Задачами музыкального образования являются воспитание в наших детях потребности, интереса и любви к музыке, формирование в них эмоциональной отзывчивости, обогащение их художественных впечатлений. Одно из условий успешного решения этих задач – это активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках музыкальной литературы, развитие их музыкального восприятия.
Развитие процесса восприятия музыки считается одной из наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения. Что же оно означает?Восприятие музыки – это значит научить слушать музыку, переживать чувства и настроения, выраженные композитором, это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения.
Автор сборника “Как преподавать музыкальную литературу» А. Тихонова, во вступительной статье пишет: “ Если в симфоническом концерте участвует солист, то после антракта число слушателей в зале сокращается. О чем это говорит? Да о том, что скрипачи приходили послушать скрипача, или флейтисты – флейтиста…, а не музыку как таковую. Вполне возможно, что школа не воспитала в них… необходимой для музыканта потребности в слушании музыки. Очевидно, что именно сочетание желания слушать и умения слушать музыку должно быть конечной целью музыкального образования… И музыкально - теоретические предметы призваны продвигать наших учеников к этой цели”.
Обратимся к некоторым педагогическим приёмам и формам, позволяющим активизировать музыкальное восприятие и наблюдать за его проявлениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы активизации восприятия музыки »
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с.Барда
Доклад по теме
«Методы активизации восприятия музыки»
Подготовила преподаватель ТО
Иманаева Альфия Разильевна
2014 г.
с.Барда
Введение
Задачами музыкального образования являются воспитание в наших детях потребности, интереса и любви к музыке, формирование в них эмоциональной отзывчивости, обогащение их художественных впечатлений. Одно из условий успешного решения этих задач – это активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках музыкальной литературы, развитие их музыкального восприятия.
Развитие процесса восприятия музыки считается одной из наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения. Что же оно означает?Восприятие музыки – это значит научить слушать музыку, переживать чувства и настроения, выраженные композитором, это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения.
Автор сборника “Как преподавать музыкальную литературу» А. Тихонова, во вступительной статье пишет: “ Если в симфоническом концерте участвует солист, то после антракта число слушателей в зале сокращается. О чем это говорит? Да о том, что скрипачи приходили послушать скрипача, или флейтисты – флейтиста…, а не музыку как таковую. Вполне возможно, что школа не воспитала в них… необходимой для музыканта потребности в слушании музыки. Очевидно, что именно сочетание желания слушать и умения слушать музыку должно быть конечной целью музыкального образования… И музыкально - теоретические предметы призваны продвигать наших учеников к этой цели”.
Обратимся к некоторым педагогическим приёмам и формам, позволяющим активизировать музыкальное восприятие и наблюдать за его проявлениями.
Основная часть.
Приёмы и формы активизации музыкального восприятия.
Автор статьи «Сверхзадача музыкальной литературы» Т. Новицкая, отмечает: «Любая дисциплина охватывает две содержательные сферы: «предмет изучения» и « предмет обучения».Предмет обучения – это наши учащиеся с их чувствами, переживаниями, суждениями, мыслями…». Важным условием успешного обучения нашим предметами, по мнению Т.Новицкой, является «умение видеть в детях будущих активных слушателей, независимо от того, станут они профессиональными музыкантами или нет…». Внимание педагога должно быть направлено на формирование навыков слушания и оценивания произведения. Такое восприятие является «внешним» или экстравертированным. Но есть и «внутреннее», или интравертированное восприятие, направленное в сферу своего «я». Это умение слышать те созвучия,которые музыка оставляет в душе, это волнения, напряжения…творческие переживания, ассоциации, эмпатии, которые вызывает в нас музыка. Но как понять и обнаружить то,
что «звучит в душе ребенка?– вот главный вопрос.
Сегодня в сферах гуманитарного знания достаточно широко распространены такие понятия, как «дискрипция» и «явленность». Указанные термины и означают методы познания внутреннего мира человека. Дискрипция – это описание усвоенных впечатлений, а «явленность» или «явление, оформление, расслоение» - фиксация и осознание того, что для тебя открывается в произведении.Способы и приемы обучения, близкие к данным методам, широко применяются на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. К ним относятся описание музыки словами, подбор определений и эпитетов, слышание и определение пространственно – временных планов музыкального становления и воплощения. Целью таких заданий, по мнению автора статьи, становится выявление переживаний музыкальной ткани, ееинтонаций и ритмов, пульсации, а также специфических выразительных красок. Для того чтобы помочь ребенку полнее описать свои состояния и ассоциации, чтобы отзвуки собственной души не сводились к банальной оценке «нравится - не нравится», можно применять традиционные методические средства: карточки, иллюстрации. С их помощью выводятся вовне и переводятся в конкретные образы чувства, переживания, ассоциации, творческие импульсы и замыслы…. внутреннего мира ребенка.
