Музыкальное искусство имеет уникальные возможности воздействия на человека. Именно оно является большой преобразующей силой, средством нравственного, интеллектуального и духовного формирования личности. В современной педагогике для развития умственных и творческих способностей особое значение приобретает поиск новых идей, использования инновационных технологий. Такой инновацией в нашем учебном заведении было внедрение коллективного музицирования на уроках музыки и создание ансамбля сопилкарей. Главной целью работы ансамбля является духовное, интеллектуальное, эмоциональное развитие детей, а также развитие их творческого потенциала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыка, стимулирующая обучение. »
Музыка, стимулирующая обучение.
«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души». В. А. Сухомлинский
Музыкальное искусство имеет уникальные возможности воздействия на человека. Именно оно является большой преобразующей силой, средством нравственного, интеллектуального и духовного формирования личности. В современной педагогике для развития умственных и творческих способностей особое значение приобретает поиск новых идей, использования инновационных технологий. Такой инновацией 12 лет назад в нашем учебном заведении было внедрение коллективного музицирования на уроках музыки и создание ансамбля сопилкарей.
Главной целью работы ансамбля является духовное, интеллектуальное, эмоциональное развитие детей, а также развитие их творческого потенциала. Именно эстетическое воспитание является залогом всестороннего развития подрастающего поколения. Восприятие классической музыки или, еще лучше, ее исполнение способно воспитывать высоконравственного человека. В этом и есть воспитательная сила музыкального искусства - свободно, непосредственно, ненавязчиво и, вместе с тем, очень сильно влиять на личность.
«Подобно тому, как гимнастика способствует, в определенной степени, развитию физических качеств, так музыка способна влиять на этическую природу» Аристотель. Ученые установили, что определенные жанры музыки воздействуют как сильный стимулятор и на детей, и на взрослых. Расслабление, вызываемое определенной музыкой, поддерживает способность и готовность ума к концентрации, помогает выполнять напряженную умственную работу.
В музыке, воссозданной голосом или инструментом, есть вибрационные колебания, которые влияют на организм человека животворно, побуждая к творчеству. Игра на сопилке улучшает координацию движений пальцев, что непосредственно связано с умственным развитием личности.
Таким образом, роль музыкального искусства в формировании духовного мира человека, его интеллектуальных способностей трудно переоценить. Исходя из этих соображений, в уроки музыки и внеурочные занятия внедрено коллективное музицирование.
Хотелось бы немного подробнее рассказать о начале этого уникального дела в нашем учебном заведении.
12 лет назад, в ноябре 2003 года, нашу гимназию посетил Панаит Николаевич Вакаренко, учитель музыкальной школы г. Броваров, человек, посвятивший игре на сопилке и коллективному музицированию 40 лет педагогической деятельности. Поделившись своим опытом, Панаит Николаевич предложил это интересное и уникальное дело начать в нашей гимназии.
В то время я понятия не имела, насколько тесно свяжется с моей работой игра на сопилке, ведь я никогда не имела дела с духовыми инструментами. Но начало было положено. С тех пор по всей гимназии зазвучала сопилка, с которой мы уже никогда не расставались. Она звучала и на праздниках, и при встречах с уважаемыми гостями гимназии, и при выезде коллектива на природу.
Она органично вошла в нашу среду. Хотя самое сложное было впереди. Легко было научиться играть самой, надо было научить этому детей, но не индивидуально, как это делается в музыкальных школах, а коллективно, то есть одновременно весь класс в рамках 1-го урока в неделю.
