Методическая работа "Работа с детскими коллективами - важнейшее направление в системе музыкального воспитания"
Методическая работа "Работа с детскими коллективами - важнейшее направление в системе музыкального воспитания"
Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно- практической позиции методика суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы (учебные предметы) — хоровой, оркестровый классы, ансамбль, детскую хоровую литературу, оркестровый музыкальный материал, специальный инструмент и т. д., синтезируя разносторонние знания и умения учащихся; предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией детей школьного возраста, а также со специальными музыкально-теоретическими предметами — теорией музыки, сольфеджио, музыкальной литературой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа "Работа с детскими коллективами - важнейшее направление в системе музыкального воспитания"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Работа с детскими коллективами — важнейшее направление
в системе музыкального воспитания»
Выполнила:
Кубагушева Эльвира Шамиловна,
преподаватель хоровых дисциплин
Ноябрьск, 2013 г.
Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно- практической позиции методика суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы (учебные предметы) — хоровой, оркестровый классы, ансамбль, детскую хоровую литературу, оркестровый музыкальный материал, специальный инструмент и т. д., синтезируя разносторонние знания и умения учащихся; предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией детей школьного возраста, а также со специальными музыкально-теоретическими предметами — теорией музыки, сольфеджио, музыкальной литературой. Точками соприкосновения указанных дисциплин являются важные положения, а также комплекс знаний, умений, навыков как необходимых составляющих инновационного потенциала будущих профессиональных музыкантов и любителей музыкального искусства.
Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:
— соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
— связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
— комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
— постоянство требований и систематическое повторение действий;
— сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;
— увлеченность и интерес;
— активность, сознательность и самостоятельность учащихся;
— учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методика работы с детскими коллективами выдвигает собственные принципы;
— единство эмоционального и сознательного;
— единство художественного и технического;
— единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Основным фондом в работе с детским коллективом являются закономерные связи, определенные критериями всеобщности и повторяемости. Так всеобщность определяет проявление закономерностей в любом детском коллективе, а повторяемость — способность проявления закономерных связей в повторяющихся или аналогичных ситуациях. Немаловажным в работе являются и казусные (т. е. случайные) связи, которые подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от непосредственной ситуации. Казусные связи естественны в своем существовании, так как детский коллектив представлен живым организмом, постоянно растущим и изменяющимся.
Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
— зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий;
— осознание целей обучения;
— значимость для детей усваиваемого репертуара;
— сложность произведений;
— профессионализм преподавателя.
«Методика работы с детскими коллективами» подразумевает также и другие закономерности обучения:
психологические — зависимость результатов от интереса к занятиям, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;
социологические — зависимость каждого учащегося от всего коллектива;
коммуникативные — зависимость успешной деятельности коллектива от взаимодействия коллектива и его руководителя;
организационные — зависимость результатов от работоспособности занимающихся в коллективе, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий.
Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности — словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам — восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы с детским коллективом основан на особенностях учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.
В задачи методики входит изучение практики и опыта работы видных деятелей и известных коллективов, а также совершенствование исполнительства как в условиях урока, так и в условиях внеклассной работы.
Овладение методикой работы с детским коллективом способствует следующим результатам:
— воспитанию организационных качеств личности детей, собранности и ответственности, ибо любой учебный детский коллектив музыкальной школы есть исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами;
— обучению детей в плане овладения элементами исполнительской техники, навыками игры (пения);
— развитию музыкально-эстетического вкуса учащихся и их эстетического отношения к музыкальному искусству.
Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе имеют большое значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебные программы и методики ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий.
Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.
Цель обучения — приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров, а также для получения среднего и высшего профессионального образования.
Основные задачи:
— ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;
— развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля, оркестра;
— повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умения соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.
На занятиях в оркестровом классе учащиеся должны научиться: применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретенные в индивидуальном классе и классе ансамбля, слышать и понимать музыкальное произведение — его основные функции (тема, подголосок, педаль, бас, фигурация и др.)» исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами; исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера; понимать дирижерские жесты, уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.
