МБУДО «ДМШ № 1 ИМ. М.И. ГЛИНКИ» Г. СМОЛЕНСКА
Методическая разработка
Основные аспекты музыкальной памяти
(на этапе разучивания музыкального произведения)
Выполнила преподаватель
Арабханова Е. Ю.
г. Смоленск 2016 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Определение музыкальной памяти……………………………………….4
Психологи и музыканты о музыкальной памяти………………………..5
Основные методы выучивания музыкального произведения
наизусть на примере Сонатины №1 М. Клементи……………………10
Заключение………………………………………………………………..15
Библиография……………………………………………………………..16
Приложение……………………………………………………………….17
1. Тема возникла не случайно, в последние годы выучивание на память
стало проблемой – при вполне приличном и быстром разборе – очень долгое
заучивание наизусть и, как следствие, неуверенное исполнение на экзамене
и поэтому страх перед такими выступлениями.
Большое значение для развития учащихся пианистов наряду с другими
музыкальными способностями имеет музыкальная память. Ученик, обла-
дающий хорошей памятью, быстрее разучивает произведения и накапливает
музыкальные впечатления – это дает ему возможность интенсивнее продви-
гаться вперед. Хорошая память помогает ему уверенно чувствовать себя на
эстраде и ярче проявить себя во время публичного исполнения произведе-
ния. И не случайно известный французский пианист А. Корто считал, что
именно память дает возможность создать обширный репертуар и владеть ре-
зультатами своей работы.
2. Музыкальная память – это способность человека к запоминанию, со-
хранению в сознании и последующему воспроизведению музыкального ма-
териала. Музыкальная память – одна из ведущих способностей и ее значение
огромно. Это целый комплекс свойств, музыкальная память соединяет раз-
личные виды памяти. Для исполнителя нужны слухо-образная, эмоциональ-
ная, конструктивно-логическая, двигательно-моторная или пальцевая, зри-
тельная память. У многих людей своя музыкальная память, отличающаяся
собственными типологическими характеристиками, но главенствует слухо-
вая, т.к. музыкальная память прежде всего слуховая.
Чем более развит слух и ритм, тем эффективнее действуют механизмы
музыкальной памяти. А как развить её? Она вовлекается в работу потому что
всё, начиная от слушания музыки и кончая её сочинением, затрагивает сферу
музыкальной памяти. А музыкальное исполнительство способствует её фор-
мированию.
3. Музыкант-исполнитель ставит целью запомнить музыкальный матери-
ал, выучить его наизусть, т.к. «игра на память дает несравненно большую
свободу выражения» (Бузони). Нацеленность, ежедневная направленность
повышает продуктивность и работоспособность.
Музыкант-исполнитель практически, через игровые действия, сопри-
касается со звуковым материалом, воспроизводит его – это имеет самое
близкое отношение к проблеме развития музыкальной памяти. Влияет на ус-
пешность запоминания – активность субъекта при восприятии им тех или
иных явлений. Активное повторение гораздо действеннее пассивного.
Воспроизведением музыки является и её мысленное проигрывание, но
более активным является исполнение музыкального произведения. Запоми-
нание бывает намеренное, произвольное и непроизвольное.
Гольденвейзер, Маккиннон, Янкова, Савшинский считали, что произ-
вольное запоминание лучше. А Гр. Прокофьев, Г. Нейгауз, Рихтер, Ойстрах,
Фейнберг считали, что произведение должно непроизвольно запоминаться,
как бы «само по себе». Оба способа работы имеют право на существование.
Часто музыканты запоминают в итоге всей работы над образом. Главное – в
содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в русле
которой протекает запоминание музыки. Главное – как, каким образом рабо-
тать над произведением в процессе его выучивания наизусть.
Значительная часть учащихся, не слишком одаренных, строит свои за-
нятия на многократных, однообразных повторениях произведения. В ходе
этих повторений музыкальный материал постепенно заучивается наизусть,
«входит в пальцы». Это выражение не случайно, потому что нагрузка при
подобных методах работы за инструментом ложится на двигательно-
моторную память учащихся («память пальцев»); само подобное запомина-
ние, опорой которого служат элементарные, двигательно-ассоциативные
связи, принимает во многом механический, неосознанный характер.
«Процесс заучивания музыкальных произведений в подавляющем
большинстве случаев протекает стихийно, без сколько-нибудь заметной
управляемости со стороны педагогов и самих учащихся» (М. Лонг). Часто
выученное наизусть лишено осмысленности, учащиеся играют «одни ноты»,
не понимая смысла. Многие закрепляют в памяти материал до его удовле-
творительного осмысливания, запоминают музыку, во многом недопонимая
её. «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понят-
но».