Коллективное музицирование - дело насколько интересное, настолько и сложное. Наибольшей его ценностью является живое участие каждого учащегося в изучении музыки, привлечение всех к музыкальному творчеству. Ребенок активно воспринимает и воспроизводит музыкальный материал, что способствует развитию метроритмичес-кого и звуковысотного слуха, музыкальной памяти. Обучение игре на сопилке ускоряет процесс изучения нотной грамоты и приобретение навыков сольфеджио. Главный принцип при усвоении игры на сопилке - сочетание зрительного и слухового восприятия нотного письма (ученики смотрят в ноты, воспроизводят на сопилке, контролируют свою игру: «вижу-воспроизвожу-контролирую»). Благодаря этой системе полученные знания на уроке дети могут сразу применить на практике. Они не только овладевают игрой на сопилке, но и приобретают опыт, как научить играть на ней другого. В. А. Сухомлинский, в «Школе радости» которого дети не только играли на сопилках, но и сами изготавливали их, говорил о живом звучание инструмента: «Сама простая песенка, сыгранная на сопилке, важнее прослушанного инструментального произведения или оперы». Таким образом, благодаря коллективному музицированию ученики из урока в урок приобретают теоретические и практические навыки, развивается колоссальное распределение внимания, внутренний слух, чувство ритма, опыт ансамблевой игры. Оно способствует позитивному общению между учениками, создает творческую атмосферу, усиливает чувство причастности и значимости каждого. На тот же период, декабрь 2003 года, приходится создания в гимназии ансамбля сопилкарей.
Начиналась это дело нелегко, но от этого не менее интересно, ведь я вместе с детьми осваивала этот уникальный инструмент. Уже через 2-3 месяца занятий мы могли показать первые результаты наших совместных усилий. Первый концерт на вечере встречи выпускников в феврале 2004 года, первая запись на радио в передаче «Ковчег» с Анатолием Полонским, первый диплом за победу в городском конкурсе «Живые родники» в марте 2004. Позже было еще много выступлений, концертов как в гимназии, так и за ее пределами. Конкурсы, поездки, вместе с которыми приходили не только победы, но и уверенность в правильности выбранного пути. Нас стали приглашать и на международные фестивали и конкурсы. В мае 2005 года ансамбль стал участником Международного художественного фестиваля-конкурса «Садок вишневий коло хати» в г. Городище Черкасской области, и впервые стал лауреатом конкурса. Через год, в апреле 2006 года, коллектив был участником Молодежного фестиваля «Золотая роза» во Львове, посвященном 750-летию города. Самым незабываемым событием лета 2007 года была поездка в Болгарию на VI Международный детский конкурс «Усмивките на морето» в г. Балчик, в котором наш ансамбль стал лауреатом I степени в номинации народные инструменты Жизнь коллектива интересна и разнообразна. Мы не только занимаемся, но и отдыхаем, ходим в походы, в горы. За это время очень изменился и почти обновился состав коллектива, что, конечно, добавляет свои сложности в работе. Но наряду с победами, с изменениями ценным я считаю то, что коллективное дело способствует не только сплоченности детей, взаимопониманию и положительному общению между ними, но и духовному и умственному росту, развитию творческого потенциала, создает творческую атмосферу. В процессе обучения у учащихся развиваются не только музыкальные способности, техника игры на сопилке, а также чувствительность к звучанию, эмоциональность. Эти дети, по наблюдениям учителей-предметников, например, выразительно и на более эмоциональном уровне декламируют стихи, а из задач, которые дает на выбор учитель, выбирают задачи творческие. Широко используется игра на сопилке и на других уроках (литературы, языка, математики), во внеклассных мероприятиях, а также в городских конкурсах и олимпиадах. Благодаря систематическим занятиям улучшаются и музыкальные данные детей. В начале и в конце учебного года я провожу музыкальное диагностирования детей, то есть определение диапазона их голосов, чистоты интонирования. Так вот у детей, которые постоянно играют на инструменте, в конце учебного года эти показатели улучшаются: увеличиваются вокальные возможности детей, расширяется диапазон голоса, объем дыхательного аппарата. При исполнении музыкальных произведений, песен дети умеют экономно использовать дыхание. Кстати, игра на сопилке имеет большой оздоровительный эффект, ведь это и развитие легких (принцип игры на сопилке сравнивают с аппаратом Кузнецова для лечения астмы), и правильное дыхание. Для эффективности работы ансамбля в начале 2007 года мной была создана авторская программа работы кружка сопилкарей, при содействии КРИППО. Она была принята и утверждена ученым советом КРИППО.
Эта программа построена на принципах: - личностно - ориентированного подхода (общение на диалогической основе); - активности и самостоятельности учащихся, что развивает в них самостоятельное мышление и творчество; - на принципах непрерывности и последовательности, которые предусматривают, что приобщение к искусству и эстетического отношения к нему будет осуществляться систематически и постепенно. Плакаева Зекие Музафаровна,