Отзвуки
В данном параграфе хотелось бы привести в пример одну из форм работы в этом направлении - задание под названием «отзвуки». Проводится оно в первом году обучения музыкальной литературе. Целью данного задания является научить юного слушателя следить в процессе восприятия за собственными впечатлениями, чувствами, ассоциациями, возникающими параллельно прослушиванию музыки и по его завершении. Оно также помогает детям значительно расширить их лексикон, который желает оставлять лучшего.
Важным условием подобных заданий является подбор произведений. Существует мнение, что ребенку на первых порах легче воспринимать пьесы моторного характера, программные и характерные, поскольку именно такие образы ближе его природе. Но не стоит, что называется, «сидеть» на таком материале, а следует смело обращаться к более сложным образцам прекрасного и возвышенного. «… Ничто прекрасное не оставляет дитя равнодушным» - писал русский психолог В. Зеньковский. Прекрасное будет понято маленькими слушателями с восхищением. Т. Новицкая приводит в пример следующие музыкальные произведения: прелюдия С-мажор из I тома «ХТК», ария из третьей оркестровой сюиты И. Баха, «Осенняя песня» П. Чайковского, романс из к/ф «Овод» Д. Шостаковича.
Перед прослушиванием нужно рассказать о задании, поставить перед детьми цель – сосредоточиться на своих впечатлениях, чувствах, научиться слушать не только музыку, но и себя, научиться рассказывать о возникших реакциях. Произведение слушается два раза. После первого прослушивания ученики записывают в тетрадь свои впечатления и настроения. Поскольку, детям бывает трудно выразить в словах оттенки и отзвуки своих сменяющихся душевных состояний во время второго прослушивания им предлагаются карточки с определениями - названиями этих состояний. Им остается выбрать те слова, которые им ближе, которые соответствуют возникшему у них настроению, и записать их в тетрадь. По завершению задания ребята зачитывают то, что они написали сами и что с помощью карточек. Так, при прослушивании пьесы Шумана «Грезы» из цикла «Детские сцены» детям были предложены следующие названия – определения: «просветленная взволнованность», «нежность», « полет души», «несбыточность мечты», «ускользающее чувство»…
По завершении задания ребята прочитали, что они написали сами (на левой стороне листа), а что с помощью карточек-подсказок (на правой стороне листа). В качестве примера приведу следующие высказывания учащихся: «спокойствие», «тихая грусть», «волнение», «мечтательность», «печаль» …
Выводы следующие: дети в целом готовы к восприятию серьезной музыки. Они испытывают определенные чувства и переживания, пытаются осмыслить музыкальное произведение и найти подходящие определения. Но выразить в словах свои чувства для них было сложнее, сделать это с помощью карточек подсказок. Тем не менее, следует чаще использовать эту форму работы на начальном этапе обучения. В дальнейшем она позволит детям давать более правильную и разнообразную оценку своим волнениям и реакциям, будет способствовать развитию самостоятельности в суждениях, раскрытию интересного и неизвестного.
Такжеактивизирует музыкальное восприятие и мышление следующие приемы и формы работы.
1.Сравнение музыкальных произведений при слушании. Сопоставляя музыкальные произведения контрастные по характеру, темпу, ритму, динамике, регистру ученики значительно глубже и правильнее раскрывают их характер и содержание. Приём сравнения, таким образом, способствует развитию интереса к познанию изучаемого материала, правильного его восприятия.
2.Повышению активности восприятия музыки в старших классах способствуют создания презентаций к урокам. Внедрение новых информационных технологий повышает уровень учебного процесса, усиливает мотивацию и познавательную активность учащихся, интерес к предмету, активизирует их творческую деятельность.
3.Для более полноценного восприятия произведения необходима и другая информация – социальная, историческая. То есть, не только о тех событиях, которые описывает автор, но сведения и об эпохе, в которой творил автор, воспринимаемого произведения. Важны также знания об идеалах, убеждениях, мыслях автора. Вся эта информация обогащает слушательские познания. В используемой мною статье приводится следующий пример. При изучении кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева важными становятся не только события, описываемые автором, но и знания о том времени, когда работал автор. Происходит перекличка времен. Накануне Великой Отечественной войны Прокофьев напомнил своим современникам события великой истории Руси, вселил в них веру в победу над фашизмом.
