Методическая основа проблемно- ценностного обучения на уроках музыки
Методическая основа проблемно- ценностного обучения на уроках музыки
В данной работе рассмотриваются методические основы проблемно- ценностного обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе. Данная работа будет интересна для учителей музыки и педагогов дополнителього образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая основа проблемно- ценностного обучения на уроках музыки»
Введение.
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90 – е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально – политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.( )
У российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единою историко - культурную и социальную общность.( )
В сложнейших условиях:
- расслоение населения ( в том числе детей и молодёжи ) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации ( телевидение, Интернет, печать, FM – радио) и видео – аудио – компьютерной индустрии;
- экспансия молодёжной субкультуры, ориентирующих молодых людей на удовольствия и потребление;
- разреженности систем идей, определяющих общественно – коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений, и только педагог может достойно ответить на эти вызовы.( )
В концепции Фундаментального ядра содержания общего образования чётко прописана система базовых национальных ценностей.
Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно – общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны .Эти ценности, являющиеся основой духовно – нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности….( ).
- патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность;
- семья;
- труд и творчество;
- наука;
- традиционные российские религии;
- искусство и литература;
- природа;
- человечество.
Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации в нашей стране.( )
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Образовательная деятельность в школе должно охватывать и пронизовать собой все виды деятельности: учебную ( в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и т.д.) деятельность.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.( )
Актуальность и педагогическая целесообразность внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуре.( )
Возникшая в XX в. и построенная на принципах коммерциализации, упрощения, предельной занимательности - массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает сознание молодёжи.
Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдаётся за высокое, высокое начинает служить низкому . Музыкальные пристрастия играют важную роль в повседневной жизни подростков. Музыка воспринимается подростками скорее как средство развлечения или социальной идентификации, нежели как средство самообразования.
Ёщё Аристотель считал музыку основным средством духовно – нравственного воспитания. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.
Таким образом, налицо противоречия:
- между традиционной для отечественной школы трактовки музыкального образования , с одной стороны, и требованием Современной Концепции образования.;
- между признанием высокого потенциала музыкального образования и недостаточной методической разработанностью данного направления.
Современной массовой школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку, но и создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.
1. Методические основы проблемно-ценностного обучения музыке.
Сейчас обществу нужны люди активные, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения. Личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи искусства.
Урок музыки – урок искусства. Благодаря этой специфике проблемное обучение и творческое настолько переплетаются, как две стороны медали. Потому что, любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки.
Чтобы музыкальное образование стало действительно развивающим, надо, чтобы деятельность учащихся на уроках музыкального искусства осуществлялась как художественная по содержанию и учебная по форме.
Такое становится возможным тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки — самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел-автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостностном самоценном искусстве как явлении действительности его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка предстает перед школьниками как отражение, художественное воспроизведение жизни во всех ее проявлениях. Такое возможно и в том случае, если деятельность ребенка в искусстве выводится на уровень содержательных обобщении, т. е. философского рассмотрения проблем жизни и искусства. Безусловно, речь идет о том, чтобы «возвышать ребенка над обыденным, повседневным, привычным, банальны м. Это и есть развитие музыкальной культуры как части всей духовной культуры. А для этого нужна проблематизация содержания образования — выведение детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиций которые мы называем общечеловеческими ценностями. Иными словами, уровень приобщения ребенка к искусству должен отвечать природе самого искусства - философско-художественное осмысление жизни, и природе самого ребенка - генетически заложенная в нем готовность к опережению уровня своего развития.
Все перечисленные методические позиции легли в основу новой технологии развивающего музыкального образования. Процесс познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. Эту задачу помогают решать дидактические системы развивающего обучения, целью которых является: высокое общее развитие личности; создание основы для всестороннего гармонического развития личности.
Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу - это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи.
Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда учащийся, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
Стимулом к творческому восприятию искусства может стать создание на уроке проблемных ситуаций. Мышление, его активность начинается с проблемы, утверждает психолог С.Л. Рубинштейн.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно, чтобы разговор о музыке не подменял музыку. Любое толкование музыки не раскроет тайны духовных стремлений композитора и душевную тайну личного восприятия музыки. Нужно всячески оберегать это таинство духовного общения композитора и юного слушателя.
В одних случаях учитель сам ставит проблему и сам же решает ее, рассуждая вслух, высказывая предположения. В этом случае учащиеся просто наблюдают процесс поиска со стороны. Можно организовать проблемное обучение иначе: привлечь учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. В этом случае следует сделать так, чтобы вскрыть противоречие между имеющимся музыкальным опытом учеников и новыми музыкальными явлениями, с которыми они должны познакомиться. Тогда возникает потребность в приобретении новых знаний о музыке.
Учебная проблема, предполагающая поисковую деятельность, наиболее успешно решается именно в условиях групповой, коллективной работы. Ярким примером
высказанной мысли может служить «проблемное» обсуждение интерпретации разучиваемого хорового произведения. Обсуждение возможных вариантов исполнения делает школьников в определенной мере сопричастными к сочинению музыки. Процесс разучивания песни – это от начала и до конца творческий, осмысленный, музыкально-эстетический процесс.
Методические основы:
1. Приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства. Активность учащихся в этом случае направлена на поиски «ключевых» знаний о музыке.
2. Основной элемент проблемной ситуации в музыкальном обучении – это неизвестное, новое. Оно должно быть открыто для верного выполнения музыкального задания. Создание проблемной ситуации предполагает такое задание, при котором знание, подлежащее усвоению, займет место неизвестного. Главная особенность неизвестного заключается в том, что неизвестное всегда характеризуется какой-либо мерой обобщения. Возможности учащихся, включающие их творческие способности, являются следующим элементом проблемной ситуации.
3. Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов:
2) поиска неизвестного в этой проблемной ситуации посредством самостоятельного исследования, проводимого учащимися либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для решения проблемы.
Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть креативно развиваются.
Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач, представляет не просто
описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий.
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
2. Реализация проблемно- ценностного обучения во внеурочной деятельности (на примере занятий по программе «Оперный класс»).
Сейчас обществу нужны люди активные, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения.
Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок,положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность.
Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью». технология проблемного обучения имеет ряд положительных характеристик и преимуществ:
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
В ходе решения проблемы учащийся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
Темпы передачи информации зависят от самих учащихся.
Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения.
Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Технология проблемного обучения позволяет:
- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
3. Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Главные цели проблемного обучения:
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Развитие профессионального проблемного мышления.
Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям.
Центральные понятия проблемного обучения:
- проблема;
- гипотеза;
- проблемная ситуация;
- проблемный вопрос;
- проблемная задача;
- творческая задача;
- самостоятельная работа.
Проблемизация – предварительная деятельность учителя по приданию содержанию изучаемых на уроках знаний характеристик проблемности.
Разработка проблемных вопросов:
Проблемный вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- емким, способным охватить широкий круг вопросов;
- предполагающим научный спор на базе различных истолкований;
- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию:
- через углубление проблемного вопроса;
- через поиск разных граней его решения;
- через сопоставление разных вариантов ответа.
Формы решения проблемной ситуации:
- дискуссии;
- научный спор;
- проблемная лекция;
- проблемные задачи и задания;
- задачи исследовательского характера;
- документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Курс « Оперный класс» рассчитан на 68 часов во внеурочной деятельности.
Программа разработана с принципами развивающего обучения или принципами проблемно- ценностного обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности.
Цель курса – формирование музыкального мышления школьников на основе изучения музыкальных произведений вокальных жанров малых и крупных форм как оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.
Теоретической основой обучения является освоение языка оперного музыкального искусства на интонационной основе в процессе творческой деятельности как проекционной, так и исполнительской.
Особенностями данного курса являются:
Доминирующим видом деятельности в курсе «Оперный класс» является изучение оперы. Опера – это вид синтетического искусства, органично сочетающий в единое театральное действие музыку - вокальную и инструментальную, слово, сценическое действие, изобразительное искусство, хореографию и актёрское мастерство. Это позволяет учащимся проявить себя в различных видах деятельности.
Оперный жанр содержит в себе мощный воспитывающий потенциал. Ему присуще глубокое этическое содержание, раскрываемое через конкретные музыкальные образы; богатый национально- исторический колорит и образцы нравственной чистоты отношений между людьми.
Целостное изучение оперы предусматривает последовательное освоение музыкального материала, а, следовательно, повышает эмоциональную отзывчивость на содержание произведения.
Задачи курса:
Освоение языка музыкального искусства на интонационной основе простых и сложных вокальных жанров (песня и опера);
Формирование представлений об опере как о музыкально-театральном жанре и вытекающих из её природы свойствах и закономерностях;
Овладение умениями отслеживать развитие музыкальной драматургии оперы;
Формирование представлений учащихся об оперной форме.
Применение проблемно- ценностного обучения в своей работе.
На занятиях в «Оперном классе» активно используются основные принципы и методы проблемно – ценностного обучения. способствующих организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации:
Изучение исторического материала с погружением в эпоху изучаемой оперы.
Написание мини-сочинения, размышления об исторической эпохе, о музыкальной культуре того времени, эссе.
Написание мини-сочинения, сообщения, эссе, дискуссии о просмотренном спектакле.
Написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе
Описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения.
Написание тестов, кроссвордов по творчеству композиторов.
«Рисуем музыку» - изображение музыкального образа.
Составление ребусов по творчеству композиторов.
Проведение музыкальной викторины по пройденным произведениям.
Составление и проведение музыкально-дидактических игр.
Разбор педагогических ситуаций из педагогической практики.
Эскизная постановка избранных вокальных, хоровых сцен из оперы.
Разбор вокальных и хоровых партий.
Разбор и репетиция мизансцен
Разработка и эскизы костюмов и декораций в соответствии с исторической эпохи.
Репетиции мизансцен, репетиция вокальных и хоровых сцен .
Генеральная репетиция.
Премьера эскизной постановки хоровых и вокальных сцен из оперы.
Заключение
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: учёные констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека – над умами властвует примитивно материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическим кризисами, экологические катастрофы , которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – всё это сказывается на их духовном состоянии и на их психическом здоровье.
Духовно-нравственные понятия, которые несёт высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого юного музыканта. Учить учащихся применять знания и умения в конкретной жизненной ситуации. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания и умения могут быть направлены во зло человечества.
Стоит заметить, что организация занятий с использованием проблемно-ценностного обучения – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога, которая не ограничиваются лишь внешними проявлениями (раскованное общение с учениками, свободный обмен мнениями и т.п.). Диалог должен быть инструментом проблемно-ценностного общения.
Литература
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Идеи М.М. Бахтина и педагогика искусства. Сборник научных статей. – М.:ИХО РАО, 2011. С. 6–22.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Проблемно – ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011
Командышко Е.Ф. Гуманитарное образование и педагогика искусства: аспект взаимодействия //Инициативы XXI века. Научный и общественно-просветительский журнал. – 2011. - №3. С.49–52.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. — М.: Просвещение, 2009
Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык А.М.Кондакова. 5-е издание, доработанное. Москва «Проосвещение» 2014г. Ст. 3- 7, 9- 11. 1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика. 1977
2. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. Л. 1973
.Осеннева М.С.,Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 2001
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., Владос,2000.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. 2-е изд. – М.: ПРЕСТ, 2008. – 32с.