В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается
мысль о том, что самое главное в процессе запоминания – это способы ус-
воения изучаемого материала. Это касается и запоминания музыкального
материала. Психологи отмечают важность уровня интеллектуальной актив-
ности для успешного запоминания, как произвольного, так и непроизвольно-
го. Первое отличается от второго прежде всего наличием установки на запо-
минание, но в обоих случаях эффективность запоминания значительно воз-
растает при условии применения осмысленных приемов усвоения различно-
го рода материала, в том числе и музыкального. По сути, формирование и
сознательное оперирование этими приемами в деятельности учащихся – не-
обходимая предпосылка для развития у них логической памяти.
Известный психолог П.И. Зинченко считает, что «общим и необходи-
мым условием повышения продуктивности памяти является формирование
процессов понимания как специально целенаправленных умственных дейст-
вий». В основе развития логической памяти в первую очередь должно ле-
жать понимание изучаемого материала, сознательная аналитическая работа
над ним при рациональном использовании осмысленных приемов. Осмыс-
ленность процесса выучивания наизусть – один из главных факторов его ус-
пешности. Поэтому умение быстро и правильно осмыслить материал оказы-
вает огромное положительное влияние на эффективность запоминания.
Многие педагоги – практики мало внимания уделяют вовлечению
мыслительных процессов при обучении учащихся, развитию у них навыков
теоретического осмысления музыкального материала. Анализ музыкального
произведения часто просто выпускается из вида. В связи с этим, у учащихся
слабо формируется музыкальное мышление, которое предполагает анализ
произведения, его содержания и непосредственное восприятие его формы.
Музыкальное мышление основывается на интеллектуально-интуитивном
восприятии музыки. А усвоение музыкального произведения всегда должно
опираться на его всестороннее понимание, что предполагает эмоциональное
и интеллектуальное начала. Углубленное понимание изучаемого сочинения
стимулирует повышенный интерес, более активное эмоциональное отноше-
ние к нему.
На всех этапах фортепианного обучения успешное усвоение музы-
кального произведения невозможно без разумного сочетания эмоционально-
го и логического понимания его. Нейгауз отличал эмоциональную основу
восприятия и воспроизведения музыки, в то же время подчеркивая важность
тщательного анализа музыкального произведения при изучении его в форте-
пианном классе, когда преподаватель «должен довести до ученика не только
так называемое «содержание» произведения, но дать ему подробнейший
анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифо-
нии, фортепианной фактуры». Понимание музыкального произведения под-
разумевает постижение образно-эмоциональное содержание музыки через
осмысление структуры, логики тонального плана, гармонии, голосоведения,
полифонических особенностей, фактуры изучаемого сочинения, т.е. всего
комплекса художественно-выразительных и технических средств, исполь-
зуемых композитором. При этом понимание строения произведения включа-
ет в себе не только анализ его структуры, но и выявление роли каждого эле-
мента формы для раскрытия идей, образов и эмоций, заложенных в данной
пьесе в соответствии с замыслом композитора. Поэтому эмоциональность и
интеллект нужно развивать в первую очередь у обучающихся музыке. Но на
практике бывает не так. Преобладающим методом запоминания и усвоения
музыкальных произведений зачастую остаются многократные, но бессодер-
жательные повторения. Многие учащиеся сводят процесс запоминания и ус-
воения музыкальных произведений к механически повторяемым проигрыва-
ниям изучаемого материала. Они не понимают, что такие бесконечные по-
вторения не обеспечивают прочности и осознанности запоминания, а только
«зазубривают нотный текст».
Повторения – важный и необходимый этап успешного усвоения фор-
тепианного произведения, но продуктивными они могут быть тогда, когда
учащийся умеет рационально их организовать, разумно распределить в те-
чение своего рабочего времени. Наиболее эффективно протекают такие
повторения, в основе которых лежит осмысленная деятельность ученика.
Каждое повторение музыкального отрывка обязательно должно быть
сознательным, преследовать определенную цель, сопровождаться решением
какой-либо новой задачи, поставленной учащимся самому себе. Г.М. Коган
говорит, что «повторять пьесу – значит вновь работать над ней».
