kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка, стимулирующая обучение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное искусство имеет уникальные возможности воздействия на человека. Именно оно является большой преобразующей силой, средством нравственного, интеллектуального и духовного формирования личности. В современной педагогике для развития умственных и творческих способностей особое значение приобретает поиск новых идей, использования инновационных технологий. Такой инновацией в нашем учебном заведении было внедрение коллективного музицирования на уроках музыки и создание ансамбля сопилкарей. Главной целью работы ансамбля является духовное, интеллектуальное, эмоциональное развитие детей, а также развитие их творческого потенциала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка, стимулирующая обучение. »

Музыка, стимулирующая обучение.
      

«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков -
важное средство нравственного и умственного воспитания
человека, источник благородства сердца и чистоты души».
В. А. Сухомлинский

Музыкальное искусство имеет уникальные возможности воздействия на человека. Именно оно является большой преобразующей силой, средством нравственного, интеллектуального и духовного формирования личности.
       В современной педагогике для развития умственных и творческих способностей особое значение приобретает поиск новых идей, использования инновационных технологий.
       Такой инновацией 12 лет назад в нашем учебном заведении было внедрение коллективного музицирования на уроках музыки и создание ансамбля сопилкарей.


Главной целью работы ансамбля является духовное, интеллектуальное, эмоциональное развитие детей, а также развитие их творческого потенциала.
      Именно эстетическое воспитание является залогом всестороннего развития подрастающего поколения. Восприятие классической музыки или, еще лучше, ее исполнение способно воспитывать высоконравственного человека. В этом и есть воспитательная сила музыкального искусства - свободно, непосредственно, ненавязчиво и, вместе с тем, очень сильно влиять на личность.
                                                                    
«Подобно тому, как гимнастика способствует, в определенной степени, развитию физических качеств, так музыка способна влиять на этическую природу» Аристотель.  
     Ученые установили, что определенные жанры музыки воздействуют как сильный стимулятор и на детей, и на взрослых.
Расслабление, вызываемое определенной музыкой, поддерживает способность и готовность ума к концентрации, помогает выполнять напряженную умственную работу.

В музыке, воссозданной голосом или инструментом, есть вибрационные колебания, которые влияют на организм человека животворно, побуждая к творчеству.
   Игра на сопилке улучшает координацию движений пальцев, что непосредственно связано с умственным развитием личности.



Таким образом, роль музыкального искусства в формировании духовного мира человека, его интеллектуальных способностей трудно переоценить.
    Исходя из этих соображений, в уроки музыки и внеурочные занятия внедрено коллективное музицирование.


     Хотелось бы немного подробнее рассказать о начале этого уникального дела в нашем учебном заведении.


      12 лет назад, в ноябре 2003 года, нашу гимназию посетил Панаит Николаевич Вакаренко, учитель музыкальной школы г. Броваров, человек, посвятивший игре на сопилке и коллективному музицированию 40 лет педагогической деятельности. Поделившись своим опытом, Панаит Николаевич предложил это интересное и уникальное дело начать в нашей гимназии.



В то время я понятия не имела, насколько тесно свяжется с моей работой игра на сопилке, ведь я никогда не имела дела с духовыми инструментами.
       Но начало было положено. С тех пор по всей гимназии зазвучала сопилка, с которой мы уже никогда не расставались. Она звучала и на праздниках, и при встречах с уважаемыми гостями гимназии, и при выезде коллектива на природу.

Она органично вошла в нашу среду.  Хотя самое сложное было впереди. Легко было научиться играть самой, надо было научить этому детей, но не индивидуально, как это делается в музыкальных школах, а коллективно, то есть одновременно весь класс в рамках 1-го урока в неделю.

Коллективное музицирование - дело насколько интересное, настолько и сложное. Наибольшей его ценностью является живое участие каждого учащегося в изучении музыки, привлечение всех к музыкальному творчеству. Ребенок активно воспринимает и воспроизводит музыкальный материал, что способствует развитию метроритмичес-кого и звуковысотного слуха, музыкальной памяти.
        Обучение игре на сопилке ускоряет процесс изучения нотной грамоты и приобретение навыков сольфеджио. Главный принцип при усвоении игры на сопилке - сочетание зрительного и слухового восприятия нотного письма (ученики смотрят в ноты, воспроизводят на сопилке, контролируют свою игру: «вижу-воспроизвожу-контролирую»).
Благодаря этой системе полученные знания на уроке дети могут сразу применить на практике. Они не только овладевают игрой на сопилке, но и приобретают опыт, как научить играть на ней другого.
          В. А. Сухомлинский, в «Школе радости» которого дети не только играли на сопилках, но и сами изготавливали их, говорил о живом звучание инструмента: «Сама простая песенка, сыгранная на сопилке, важнее прослушанного инструментального произведения или оперы».
          Таким образом, благодаря коллективному музицированию ученики из урока в урок приобретают теоретические и практические навыки, развивается колоссальное распределение внимания, внутренний слух, чувство ритма, опыт ансамблевой игры. Оно способствует позитивному общению между учениками, создает творческую атмосферу, усиливает чувство причастности и значимости каждого.
На тот же период, декабрь 2003 года, приходится создания в гимназии ансамбля сопилкарей.

