kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка, стимулирующая обучение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное искусство имеет уникальные возможности воздействия на человека. Именно оно является большой преобразующей силой, средством нравственного, интеллектуального и духовного формирования личности. В современной педагогике для развития умственных и творческих способностей особое значение приобретает поиск новых идей, использования инновационных технологий. Такой инновацией в нашем учебном заведении было внедрение коллективного музицирования на уроках музыки и создание ансамбля сопилкарей. Главной целью работы ансамбля является духовное, интеллектуальное, эмоциональное развитие детей, а также развитие их творческого потенциала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка, стимулирующая обучение. »

Музыка, стимулирующая обучение.
      

«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков -
важное средство нравственного и умственного воспитания
человека, источник благородства сердца и чистоты души».
В. А. Сухомлинский

Музыкальное искусство имеет уникальные возможности воздействия на человека. Именно оно является большой преобразующей силой, средством нравственного, интеллектуального и духовного формирования личности.
       В современной педагогике для развития умственных и творческих способностей особое значение приобретает поиск новых идей, использования инновационных технологий.
       Такой инновацией 12 лет назад в нашем учебном заведении было внедрение коллективного музицирования на уроках музыки и создание ансамбля сопилкарей.


Главной целью работы ансамбля является духовное, интеллектуальное, эмоциональное развитие детей, а также развитие их творческого потенциала.
      Именно эстетическое воспитание является залогом всестороннего развития подрастающего поколения. Восприятие классической музыки или, еще лучше, ее исполнение способно воспитывать высоконравственного человека. В этом и есть воспитательная сила музыкального искусства - свободно, непосредственно, ненавязчиво и, вместе с тем, очень сильно влиять на личность.
                                                                    
«Подобно тому, как гимнастика способствует, в определенной степени, развитию физических качеств, так музыка способна влиять на этическую природу» Аристотель.  
     Ученые установили, что определенные жанры музыки воздействуют как сильный стимулятор и на детей, и на взрослых.
Расслабление, вызываемое определенной музыкой, поддерживает способность и готовность ума к концентрации, помогает выполнять напряженную умственную работу.

В музыке, воссозданной голосом или инструментом, есть вибрационные колебания, которые влияют на организм человека животворно, побуждая к творчеству.
   Игра на сопилке улучшает координацию движений пальцев, что непосредственно связано с умственным развитием личности.



Таким образом, роль музыкального искусства в формировании духовного мира человека, его интеллектуальных способностей трудно переоценить.
    Исходя из этих соображений, в уроки музыки и внеурочные занятия внедрено коллективное музицирование.


     Хотелось бы немного подробнее рассказать о начале этого уникального дела в нашем учебном заведении.


      12 лет назад, в ноябре 2003 года, нашу гимназию посетил Панаит Николаевич Вакаренко, учитель музыкальной школы г. Броваров, человек, посвятивший игре на сопилке и коллективному музицированию 40 лет педагогической деятельности. Поделившись своим опытом, Панаит Николаевич предложил это интересное и уникальное дело начать в нашей гимназии.



В то время я понятия не имела, насколько тесно свяжется с моей работой игра на сопилке, ведь я никогда не имела дела с духовыми инструментами.
       Но начало было положено. С тех пор по всей гимназии зазвучала сопилка, с которой мы уже никогда не расставались. Она звучала и на праздниках, и при встречах с уважаемыми гостями гимназии, и при выезде коллектива на природу.

Она органично вошла в нашу среду.  Хотя самое сложное было впереди. Легко было научиться играть самой, надо было научить этому детей, но не индивидуально, как это делается в музыкальных школах, а коллективно, то есть одновременно весь класс в рамках 1-го урока в неделю.

Коллективное музицирование - дело насколько интересное, настолько и сложное. Наибольшей его ценностью является живое участие каждого учащегося в изучении музыки, привлечение всех к музыкальному творчеству. Ребенок активно воспринимает и воспроизводит музыкальный материал, что способствует развитию метроритмичес-кого и звуковысотного слуха, музыкальной памяти.
        Обучение игре на сопилке ускоряет процесс изучения нотной грамоты и приобретение навыков сольфеджио. Главный принцип при усвоении игры на сопилке - сочетание зрительного и слухового восприятия нотного письма (ученики смотрят в ноты, воспроизводят на сопилке, контролируют свою игру: «вижу-воспроизвожу-контролирую»).
Благодаря этой системе полученные знания на уроке дети могут сразу применить на практике. Они не только овладевают игрой на сопилке, но и приобретают опыт, как научить играть на ней другого.
          В. А. Сухомлинский, в «Школе радости» которого дети не только играли на сопилках, но и сами изготавливали их, говорил о живом звучание инструмента: «Сама простая песенка, сыгранная на сопилке, важнее прослушанного инструментального произведения или оперы».
          Таким образом, благодаря коллективному музицированию ученики из урока в урок приобретают теоретические и практические навыки, развивается колоссальное распределение внимания, внутренний слух, чувство ритма, опыт ансамблевой игры. Оно способствует позитивному общению между учениками, создает творческую атмосферу, усиливает чувство причастности и значимости каждого.
На тот же период, декабрь 2003 года, приходится создания в гимназии ансамбля сопилкарей.