Неправильная организация процесса повторений при выучивании наи-
зусть приводит к тому, что учащиеся в ряде случаев успевают выучить очень
мало произведений. Отсюда очень ограниченный репертуар, а ведь именно
его накопление ведет к активному продвижению ученика. По мнению неко-
торых музыкантов такое состояние происходит из-за господствующей в
практике установки на непроизвольное запоминание изучаемых пьес. А к
преднамеренному произвольному выучиванию наизусть учащиеся прибега-
ют вынужденно, в силу особых обстоятельств (срочность задания). Часто
само отсутствие осознанной установки на запоминание приводит к тому, что
процесс выучивания музыкального произведения на память протекает со-
вершенно неуправляемо, неоправданно долго и неосмысленно. Это вызыва-
ет серьезную тревогу. Но причина не только в непроизвольном запомина-
нии. Осмысленное непроизвольное запоминание играет положительную
роль. Все дело в том, является ли оно осмысленным или механическим. При
обучении на фортепиано продуктивность запоминания во многом зависит от
способов работы над музыкальным материалом, а не только от того, как
произвольно или непроизвольно осуществляется выучивание наизусть. Ре-
шающим фактором эффективности запоминания является осмысленность
или неосмысленность. Поэтому особое внимание должно быть уделено ста-
новлению и развитию логической памяти, которая поможет осмысленному
запоминанию музыкального материала, лишь оно может обеспечить прочное
и сознательное его усвоение на основе полноценного понимания.
4. Очень важно использовать для развития логической памяти у учащих-
ся рациональные и осмысленные приемы работы.
Важнейшими приемами осмысленного анализа и запоминания музы-
кального материала являются:
1) Смысловая группировка изучаемой пьесы, т.е. разделение её на части,
каждая из которых представляет собой определенный смысловой, логически
завершенный элемент музыкального материала;
2) Смысловое соотношение частей, эпизодов музыкального произведе-
ния, сопровождаемое установлением и осознанием сходства и различия ме-
жду ними; сравнение, сопоставление элементов фактуры, голосоведения,
мелодии и аккомпанемента; осмысление характерных особенностей поли-
фонии, тонального плана, гармонического языка.
Осмысленный анализ произведения возможен, если используются зна-
ния гармонии, полифонии, музыкального формообразования и т.д. Созна-
тельное освоение логических приемов не только благотворно влияет на раз-
витие музыкальной памяти учащихся, но и оказывает существенное воздей-
ствие на активное формирование их музыкального мышления.
Итак, наличие установки на запоминание оказывает ощутимое влияние
на успешность выучивания наизусть по сравнению с непроизвольным запо-
минанием, когда намерение запомнить отсутствует. Положительное воздей-
ствие психологической установки значительно возрастает, если запоминание
музыкального материала осуществляется посредством осмысленных прие-
мов. В то же время, непроизвольное запоминание музыкальных произведе-
ний в условиях содержательной, активной и сознательной деятельности
учащихся приводит к лучшим результатам, чем произвольное, не опираю-
щееся на логические приемы.
Учащиеся младших классов запоминают, в основном, непроизвольно.
Это потому, что детям в этом возрасте трудно сочетать познавательные и
мнемические (действия, направленные на запоминание музыки) задачи, т.к.
познавательные задачи, стоящие перед начинающими обучение музыке на-
столько многообразны, что их решение полностью занимает все внимание,
все творческие силы юных пианистов.
В младших классах непроизвольное запоминание наиболее эффектив-
но, т.к. умы учащихся заняты осмыслениями новых и сложных для них про-
блем.
Когда же основные исполнительские навыки и умения будут в доста-
точной мере сформированы и автоматизированы, непроизвольное запомина-
ние начинает уступать по продуктивности произвольному. У обучающихся
игре на фортепиано в старших классах, обладающих известным музыкаль-
ным опытом и знаниями, произвольное запоминание происходит более ус-
пешно, чем непроизвольное. При этом само намерение запомнить, установка
на запоминание представляет собой один из важных факторов, благодаря
которому происходит произвольное запоминание музыкального материала.
Процессы понимания не сразу выступают в качестве приемов запоми-
нания. На первых этапах освоения музыкального материала они имеют по-
знавательную функцию и служат целям анализа-разбора пьесы. Лишь в
дальнейшем способы анализа музыкального материала (прежде всего смы-
словая группировка и соотношение) могут быть использованы в качестве
приемов осмысленного его запоминания.
Использование анализа музыкального материала в доступных формах
должно начинаться уже с первого года обучения игре на фортепиано. Ана-
литическая работа помогает глубже раскрыть содержание изучаемой пьесы
и благоприятствует большей осмысленности и выразительности её исполне-
ния. При анализе пьесы надо уметь сравнивать, сопоставлять, выделять по-
добное и различное в отдельных частях пьесы. Уже перед учащимися млад-
ших классов преподаватель должен поставить задачу установить, сколько
раз в пределах одной части или пьесы повторяется определенное предложе-
ние, одинаково ли оно во всех случаях или в нем есть какие-то отличия по
сравнению с предыдущим.
С самого начала обучения учащихся необходимо прививать умение
осмыслить строение, форму изучаемого произведения, находить и сопостав-
лять сходные элементы в различных его эпизодах, определять характерные
особенности голосоведения, мелодии, аккомпанемента. Чем старше будут
становиться учащиеся, чем больше возрастает их музыкальный опыт, тем
более высоким будет уровень анализа, который должен составлять фунда-
мент для дальнейшего осмысленного запоминания и усвоения музыкального
произведения. Аналитическая работа по сути дела является началом практи-
ческого овладения музыкальным материалом.