4.Часто для более яркого эмоционального восприятия для учеников младших классов предлагается нарисовать любой из музыкальных образов. Этот прием художественного творчества позволяет детям через цвет отразить настроение, характер музыки. Главное, чтобы они не только рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки и чтобы поняли, что цвет в рисунке играет большую роль:
- светлые тона – это светлое, нежное, спокойное настроение;
- темные – тревожное, таинственное состояние;
- яркие – веселый, радостный характер музыки.
Данный прием работы способствует более яркому эмоциональному восприятию музыки, а значит и сопереживанию ребёнка.Таким образом, активно используя в своей деятельности вышеописанные приёмы работы, мы получаем более одаренного и образованного слушателя, который учится проводить более глубокий и умный анализ музыкальных произведений.
Проблемный метод обучения
Наибольший эффект в активизации восприятия играет проблемный метод обучения. Он, прежде всего, подчеркивает важность самостоятельного поиска и принятия детьми решений, побуждает их к высказыванию собственных суждений, оценок, обобщений, которые и будут составлять их понимание данного произведения. Проблемные ситуации вовлекают на уроке каждого учащегося в творческую деятельность, выявляют и реализуют их потенциальные возможности, развивают познавательный интерес. А интерес – это мощный побудитель активности обучающихся, деятельность под его влиянием становится более увлекательной и продуктивной.
Процитирую фрагменты из статьи И.Филипповой «Методы активизации обучения». Активность учащихся на музыкальных занятиях имеет специфические проявления. Восприятие музыки, анализ ее выразительных средств, работа с нотным текстом невозможны без напряжения слухового внимания, без мобилизации музыкальной памяти и мышления. Таким образом, полноценное эстетическое восприятие музыки – это активная деятельность, которой следует обучать, как и всякой другой. Вне активного восприятия не могут возникнуть яркие художественные впечатления и эмоции. Следует отметить, что предлагать учащимся задания необходимо на грани высокой, но преодолимой трудности. Итак, главная функция проблемного метода обучения – обеспечить наиболее глубокое освоение материала в условиях повышенной интеллектуальной трудности.
Путь к активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкальной литературы в насыщении обучения практическими заданиями и в создании проблемных ситуаций. Основной для создания проблемных ситуаций на уроках музыкальной литературы могут служить разнообразные темы: биография композитора, конкретное произведение, его тематизм, музыкальная форма, отдельные элементы музыкального языка, музыкальные жанры, некоторые теоретические понятия и др.
В педагогике выделяют несколько форм проблемного обучения. Основные из них – проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, поисковая беседа, дидактическая игра. Несколько примеров из статьи И.Филипповой.
Частично – поисковая деятельность.
Данный вид деятельности предполагает постановку проблемных вопросов, ответы на которые актуализируют ранее приобретенные знания. Проблемная ситуация решается при помощи педагогов, который направляет поиски, используя прием наведения. Например, при изучении темы «Элементы музыкальной речи» учащиеся по заданию преподавателя осуществляют слуховой поиск выразительных элементов звучащей музыки и выявляют роль каждого элемента в создании художественного образа.
И.Филиппова приводит следующий пример. Педагог исполняет «Старинную французскую песенку» П.Чайковского, затем учащиеся дают образную характеристику: напевная, задумчивая. Далее этот фрагмент играется с поочередным изменением средств выразительности: ритма, лада, темпа, фактуры, метра, регистра, динамики, штрихов. После каждого варианта дети отвечают на вопрос: как изменился характер музыки и почему? Итогом должна стать письменная работа, в которой ученики обобщают свои «открытия» в связный рассказ о музыке. Такой вид деятельности дает хорошие познавательные результаты, формирует аналитические навыки и умение на их основе делать обобщения. Кроме этого, он развивает устную и письменную речь учащихся.
Дидактическая игра.
Принцип проблемности может быть реализован и в форме дидактической игры, которая предоставляет большие возможности для практического применения приобретенных знаний в новой ситуации. Такие игры позволяют в занимательной форме вовлечь детей, особенно младшего и среднего возраста, в активную познавательную деятельность. Пример: музыкальная викторина проводится в качестве контрольного урока по определенной теме, например, «Программная музыка» и в форме игры. Класс делится на две команды: первая дает устное описание характера и средств выразительности задуманной пьесы, а вторая команда должна узнать произведение и назвать его автора. «Поиск» продолжать до конца, даже при каких-либо затруднениях с помощью наводящихвопросов. В конечном итоге пьеса должна быть названа верно. Результаты определяются по двум критериям: насколько точно и исчерпывающе был задан вопрос и как быстро дан ответ. Подобная игра учит детей формулировать свои мысли и точно ставить вопросы.
