Методики формирования вокальных навыков у детей школьного возраста
Методики формирования вокальных навыков у детей школьного возраста
В статье проведен анализ комплекса методических приёмов направленных на формирование вокальных навыков детей школьного возраста. Представлен фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, традиционные методы вокальной педагогики, игровые методы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методики формирования вокальных навыков у детей школьного возраста»
Студентка 4 курса Тепакова Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Тема: «Методики формирования вокальных навыков у детей школьного возраста»
Аннотация. В статье проведен анализ комплекса методических приёмов направленных на формирование вокальных навыков детей школьного возраста. Представлен фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова, традиционные методы вокальной педагогики, игровые методы обучения.
Topic: «Methods of formation of vocal skills in school-age children»
Annotation. The article analyzes a set of methodological techniques aimed at the formation of vocal skills of school-age children. The phonopedic method of voice development by V.E. Yemelyanov, traditional methods of vocal pedagogy, and game teaching methods are presented.
Искусство является сложным механизмом, включающим в себя множество методов развития природных способностей. Сегодня, чтобы стать мастером в области искусства необходимо пройти долгую и кропотливую «техническую» работу. Формирование творческих навыков связанно с техническим развитием любого действия в творчестве. Единство художественного и технического развития – одно целое, которое развивается под воздействием множества принципов. Вокальная деятельность является ярким примером, где техническое и творческое образуют наивысший уровень развития вокальных навыков.
Голос является специфическим инструментом, который способен выражать чувства, через исполнение вокального произведения [3]. Пение сегодня – это вид музицирования затрагивающее глубинные и неуловимые эмоции человека. Особенно велико значение пения в школьном возрасте, когда эмоции являются регуляторами поведения. Детский голос требует от себя постоянного развития, формирования, в зависимости от индивидуально-типологических и физических особенностей личности [12]. Для формирования вокальных навыков у детей школьного возраста были разработаны и трансформированы специальные вокальные, артикуляционные и дыхательные техники.
Первым для анализа методом формирования вокальных навыков будет взят фонопедический метод формирования певческого голосообразования В.В. Емельянова. Метод имеет историю, которая начинается в 1980 году XX века, после образования В.В. Емельяновым певческой школы [6]. В школе работали выдающиеся мастера: учителя музыки, известные вокалисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений – цель разработать многоуровневую вокальную программу, направленную на развитие голоса.
Фонопедический метод развития голоса являлся методом, который имел научное начало, но при этом был доступен практически для всех детей, имеющих здоровый голосовой фундамент. В основе метода лежит фонопедия (область коррекционной педагогики). За счёт фонопедии определяется комплекс воздействия на активизацию нервно-мышечного аппарата гортани [8].
Метод В.В. Емельянова является технологическим методом направленный на подготовку личности ребёнка к пению, а так же развитию вокального слуха, через решение технологических задач и формирования вокальной эстетики. В.В. Емельянов был убеждён, что фонопедический метод будет эффективен в работе только тогда, когда его применение будет экологично.
Определим общую цель фонопедического метода: использование в исполнение нескольких режимов работы гортани; укрепление певческого вибрато и управление его параметрами; активизация активного фонационного выдоха; развитие специфической формы ротоглоточной полости. При формировании вокальных навыков у детей школьного возраста в первую очередь ставится задача, заключающаяся в выработке показателей певческого голосообразования при помощи специальных упражнений.
В период подбора упражнений педагог по вокалу или хормейстер должен учитывать общепринятые представления о регистровом строении голоса ребёнка [6]. Учёт регистра позволяет педагогу не только отрегулировать перечень упражнений, но и сделать их безопасными в применении. Взаимосвязь фонопедического метода В.В. Емельянова и учёта регистрового порога детей школьного возраста сегодня является проблемой, так как внутри одного регистра возможны бесконечные вариации смыкания голосовых складок, скорости воздуха [2]. Регистровый порог – это элемент регистровой механики, включающий в себя соотношение регуляции и управления. Обозначение регистрового порога позволяет ребёнку и педагогу отследить процессы, происходящие в голосовом аппарате во время исполнения вокального произведения.
Зачастую у детей школьного возраста регистр определяется, как смешанный, т.е. нефальцетный регистр с краевым смыканием, хорошим выдохом и звуковысотными возможностями. Фонопедический метод имеет следующие ограничения в применении: тесситура «ми» - «си» является неудобной для развития детского голоса; нефальцетный регистр следует использовать в диапазоне «фа» малой и «ми-бемоль» первой октавы; фальцетный регистр используется в диапазоне «ми» первой октавы и «ля» второй октавы. В.В. Емельянов считает, что фальцетный и нефальцетный регистр следует развивать в каждой партии, так как это является аспектом правильной охраны детского голоса.
Все упражнения фонопедического метода не являются догмой, что предоставляет педагогу по вокалу или хормейстеру использовать их свободно с авторскими трансформациями [4]. Отметим, что этот метод применяется не зависимо от возрастных особенностей школьника: младший, средний, старший школьный возраст.
Следующий метод формирования вокальных навыков у детей: традиционные приёмы вокальной методики. Это совокупность методов развития голоса, которыми пользуются педагоги по вокалу, хормейстеры и сами исполнители.
В первую очередь к традиционным методам относится распевание, в процессе которого и закладываются основы голосообразования. Распевание представляет собой процесс подготовки голосового аппарата к исполнению музыкального произведения, а также отработки технических элементов с помощью специально-организованных вокальных действий [13].
Распевание включает в себя три основных компонента: повторение, организация и целенаправленность [9]. Результатом правильного распевания будет активное и качественное звучание голоса школьника: качество сохраняется на всем диапазоне и динамике. Распевание включает в себя следующие упражнения:
Упражнения на Legaro: способствуют выработке кантиленного пения. Внимание фиксируется на четкой координации звукообразования и работы диафрагмы.
Упражнения на staccato: активизируют голосовые связки. Упражнения активизируют голосовые связки, помогают привести в тонус голосовые мышцы, а так же при сиплом голосе выровнять звук. Зачастую staccato используется для проверки работы диафрагмы и полноты дыхания.
Упражнения с динамической подвижностью: способствуют выработке понимания градации между динамическими нюансами. С помощью данных упражнений школьник формирует силу голоса при конкретном динамическом сопоставлении. Упражнения могут включать в себя, как один, так и несколько звуков в различном темповом движении.
Упражнения на подвижность голоса. Данные упражнения направлены на проработку правильность звучания звука при быстром или медленном темпе [7]. Зачастую упражнения на подвижность голоса берутся с учетом вокальных возможностей исполнителя, но с тенденцией к развитию. Сегодня в практической деятельности упражнения на подвижность голоса так же включают в себя исполнение вокализов. Следует отметить, что зачастую упражнения на подвижность голоса имеют ещё одну цель – выработка вокального слуха. Вокальный слух является самым необходимым навыком при исполнении, так как в нём определяется качество звука. Основная задача педагога по вокалу научить школьника пристальному вниманию к интонационной точности и внутреннему ощущению.
Упражнения, направленные на активизацию работы мягкого нёба. В практической деятельности особую ценность представляют попевки, которые позволяют ощутить школьнику объём голоса [14]. В школьном возрасте чаще всего мягкое нёбо способствует формированию у ребёнка ощущения головного звучания при пении нижнего диапазона. Сегодня в терминологии при работе с мягким нёбом используют следующие образные элементы: «зевок», «купол», «объёмный звук».
Традиционные метод формирования вокальных навыков, так же включает в себя вокализацию различных известных мелодий и песен. Благодаря пению ребёнок проявляет свои эмоции, снимает напряжение, а также раскрывает свой творческий потенциал. Для того чтобы пение стало частью полноценного развития ребёнка нужно подбирать репертуар не для развития вокальных навыков, а именно для раскрытия внутреннего мира.
Традиционный метод формирования вокальных навыков у детей школьного возраста включает в себя комплекс необходимых элементов способствующих активизации голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата, а так же осязательных, зрительных ощущений [5]. Традиционные методы формирования вокальных навыков являются целостным процессом, при котором происходит взаимодействия звуковосприятия и звукоощущения. Основной целью традиционного метода является ориентация школьников на осмысленном певческом процессе: анализ пения, процесс мышления, самоконтроль, эмоциональна отзывчивость.
Следующий метод формирования вокальных навыков у детей школьного возраста является игровой. Игровой метод – это метод, который складывался и подтверждал свою эффективность в применении много лет [10]. Игра для школьника является «волшебной палочкой», при которой взгляд на сложную вокальную задачу становится положительным и «лёгким». Игра в практической деятельности используется для активизации правого полушария головного мозга: яркость восприятия, осознанность, осмысление воспроизводимого текста.
Игровые методы в формировании вокальных навыков детей школьного возраста чаще всего применяются в практике незаметно для детей, т.е. непроизвольно, что позволяет психологическому состоянию ребёнка быть неизменным, но при этом вызвать положительные эмоции и интерес к вокальной деятельности. Игровое строение занятия повышает заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребёнка нельзя заставить работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Но делать это надо через развитие всех качеств ученика с фиксированием положительных результатов, но без снижения требовательности. Пробуждение интереса учащихся к обучению во многом достигается с помощью игровых приёмов.
Благодаря использованию игровых приёмов сложные навыки, понятия, термины становятся доступными младшим школьникам. Причём в данном случае доступность выражается не в лёгкости и ограниченности учебного материала, а в методах его преподнесения.
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, голосам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны [1]. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни.
Музыкально-дидактические игры, это основной вид организации обучения вокальной деятельности. В основе игр лежит не только игровой сюжет, но и ритмические, танцевальные движения, которые определяются характером музыкального произведения. Дидактическая игра развивает: общую и мелкую моторику; произвольное внимание; сенсорные способности; музыкальный слух; воображение и ассоциации; мышление. Содержание дидактической игры зависит от цели и уровня владения ребёнка голосовым аппаратом. Игровые элементы и действия не определяются самостоятельно без поставленной задачи.
Внедрение игровой деятельности в исполнительский процесс позволяет ребёнку развить такие способности [15]: творческая активность; самостоятельность; развитие интеллекта, воображения и мышления.
При использовании игрового метода, как средства формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста помимо основной цели развиваются следующие стороны [11]:
Интерактивная сторона - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Следовательно, игра способствует не только развитию вокальных навыков, но и способствует взаимопониманию между исполнителями; устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств; развивает самопознание и познание других людей.
На основе теоритического анализа представленного в статье были сделаны следующие выводы:
Формирование вокальных навыков у детей школьного возраста происходят комплексно, что обеспечивает эффективность в развитии и активизации работы голосового, артикуляционного, дыхательного аппарата.
При подборе методик педагог по вокалу или хормейстер должен опираться не только на возрастные особенности школьника, но и его состояние голоса, т.е. нельзя подбирать методы, с которыми ребёнок не справится, лучше всего подбирать методы имеющие перспективу в развитии.
Каждый метод формирования вокальных навыков у детей школьного возраста должен иметь цель, задачи. Сегодня в практической деятельности достаточно много трансформации традиционных методов работы, что теряет их актуальность в применении и эффективность. Эффективность важна и она является результатом вокальной деятельности.
Уникальность всех представленных методов в статье обосновывается тем, что методы могут быть применены в любом школьном возрасте и с любым состоянием голосового аппарата.
Список литературы
Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. М.: Владос, 2005. 431с.
Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие. М.: Пелагогика, 2014. 239 с.
Бубнова О.Б. Формирование вокальных навыков посредством игры / Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. 2009. № 1. С. 53.-58..
Васильченкова О.А. Формирование вокальных навыков / Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2023. № 2. С. 170-156.
Дубина Л.А. Развитие голосового аппарата. Сборник упражнений и игр. М.: Книголюб, 2006. 312 с.
Дурдона А.К. Формирование вокальных навыков, через народное пение / Science and Education. 2023. № 5. С. 58-66.
Зульфикарова Г.З. Формирование вокальных навыков за счёт современных тенденций / Science and Education. 2023. № 8. С.12-15.
Куприна Н.Г. Музыкальная игра, как средство развития дикции и голоса / Уральский Государственный педагогический университет. № 3. С. 54-60.
Малютин Е. Н. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса. Орел: Красная книга, 1924. 12с.
Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. СПб.: Еврознак, 2004. 672с.
Михеева Л. Вопросы музыкально - эстетического воспитания / Л. Михеева. - Л.: Музыка, 1970. - 340с
Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Искусство и наука, 2002. 496с
Мухаммадиева Р.У. Формирование вокальных навыков школьников в образовательной среде / Science and Education. 2023. № 4. С. 1297-1302.
Носкова А.А. Основные методы диагностики вокальных задатков школьников / Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 7. С. 45-78.
Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. М.: Планета музыки, 2019.176 с.
List of literature
1. Aliyev Yu. B. Singing in music lessons: lesson notes, repertoire, methodology. M.: Vlados, 2005. 431s.
2. Bezborodova L.A. Theory and methodology of music education: textbook. M.: Pelagogika, 2014. 239 p.
3. Bubnova O.B. Formation of vocal skills through playing / Monthly scientific-methodical and psychological-pedagogical journal. 2009. No. 1. p. 53.-58.
4. Vasilchenkova O.A. Formation of vocal skills / Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2023. No. 2. pp. 170-156.
5. Dubina L.A. Development of the voice apparatus. Collection of exercises and games. Moscow: Knigolyub, 2006. 312 p.
6. Durdona A.K. Formation of vocal skills through folk singing / Science and Education. 2023. No. 5. pp. 58-66.
7. Zulfikarova G.Z. Formation of vocal skills due to modern trends / Science and Education. 2023. No. 8. pp.12-15.
8. Kuprina N.G. Musical game as a means of developing diction and voice / Ural State Pedagogical University. No. 3. pp. 54-60.
9. Malyutin E. N. Experimental phonetics and scientific foundations of voice production. Eagle: Red Book, 1924. 12s.
10. Meshcheryakov B. G. Big Psychological dictionary. Saint Petersburg: Euroznak, 2004. 672s.
11. Mikheeva L. Questions of musical and aesthetic education / L. Mikheeva. - L.: Music, 1970. - 340s
12. Morozov V.P. The art of resonant singing. Fundamentals of Resonance Theory and Technology. Moscow: IP RAS, Tchaikovsky Moscow State Technical University, Art and Science, 2002. 496c
13. Mukhammadieva R.U. Formation of vocal skills of schoolchildren in an educational environment / Science and Education. 2023. No. 4. pp. 1297-1302.
14. Noskova A.A. Basic methods of diagnostics of vocal inclinations of schoolchildren / Humanities research. Pedagogy and psychology. 2023. No. 7. pp. 45-78.
15. Stulova G.P. Choral singing. Methods of working with a children's choir. Moscow: Planet of Music, 2019.176 p.