Просмотр содержимого документа
«"Музыка и ритмика - одно целое"»
МАУ ДО «ВГ ДДТ»
Подготовительное отделения «Веснушки» ДХС «Камертон»
Методическое пособие: «Музыка и ритмика – одно целое», совмещение вокала и ритмики в одном музыкальном произведении.
Автор: Рагаб Мария Александровна, методист МАУ ДО «ВГ ДДТ»
Цель: Совместить вокальное исполнение и движение, держа мелодию и соблюдая ритм выбранного музыкального произведения.
Задачи:
Познакомить обучающихся с возможностями исполнения музыкального произведения, используя движение.
Развить у обучающихся чувство ритма, не забывая о мелодии.
Возраст обучающихся: от 4 до 6 лет.
Срок обучения: 1 год.
Задание: Исполнение музыкального произведения, используя ритмические движения.
I этап – Вокальное исполнение
II этап – Ритмическое исполнение
III этап – Соединение вокального и ритмического исполнения воедино
Материалы:
- Камертон
- Метроном
Оборудование:
- Фортепиано
- Ноутбук
- Музыкальный центр
План урока
Организационный момент – 5 минут
Теоретический материал (техника безопасности + “Мастер-класс педагога”) – 15 минут
Самостоятельная работа – 20 минут
Подведение итогов урока – 5 минут
Ход урока
I. Организационный момент
Педагог проверяет готовность к уроку. Наличие необходимых материалов и инструментов.
II. Теоретический материал по распределению дыхания во время вокального и ритмического исполнения музыкального произведения (техника безопасности + “Мастер-класс”).
Инструктаж по технике безопасности.
Теория
I этап
Обучающиеся выстраиваются в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых рук, друг от друга и начинают выполнять дыхательные упражнения для разогрева речевого аппарата – делают резкий вдох носом, к выдоху ртом добавляют звуки: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я; проговаривают скороговорки, делают такие упражнения, как: покусывание языка, чистка зубов языком, чистка щёк языком, чесание нижними зубами верхней губы и наоборот, чистка верхними зубами нижней губы и т.д… Такие упражнения помогают расслабить речевой аппарат, способствуют свободному звукоизвлечению и правильному произношению слогов; пробуют цепное дыхание – берут дыхание по очереди, чтобы звуки были непрерывными и наоборот, берут дыхание все вместе и слушают паузу. Педагогом проводится комплекс упражнений для понимания обучающимися силы звука и контроля над звукоизвлечением: проговаривание фраз шёпотом и громко, цокание языком: медленно и громко, ускоряясь и утихая, быстро и тихо и т.п..
Далее обучающиеся слушают камертон и тем самым, настраивают слух на правильное восприятие тональности мелодии музыкального произведения.
Педагог вместе с детьми начинает медленно пропевать слова произведения с прохлопыванием сильных долей. После медленного и тщательного разбора музыкального произведения, педагог включает «минус» и обучающиеся вместе с педагогом его исполнят.
II этап
Педагог включает «плюс» произведения и демонстрирует движения, которые будут использованы при его исполнении. На проигрыше в основном используются шаги, хлопки или прыжки, а во время исполнения куплета и припева – образные движения, которые демонстрируют эмоции, расстояние, величину или глубину слов произведения и т.п..
III этап
После вокального исполнения педагог добавляет к произведению ритмические движения – шаги, хлопки, прыжки и т.п. и уже вместе, с вокальным и ритмическим исполнением, идёт проработка музыкального произведения в целом.
Самостоятельная работа
Обучающиеся исполняют музыкальное произведение самостоятельно, педагог выступает в качестве зрителя. (После исполнения выбранного произведения педагог вносит какие-либо нужные изменения и корректирует исполнение).
Подведение итогов урока
Обучающиеся совместили и исполнили музыкальное произведение используя вокальные и ритмические приёмы
Итог – самое главное в исполнении музыкального произведения – это держать дыхание, не сбивать ритм и петь чистую, без фальши, мелодию, при этом двигаться ритмически.Такое исполнение музыкального произведения даёт зрителю понять эмоциональный окрас произведения, получить удовольствие от его просмотра, а исполнителю – возможность показать о чём он поёт и передать те эмоции, которые он хочет.