Занятия в оркестре способствуют формированию гармонического и тембрового слуха, ясной стилевой ориентации и музыкальной памяти, развивают чувство единого метра, навыки правильного соблюдения позиций, приемов игры, штрихов, воспитывают дисциплину и ответственность оркестрантов.
Публичное выступление оркестрового коллектива с концертной программой подводит итог его работы, давая возможность учащимся ощутить результаты своего учебного и творческого труда.
Виды школьных оркестров:
Струнный оркестр;
Оркестр баянистов, аккордеонистов;
Оркестр русских народных инструментов «Китеж ».
Хоровое пение — один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философии всех времен и стран.
В России идея первичности, т. е. основополагающей роли хорового пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового испол-нительства всегда обусловлено школьным обучением.
В условиях музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций:
Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми сочинениями, получают представление о музыкальных жанрах, приемах развития, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.
Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям.
Во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определенный объем певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.
В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.
В-четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.
В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на музыкальных инструментах, хоровые занятия служат одним из важных факторов развития слуха, музыкальности детей, помогают развитию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте, способствуют формированию навыков коллективного музицирования.
Коллективный характер хорового музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических приемов пения и воспитания голоса.
Техника звукообразования у солиста, певца ансамбля или хора одинакова. Идентичны основные требования, предъявляемые к их вокально-техническому мастерству.
Однако коллективная природа хорового музицирования усложняет процесс певческого воспитания. Успешность вокально-хоровой работы зависит во многом от разных причин.
Одна из них — исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, влияющий на развитие таких психофизических процессов, как восприятие музыки, память, навыки речевого общения, эмоциональные реакции.
Другая — состояние слуха и голосового аппарата ребенка, а также сформированность первичных вокально-хоровых навыков до поступления в музыкальную школу.
За время обучения учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, осваивают хоровой репертуар различных стилей и эпох, учатся концентрировать внимание на качестве певческого звучания, приобретают опыт хорового пения, концертных выступлений.
В детском хоре важны сочетания индивидуальной и коллективной форм работы, использование общих распеваний и индивидуальной подготовки маленьких певцов к репетициям, практика работы малыми ансамблями (группы хора). Поэтому, хотя основная форма работы в хоре — групповая, большое значение имеет возможность введения занятий «сольное пение» специально для участников камерного хора, вокальной, хоровой группы, где роль каждого певца заметно выше, чем в большом хоре.
Коллективный характер хорового музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопре-деляет использование специфических приемов пения и воспитания голоса методом направленного воздействия хоровой звучности на индивидуальное вокальное развитие, при котором закладываются основы следующих вокально-теоретических навыков:
— правильная певческая установка;
— высокая певческая позиция;
— певческое (смешанное) дыхание и опора звука;
— виды атак звука в пении;
— певческая артикуляция и дикция;
— способы звукоизвлечения (легато и стаккато).
Индивидуальные занятия с детьми дают возмож-ность следить за развитием голоса каждого поющего в хоре, возрастными изменениями, быстрее усвоить с ребенком то, с чем он не мог справиться во время групповых занятий; активизируют весь процесс хорового воспитания.
Кем станут юные музыканты, когда вырастут? Музыкантами, дирижерами, певцами? Или кому-то откроются перспективы поважнее? Можно поручиться в главном: они станут хорошими людьми. Вот что дорого. Об этом и П. И. Чайковский говорил, наставляя своего племянника: «Кем бы ты ни захотел быть, — прежде всего, стань хорошим человеком». Музыка, с которой сроднилась, от которой воспиталась детская душа, не позволит делать плохое, злое, недоброе.
В лице молодежи, с детства занимающейся в музыкальной школе, общество приобретает будущих слушателей, ценителей музыки в ее истинном значении, которая с годами становится неотъемлемой частью духовной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ляховицкая С. Опыт воспитательной работы с коллективом учащихся. Сб.: Воспитательная работа в музыкальной школе. —.Л., 1959.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музыцирования. —.М., 1986.
Крюкова В. Музыкальная педагогика. —.Р-н-Д., Феникс, 2002.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}