Начиналась это дело нелегко, но от этого не менее интересно, ведь я вместе с детьми осваивала этот уникальный инструмент.
          Уже через 2-3 месяца занятий мы могли показать первые результаты наших совместных усилий. Первый концерт на вечере встречи выпускников в феврале 2004 года, первая запись на радио в передаче «Ковчег» с Анатолием Полонским, первый диплом за победу в городском конкурсе «Живые родники» в марте 2004.
       Позже было еще много выступлений, концертов как в гимназии, так и за ее пределами. Конкурсы, поездки, вместе с которыми приходили не только победы, но и уверенность в правильности выбранного пути. Нас стали приглашать и на международные фестивали и конкурсы.
В мае 2005 года ансамбль стал участником Международного художественного фестиваля-конкурса «Садок вишневий коло хати» в г. Городище Черкасской области, и впервые стал лауреатом конкурса.
       Через год, в апреле 2006 года, коллектив был участником Молодежного фестиваля «Золотая роза» во Львове, посвященном 750-летию города.
   Самым незабываемым событием лета 2007 года была поездка в Болгарию на VI Международный детский конкурс «Усмивките на морето» в г. Балчик, в котором наш ансамбль стал лауреатом I степени в номинации народные инструменты
   Жизнь коллектива интересна и разнообразна. Мы не только занимаемся, но и отдыхаем, ходим в походы, в горы. За это время очень изменился и почти обновился состав коллектива, что, конечно, добавляет свои сложности в работе. Но наряду с победами, с изменениями ценным я считаю то, что коллективное дело способствует не только сплоченности детей, взаимопониманию и положительному общению между ними, но и духовному и умственному росту, развитию творческого потенциала, создает творческую атмосферу.
  В процессе обучения у учащихся развиваются не только музыкальные способности, техника игры на сопилке, а также чувствительность к звучанию, эмоциональность.
        Эти дети, по наблюдениям учителей-предметников, например, выразительно и на более эмоциональном уровне декламируют стихи, а из задач, которые дает на выбор учитель, выбирают задачи творческие.
       Широко используется игра на сопилке и на других уроках (литературы, языка, математики), во внеклассных мероприятиях, а также в городских конкурсах и олимпиадах.
       Благодаря систематическим занятиям улучшаются и музыкальные данные детей. В начале и в конце учебного года я провожу музыкальное диагностирования детей, то есть определение диапазона их голосов, чистоты интонирования. Так вот у детей, которые постоянно играют на инструменте, в конце учебного года эти показатели улучшаются: увеличиваются вокальные возможности детей, расширяется диапазон голоса, объем дыхательного аппарата. При исполнении музыкальных произведений, песен дети умеют экономно использовать дыхание.
        Кстати, игра на сопилке имеет большой оздоровительный эффект, ведь это и развитие легких (принцип игры на сопилке сравнивают с аппаратом Кузнецова для лечения астмы), и правильное дыхание.
        Для эффективности работы ансамбля в начале 2007 года мной была создана
авторская программа работы кружка сопилкарей, при содействии КРИППО. Она была принята и утверждена ученым советом КРИППО.
        

Эта программа построена на принципах:
- личностно - ориентированного подхода (общение на диалогической основе);
- активности и самостоятельности учащихся, что развивает в них самостоятельное мышление и творчество;
- на принципах непрерывности и последовательности, которые предусматривают, что приобщение к искусству и эстетического отношения к нему будет осуществляться систематически и постепенно.
    Плакаева Зекие Музафаровна,

учитель музыки высшей категории, старший учитель,

руководитель ансамбля сопилкарей

МБОУ «Симферопольская академическая гимназия».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Музыка, стимулирующая обучение.

Автор: Плакаева Зекие Музафаровна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 227872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "«Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся на уроках музыки» "
    ["seo_title"] => string(112) "vliianiie-ikt-tiekhnologhii-na-povyshieniie-uchiebnoi-i-tvorchieskoi-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "199290"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428562591"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "175736"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424310870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Эффективность музыкального обучения и воспитания детей через интегративные связи дополнительного и общего образования "
    ["seo_title"] => string(139) "effiektivnost-muzykal-nogho-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-chieriez-intieghrativnyie-sviazi-dopolnitiel-nogho-i-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "230433"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442143205"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музыки "
    ["seo_title"] => string(62) "intielliektual-noie-razvitiie-doshkol-nikov-sriedstvami-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "222741"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436771332"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения "
    ["seo_title"] => string(121) "osobiennosti-ispol-zovaniia-tiekhnologhii-art-tierapii-i-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419433577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства