kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического воспитания развития детей с нарушением слуха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.

                На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением электроакустической аппаратуры) система образовательно-коррекционной работы с использованием музыки получило свое дальнейшее развитие. Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха начиная с младенческого возраста. В специальных дошкольных учреждениях предусмотрены музыкально-ритмические занятия. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении танцевальных занятий. Эти занятия направлены на эстетическое воспитание детей средствами музыки, расширения их кругозора, совершенствование движений, развитие слухового восприятия, произносительной стороны устной речи, творческих способностей детей. Музыкально - эстетическая работа открывает новые пути для более полноценного развития глухих детей, приобщения к духовной культуре, помогает им адаптироваться в современном обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического воспитания развития детей с нарушением слуха.»

Музыкально-ритмические занятия

как процесс эстетического воспитания развития детей с нарушением слуха.

( из опыта работы учителя ритмики Базуллиновой Н.Т.)




Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.

На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением электроакустической аппаратуры) система образовательно-коррекционной работы с использованием музыки получило свое дальнейшее развитие. Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха начиная с младенческого возраста. В специальных дошкольных учреждениях предусмотрены музыкально-ритмические занятия. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении танцевальных занятий. Эти занятия направлены на эстетическое воспитание детей средствами музыки, расширения их кругозора, совершенствование движений, развитие слухового восприятия, произносительной стороны устной речи, творческих способностей детей. Музыкально - эстетическая работа открывает новые пути для более полноценного развития глухих детей, приобщения к духовной культуре, помогает им адаптироваться в современном обществе.

Главной целью работы считаю, определение условий при которых музыкально-танцевальные занятия будут способствовать полноценному развитию глухих детей.

Одна из значимых задач: познакомиться с принципами, методами и приемами обучения детей на занятиях музыки и хореографии.

Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха - одна из главных задач. Музыкально-ритмических занятий, которая предполагает отбор музыкального материала для слушания, танцевальный и песенный репертуар, выбор гимнастических упражнений и т. д. Эта задача возможно при реализации в некоторых методических приемов обучения, организации коррекционно-ритмических занятий (оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения педагога с воспитанниками и детей между собой и т. п.).Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты.

Эстетическое воспитание на музыкально - ритмических занятиях способствует нравственному развитию у детей с нарушениями слуха. Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в глухом ребенке. Коллективная форма работы способствует совершенствованию умений ребят общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.

Для эмоционального развития детей используются дидактические игры, позволяющие интересно и увлекательно формировать у дошкольников достаточно сложные умения и навыки, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Например, при обучении определять начало и окончание музыки применяется модификация известной игры “Третий лишний”: с началом звучания музыки водящий догоняет третьего лишнего, с ее прекращением третий лишний встает впереди пары детей, и игра продолжается.

На музыкально коррекционно-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе. Творческое начало у слаболышащих детей может проявляться по разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений и т. п.

Физическое развитие слабослышащих детей – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – ритмические занятия. У школьников формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.

Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей с нарушениями слуха, гимнастических и танцевальных упражнений под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-танцевальных занятиях.

На этих занятиях развитие слухового восприятия музыки и произносительных навыков происходит при одновременном выполнении соответствующих движений.

Только при комплексном учете задач, поставленных перед музыкально коррекционно-ритмическими занятиями, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для реабилитации слабослышащих школьников, более полноценной социальной адаптации.

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий.

У детей особенно в начальном звене весь костно-связочный аппарат еще слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья учащихся.

Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий учащихся..

Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с эти следует отметить целесообразность исполнения подготовительных, подводящих упражнений для усвоения ранообразых двигательных навыков.

Учитывая индивидуальные особенностей каждого ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.

Принцип систематичности – один из ведущих приёмов работы.

Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из – за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое движение нужно выполнять добросовестно и доводить до конца.

Систематические занятия, дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие – то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

При разучивании новых движений наглядность – это практический показ движений педагогом.

Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.

Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Организация занятий основами хореографии и музыкальной ритмики обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

Учитель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально – двигательного задания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

В начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.

Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.).

Целесообразно выделить в этом методе несколько важных приемов, которые используются на танцевальных занятиях:777777777777777777.

У детей игровой рефлекс доминирует, малыш лучше все воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника.

Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников.

Правильно подобранные методы приводят к тому, что дети с нарушениями слуха занимаются с удовольствием, уходят с занятия счастливыми и с нетерпением ждут новой встречи с музыкой и танцем.

Программа музыкально-ритмического развития специальных (коррекционных) учреждениях для глухих детей (I вид) включает следующие разделы:

  • обучение движениям под музыку;

  • обучение восприятию музыки;

  • декламация песен под музыку;

  • автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

На музыкально-ритмических занятиях у детей с нарушениями слуха формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку), инсценирование музыкальных сказок и т. п.

Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.

Один из основных видов деятельности, это музыкально- коррекционно – ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально – двигательным играм. В процессе работы важное значение придается развитию у дошкольников импровизации движений под музыку.

Широко используется фонетическая ритмика. В упражнениях с использованием приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Музыка и танец сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.

Музыкально-ритмические занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Музыка и слабослышащие дети несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.

Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу и это позволяет смотреть на хореографическое развитие воспитание в специальных дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей с нарушениями слуха.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Базуллиновой Нуркен Толеухановне

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства