музыкой.
Материал, который я даю тщательно мною «отработан». Он наиболее удачно выполняет мои педагогические задачи, помогает устранить неполадки в постановке рук. Самая распространенная «опасность» - зажатость рук. Для того, чтобы избежать ее в самом начале обучения я раскладываю какую-либо известную ребенку мелодию между правой и левой руками и даю играть одними третьими пальцами. Главное при этом – свобода рук. К примеру, давая «Леку», добиваюсь свободы снятия и переноса левой руки после погружения на главную ноту мелодии. Подбирая материал для переноса руки через руку, «полеты» на разные интервалы, я стремлюсь развивать в ребенке мобильность, быструю реакцию. Каждое даже самое маленькое произведение должно запечатлеться в сознании ребенка как целостный образ, который может заинтересовать и пробудь фантазию ребенка.
Занятия на первом этапе обучения с учениками посвящаю пению простейших мелодий со словами, затем подбору их на фортепиано. В результате учащийся должен научиться выразительно, певучим звуком, пользуясь динамическими оттенками, играть мелодию с несложным сопровождением. Уметь передать музыкальный образ исполняемых пьес и песен. Стремлюсь развить воображение, фантазию, память, внимание, любознательность на основе стихов, сказок А.С.Пушкина, художника И.Левитана, композитора П.Чайковского.
Мой способ преподавания закономерно требует общения со слушателями. Я стараюсь внушить ребенку, что все накопленное им на занятиях должно быть показано в публичных выступлениях. Естественным завершением учебного года у детей является концерт – самоотчет. Дети дают как бы развернутый показ накопленного ими репертуара перед слушателями. С самых первых шагов юные музыканты должны делиться с окружающими тем, что приобрели в любой форме: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причем играть так, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. Через выступление происходит стимулирование музыкального развития ребенка, его самооценка через публичное одобрение его достижений. Публичное выступление выявляет достоинства и недостатки ученика, учит тому особому напряжению и волевой выдержке, которые так важны в становлении личности.
На последующих этапах обучения игре на фортепиано каждому ученику выбираю для разучивания произведения высокого художественного уровня: русские народные песни, танцы, произведения русских и зарубежных классиков, произведения гражданско-патриотического содержания, а также детские песни. Разучивание каждого произведения предваряю объяснением их содержания, социальной значимости, рассказом о событиях истории, личных впечатлениях. Применяемые мною методы обучения детей способствуют более скорому овладению навыками игры на фортепиано.
Своим опытом делюсь с молодыми педагогами. Выступаю с сообщениями на методических советах, семинарах, занятиях. Провожу открытые уроки. Так мною была создана методическая разработка «Критерий оценок на академических концертах в музыкальной школе». Зачитывались доклады: «Работа с учищимися старших классов над крупной формой», «Работа над полифоническими произведениями в средних классах», «Позиция, техническая группировка». Был проведен открытый урок на тему: «Работа над этюдами». Работа в Доме детского творчества разработала образовательную программу по теме: «Обучение игре на фортепиано младших школьников».
Считаю возможным применение моего опыта работы в фортепианном классе педагогами учреждений дополнительного образования.
В заключении могу сказать, что я безгранично верю в скрытые в ребенке творческие силы, в любовь к музыке, а также в то, что ребенок вместе с музыкальным обучением, получает и эстетическое воспитание.