Методы формирования и развития музыкального слуха и музыкальной памяти
Методы формирования и развития музыкального слуха и музыкальной памяти
Начало формирования относительного музыкального слуха-это воспитание и развитие ступеневого ладотонального чувства,что в дальнейшем сыграетрешающую роль в развитии музыкального слуха. На первоначальном этапе формирования ступеневого представления я практикую длительное освоение одной тональности и натуральный мажорный лад. Многие иследователи считают, что этот методический приём ни коем образом не может замедлить процесса музыкального развития обучающихся, но, наоборот, вполне оправдан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы формирования и развития музыкального слуха и музыкальной памяти»
Статья «Методы формирования и развития музыкального слуха и музыкальной памяти»
автор Проскурякова Людмила Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории МБОУДОД «Детская школа искусств №7 города Смоленска»
В музыкальной педагогике особое место занимает проблема развития у обучающихся музыкального слуха и музыкальной памяти. Многие музыкальные педагоги и психологи занимались и занимаются исследованиями в этой области. Эту проблему рассматривали в своих работах Б.М Теплов, В.А Серединский, И.П.Гейнрихс, Ю.П.Козырев, П.Бережанский,Ю.А.Пак и другие исследователи. Я считаю,что наиболее перспективным и доступным в воспитании относительного, а также и абсолютного музыкального слуха является метод развития ступеневого чувства. Методика этого этапа обучения отработана и описана И.П.Гейнрихсом,Ю.П.Козыревым и другими авторами. Эту методику в преподавании сольфеджио успешно использовал мой преподавтель Смоленского областного музыкального училища Г.Я.Юденков, и я сейчас также применяю её в своей работе с обучающимися в ДШИ №7 города Смоленска. Я считаю, что в методике преподавания сольфеджио основополагающим является развитие ладового чувства. Начало формирования относительного музыкального слуха – это воспитание и развитие ступеневого ладотонального чувства, что в дальнейшем сыграет решающую роль в развитии музыкального слуха. На первоначальном этапе формирования ступеневого представления я практикую длительное освоение одной тональности и натуральный мажорный лад. Многие исследователи считают, что этот методический приём ни коим образом не может замедлить процесса музыкального развития обучающихся, но наоборот вполне оправдан. Я использую тональность до-мажор, так как отсутствие знаков при ключе и расположение гаммы на белых клавишах более наглядно и понятно обучающимся. В первую очередь осваиваются диатонические ступени, а затем и хроматические. Ладовые тренировки должны вырабатывать абсолютную память на ступени и хроматические вводные к ним. Очень важно сознавать, насколько важны моторно-мышечные рецепторные действия как материальная основа начального этапа этого процесса. Сначала выполняются упражнения на определение отдельно взятых ступеней лада. Я даю настройку в до-мажоре и играю отдельные ступени в разных регистрах, обучающиеся должны их определить и назвать. После 5-6 звуков я повторяю настройку. Через некоторое время необходимость в настройке становится не такой частой, а потом совсем отпадает, кроме самой первой. У обучающихся вырабатывается навык хранения тоники в памяти. Если кого-то заинтересует это направление, очень советую изучить принцип Ю.П.Козырева, который основан на освоении фигур ладового тяготения. Освоение отдельных интонаций, тяготеющих к тонике, формирует представление у обучающихся акустического портрета каждой ступени, по которому ее всегда можно узнать и воспроизвести. С обучающимися мы отрабатываем умение петь и определять на слух в тональности до-мажор музыкальные примеры, ступени в разном порядке, интервалы, трезвучия, используя, как нумерацию ступеней, так и названия нот. Для развития ладотонального чувства я использую различные упражнения. Например, я предлагаю обучающемуся пропевать знакомую мелодию, останавливаясь в середине фразы и находить тонику.
На следующем этапе обучения мы постепенно осваиваем другие тональности, постоянно используя ступеневую систему. При этом мы берем пример музыкального материала и поем его ступенями. После того, как материал в таком виде хорошо освоен, и мы владеем им свободно, транспонируем его во все тональности поочередно и поем с названием нот. Приходится много работать, чтобы исполнение было музыкальным и осознанным. Конечной целью этой работы является умение выполнять её «с листа». На следующем этапе обучения мы совершенствуем этот навык.
Уже в самом начале обучения ребенка в детской музыкальной школе становится актуальной тема развития музыкальной памяти.Так как музыкальное произведение нельзя воспринять целиком, в одно мгновение, то целостное представление о музыкальном материале возможно только при помощи памяти. Большинство музыкальных педагогов считают, что музыкальная память – это самостоятельная способность личности, которая, вероятнее всего, является врожденной. Тем не менее, эта способность, как и любая другая, поддаётся развитию. Цель их исследований - это выявление наиболее эффективных путей решения этой задачи и разработка методики развития музыкальной памяти у обучающихся в младших классах музыкальной школы с последующим включением её (методику) в преподавание предметов музыкально – теоретического цикла и специальности.
Ю.А.Пак в своей диссертации на тему «Развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста на занятиях по сольфеджио» делает акцент на разделении таких этапов работы над музыкальным диктантом, как запоминание музыкального материала и записью нотного текста. Также она предлагает использовать интонационный материал, уже встречавшийся в других формах работы. Новизна этого исследования состоит в том, что при проведении музыкального диктанта две формы деятельности – запоминание музыкального диктанта и его письменная фиксация – разграничены достаточно четко. Таким образом, методика проведения бесписьменного диктанта в младших классах детской музыкальной школы и составляет практическую значимость данного исследования. Для активизации процесса развития музыкальной памяти диктант следует предъявлять обучающимся однократно. Таким образом, бесписьменная форма музыкального диктанта является, по моему мнению, оптимальной, особенно на начальном этапе обучения, так как до конца выполняет поставленную нами задачу: запоминание музыкального материала.
Использованная литература
1.Вейс П.Ф.Абсолютная и относительная сольмизация. Вопросы методики воспитания слуха.-Л.,1967.-С.67-107.
2.Козырев Ю.П., Серапионянц Н.Л.Основной начальный курс сольфеджио импровизатора.-М., 1994.
3.Теплов Б.М., Борисова М.Н.!.www.dissercat.com – электронная библиотека диссертаций.
4.Пак Ю.А. «Развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста на занятиях по сольфеджио» введение диссертации (часть автореферата), Москва, 2002.