I часть Сонатины № 1 Клементи. После общего знакомства с ней про-
водится анализ её формы. Словами «экспозиция», «разработка», «реприза», а
также «главная», «побочная» партии отмечаются в нотах как опорные пунк-
ты для памяти. Они служат как вспомогательный фактор при специальном
обучении логическим приемам.
Анализируя первые 2 предложения, составляющие период, точно оп-
ределяются их границы. Понятие «фраза», «предложение», «период» уже
доступны учащимся младших классов (можно провести параллель с речью).
Первые 2 такта осмысливаются как ход по ступеням До мажорного трезву-
чия. После скачка на октаву во 2-м такте следует нисходящее движение по
ступеням До-мажорной гаммы в последующих 2-х тактах. В 4-м такте левая
рука как бы подхватывает правую: движение в партии левой руки начинает-
ся от той же ноты, которой заканчивается ход в правой руке только октавой
ниже. Перед изучением этой Сонатины полезно повторить гамму До мажор,
чтобы учащийся мог свободно ориентироваться в пределах этой тонально-
сти.
Второе предложение – 2-я отправная точка для запоминания. 5-й такт
тождественен 1-му, и он легко запоминается. Затем, после нисходящего До-
мажорного трезвучия продолжается движение по терциям, вплоть до ноты
«соль» 1-й октавы, от которой вверх следует гамма «Соль-мажор» в одну ок-
таву. Таким образом запоминается 1-й период, представляющий собой глав-
ную партию экспозиции. С целью проверки можно предложить ученику вос-
произвести на фортепиано выученный наизусть эпизод. Целесообразно
также сделать попытку мысленно, без нот и без инструмента, повторить вы-
ученную часть. Целесообразно чередовать такое мысленное повторение с
исполнением на инструменте.
Ученик получает задание: в заранее обусловленном темпе, совместно с
педагогом, мысленно «проигрывать» выученный на память эпизод, затем, по
сигналу педагога, продолжать исполнение на инструменте. Но такой сигнал
может быть дан только в начале какого-либо музыкально-завершенного от-
рывка, будь то фраза, предложение и т.п. По тому же принципу, путём даль-
нейшего сопоставления отдельных частей Сонатины между собой, соотне-
сения элементов фактуры с музыкально-теоретическими знаниями, посред-
ством анализа структуры, логики тональных соотношений осуществляется
осмысленное запоминание этой пьесы.
Оперирование осмысленными приемами непременно должно сопро-
вождаться раскрытием образного содержания композитора. Так, в ходе ана-
лиза формы Сонатины выясняется значения динамических нюансов в раз-
личных её частях, в частности, «форте» в главной партии экспозиции и
«пиано» в разработке, построенной на тематическом материале главной пар-
тии экспозиции.
Таким же образом должна протекать работа по запоминанию более
сложных, чем Сонатина, музыкальных произведений, написанных в форме
сонатного аллегро.
Сонатину № 1 Клементи проходят обычно во 2-м классе, но именно на
таком простом музыкальном материале нужно начинать обучение приемам
осмысленного анализа и запоминания учащихся.
В процессе запоминания и усвоения более сложных по структуре, гар-
моническому языку сочинений возникают определенные особенности. Зна-
чительно увеличивается время, предоставленное осмысленному анализу-
разбору текста. Кроме того, большими по размеру будут смысловые едини-
цы музыкального материала, подлежащие запоминанию.
5. В заключение, можно отметить, что музыкальная память человека во-
обще, во многом зависит от внимания, целеустремленности и других свойств
личности. Так сосредоточенность, интенсивность и устойчивость внимания
очень влияют на результат запоминания. Чем лучше развиты эти качества,
тем выше продуктивность музыкальной памяти.
Между воспитанием необходимых каждому человеку черт характера,
таким как упорство, настойчивость, сила воли и формированием памяти су-
ществует вполне определенная взаимосвязь. Эти качества необходимы каж-
дому обучающемуся музыке для того, чтобы успешно преодолеть трудно-
сти, встречающиеся в ходе запоминания музыкального произведения.
Используемая литература:
Маккиннон Л. Игра наизусть. - Л.: Музыка, 1967.
Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. - М., 1984.
Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Олма-пресс, 2004.
Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приемов. - Краснодар, 2004.
Ребер А. Большой толковый психологический словарь.-- М.: Вече, АСТ, 2000.
Федоров Е.Е. статья, Сборник «Вопросы музыкознания». - Новосибирск: Новосиб. государ. консерватория им. М. И. Глинки, 1999.