Просмотр содержимого документа
«"Методы развития исполнительских навыков у учащихся старших классов на уроках фортепиано"»
Методы развития исполнительских навыков у учащихся старших классов на уроках фортепиано.
Я провела многочисленные интервью с преподавателями фортепиано в ДШИ с целью обобщения их опыта работы. Педагоги рассказали, как происходит формирование и развитие навыков в классе. Проводилось интервью с педагогами ДШИ. Они отвечали на 6 вопросов:
1) Существуют ли случаи в вашей практике, когда вам нужно работать над изменениями и корректировать навыки работы ученика?
2) Какие пианистические навыки нужно было исправить?
3) С какими проблемами вы чаще сталкивались в детском пианистическом аппарате? Какие методы решали эти проблемы?
4) Разработали ли вы свои собственные методы разработки и коррекции исполнительских навыков? Расскажите нам о них.
5) Какие навыки вы разрабатываете и развиваете в первую очередь на начальном этапе обучения?
6) Как вы контролируете развитие исполнительских способностей детей на разных этапах музыкального образования? Какие методы способствуют развитию этих навыков?
Интервью первое.
1. Да, в моей практике довольно часто бывают ситуации, в которых необходимо исправить навыки работы учеников. Особенно это касается новых детей или учеников, которые перешли из класса другого учителя.
2. Как правило, исправления требовали положения рук над инструментом.
3. Прежде всего, это зажатый локтевой сустав, локтевой сустав и сильное запястье. Локтевой сустав зажимается, когда ему дается неестественное, неудобное положение – далеко от тела. Необходимость постоянной поддержки локтевого сустава лишает его свободы действий и создает напряженность
4. У детей, у которых нет предварительной подготовки, я буду практиковать танцевальную импровизацию с использованием классической и джазовой музыки.
5. Прежде всего, я начинаю с организации рук детей. Моторный процесс строится на основе полного взаимодействия - максимальной координации всех частей тела и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей тела, поскольку понятие «технология» включает не только моторные качества, но и способность свободно и естественно играть на инструменте.
6. Чтобы контролировать детей, предлагается потерять гаммы с небольшим количеством знаков. Я также прошу детей, как играть в весе в качестве домашней работы.
Интервью 2.
1. Да, но такая необходимость возникает довольно редко. Во всех случаях это дети, которые только начинают учиться играть на пианино.
2. Во всех случаях это неправильная настройка рук.
3. Основные проблемы, с которыми я сталкиваюсь в своей практике, это: несгибающиеся фаланги; жесткий, медленный первый палец; полная игра длиной до пальца с активной запястью; зажатый пятый палец, играющий всю длину, напряженный в удлиненном или изогнутом положении.
4. Я создаю чувство упорства с помощью упражнения «пальцы приветствую» и подготовительные упражнения к игре с весом руки, когда рука ученика висит у меня на руке, зацепилась за ее ногтевую фалангу..
Интервью 4.
1. Да, для моей десятилетней практики я часто сталкивалась с необходимостью проведения корректирующих работ по изменению навыков работы учащихся.
2. Как правило, это были проблемы с летаргией.
3. Летаргия рук. Я рекомендую, чтобы ученик взял свою руку «дышать» перед началом музыкальной мысли, а также между фразами.
4. Я применяю только методы, изложенные в специализированной литературе.
5. Я обращаю особое внимание на руки. Кисти следует собирать ловко, потому что растянутая кисть в значительной степени теряет эти навыки. Я обращаю внимание ученика на кисть после широких интервалов на более узкие, не оставляя пальцев «разбросанными». Для этого я использую зарисовки К. Черни, чтобы чередовать широкое и узкое положение руки, что как раз и предотвращает «переигрывание» рук, стимулирует развитие пианистического аппарата.
Подведем итог. Поговорив с педагогами, стало ясно, что им часто приходится работать над исправлением исполнительских навыков. На начальном этапе обучения все учителя обучают детей правильному подходу к инструменту, работают над надежным производством, развития организации и координации рук. Но на протяжении всего учебного процесса учителям все же приходится исправлять некоторые проблемы в пианистическом аппарате.