Итоговый урок по теме «Танцы» также можно провести в игровой форме. Ученики выбирают карточки с описанием отдельных признаков какого-либо изученного танца. Они должны узнать его и добавить сведения, которых нет на карточке. Более продвинутым учащимся можно предложить такое задание: определить танец по нотным примерам, а в качестве подсказки использовать иллюстративный материал.
В игре «В гостях у сказки» создается следующая проблемная ситуация: нужно рассказать сказку, композиция которой напоминает всем хорошо известную музыкальную форму.
Например, композиции сказок «Репка», «Сказка о рыбаке и рыбке» - рондо; «Волк и семеро козлят» - вариации с кодой (тема – коза, вариации – Волк, подражающий голосу Козы), «Иван-царевич и Змей-Горыныч» - сонатная экспозиция со вступлением (тема вступления как образ зла – Змей, главная партия – Иван-царевич, побочная – Царевна-прекрасная).
У детей возникает необходимость применить знания в новых условиях. Благодаря этому ученики начинают осознавать неразрывную связь формы с содержанием произведения.
Таким образом, проблемное обучение направлено на формированиетворческого мышления, творческих способностей и активизирует учебную деятельность.
Развитию познавательного интереса учащихся, активизации их внимания и восприятия музыки также способствуют кроссворды, загадки, головоломки, тесты, синквейны, блиц - опросы, музыкальные разминки, так называемые нетрадиционные формы урока. Рассмотрим некоторые из них.
Синквейн.
Синквейн - это один из приемов активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющий в нескольких словах изложить материал на определеннуютему.
Происходит слово от французского «пять» и означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Эта пяти строчная стихотворная форма используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат.
Но синквейн – это не просто стихотворение, а стихотворение, написанное по следующимправилам:
На 1-й строке записывается одно слово. Обычно существительное. Это есть тема синквейна или основная мысль звучащего произведения.
На 2-й строке пишутся 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна или характеризующих выделенную мысль произведения. Описание темы можно соединять союзами и предлогами.
На 3-й строке записываются 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна или характеризующие мысль произведения.
На 4-й строке размещается одно предложение , состоящее из нескольких слов (обычно 4х), с помощью которого учащиеся характеризуют тему в целом, выражают собственное отношение к основной идее произведения (можно использовать цитаты, крылатые выражения и т.д.).
На 5-й строке одним словом (это слово ассоциация, синоним, обычно существительное) делается вывод, итог, где дается новая интерпретация темы, акцентируется ценностно-смысловое значение произведения.
Примеры синквейна со словами весна и оркестр.
Весна
Теплая, солнечная
Приходит, оживляет, радует
Чудесная пора любви
Обновление
Оркестр
Симфонический, народный
Играет, гастролирует, выступает
4 группы инструментов
Коллектив
В ходе выполнения этого задания происходит обучение и закрепление темы. Умение ученика составить подобную работу свидетельствует, что учащийся знает содержание темы, умеет анализировать произведение, выделять наиболее характерные его особенности и применять полученные знания для решения новой для него задачи.Составляя синквейны, учащиеся реализуют свои способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.
Таким образом, составление синквейна является увлекательным, полезным и современным видом деятельности на уроке. Это слово не должно быть экзотическим, непонятным, а задание невыполнимым.
Блиц - опрос.
Определить качество знаний, охватить проверкой весь класс и выявить пробелы по какой-либо теме за небольшое время, также позволяет блиц-опрос. Например, блиц-опрос - «Не порви цепочку». Дети друг за другом должны называть по одному слову, каждое из которых логически связано с предыдущим.
Данное задание способствует развитию логического мышления и активизации мыслительной деятельности.
Рассмотренные выше методы и приемы активизации восприятия музыки можно широко применять в практике преподавания музыкальной литературы, однако следует отметить, что хороших результатов можно достичь лишьпри комплексном их использовании.
Заключение
Итак, процесс восприятия есть прежде всего сопереживание. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия становится основой для самостоятельной, созидательной деятельности детей. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка - важнейшее условие для оптимизации художественно - развитой творческой личности.
Мудрость творчества в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывшийся цветок.