Начиналась это дело нелегко, но от этого не менее интересно, ведь я вместе с детьми осваивала этот уникальный инструмент.
          Уже через 2-3 месяца занятий мы могли показать первые результаты наших совместных усилий. Первый концерт на вечере встречи выпускников в феврале 2004 года, первая запись на радио в передаче «Ковчег» с Анатолием Полонским, первый диплом за победу в городском конкурсе «Живые родники» в марте 2004.
       Позже было еще много выступлений, концертов как в гимназии, так и за ее пределами. Конкурсы, поездки, вместе с которыми приходили не только победы, но и уверенность в правильности выбранного пути. Нас стали приглашать и на международные фестивали и конкурсы.
В мае 2005 года ансамбль стал участником Международного художественного фестиваля-конкурса «Садок вишневий коло хати» в г. Городище Черкасской области, и впервые стал лауреатом конкурса.
       Через год, в апреле 2006 года, коллектив был участником Молодежного фестиваля «Золотая роза» во Львове, посвященном 750-летию города.
   Самым незабываемым событием лета 2007 года была поездка в Болгарию на VI Международный детский конкурс «Усмивките на морето» в г. Балчик, в котором наш ансамбль стал лауреатом I степени в номинации народные инструменты
   Жизнь коллектива интересна и разнообразна. Мы не только занимаемся, но и отдыхаем, ходим в походы, в горы. За это время очень изменился и почти обновился состав коллектива, что, конечно, добавляет свои сложности в работе. Но наряду с победами, с изменениями ценным я считаю то, что коллективное дело способствует не только сплоченности детей, взаимопониманию и положительному общению между ними, но и духовному и умственному росту, развитию творческого потенциала, создает творческую атмосферу.
  В процессе обучения у учащихся развиваются не только музыкальные способности, техника игры на сопилке, а также чувствительность к звучанию, эмоциональность.
        Эти дети, по наблюдениям учителей-предметников, например, выразительно и на более эмоциональном уровне декламируют стихи, а из задач, которые дает на выбор учитель, выбирают задачи творческие.
       Широко используется игра на сопилке и на других уроках (литературы, языка, математики), во внеклассных мероприятиях, а также в городских конкурсах и олимпиадах.
       Благодаря систематическим занятиям улучшаются и музыкальные данные детей. В начале и в конце учебного года я провожу музыкальное диагностирования детей, то есть определение диапазона их голосов, чистоты интонирования. Так вот у детей, которые постоянно играют на инструменте, в конце учебного года эти показатели улучшаются: увеличиваются вокальные возможности детей, расширяется диапазон голоса, объем дыхательного аппарата. При исполнении музыкальных произведений, песен дети умеют экономно использовать дыхание.
        Кстати, игра на сопилке имеет большой оздоровительный эффект, ведь это и развитие легких (принцип игры на сопилке сравнивают с аппаратом Кузнецова для лечения астмы), и правильное дыхание.
        Для эффективности работы ансамбля в начале 2007 года мной была создана
авторская программа работы кружка сопилкарей, при содействии КРИППО. Она была принята и утверждена ученым советом КРИППО.
        

Эта программа построена на принципах:
- личностно - ориентированного подхода (общение на диалогической основе);
- активности и самостоятельности учащихся, что развивает в них самостоятельное мышление и творчество;
- на принципах непрерывности и последовательности, которые предусматривают, что приобщение к искусству и эстетического отношения к нему будет осуществляться систематически и постепенно.
    Плакаева Зекие Музафаровна,

учитель музыки высшей категории, старший учитель,

руководитель ансамбля сопилкарей

МБОУ «Симферопольская академическая гимназия».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Музыка, стимулирующая обучение.

Автор: Плакаева Зекие Музафаровна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 227872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "«Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся на уроках музыки» "
    ["seo_title"] => string(112) "vliianiie-ikt-tiekhnologhii-na-povyshieniie-uchiebnoi-i-tvorchieskoi-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "199290"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428562591"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "175736"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424310870"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Эффективность музыкального обучения и воспитания детей через интегративные связи дополнительного и общего образования "
    ["seo_title"] => string(139) "effiektivnost-muzykal-nogho-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-chieriez-intieghrativnyie-sviazi-dopolnitiel-nogho-i-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "230433"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442143205"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музыки "
    ["seo_title"] => string(62) "intielliektual-noie-razvitiie-doshkol-nikov-sriedstvami-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "222741"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436771332"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения "
    ["seo_title"] => string(121) "osobiennosti-ispol-zovaniia-tiekhnologhii-art-tierapii-i-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419433577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства