Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Тема: «Взаимодействие педагога и учащегося»»
Методические рекомендации
Тема: «Взаимодействие педагога и учащегося»
Взаимодействие педагога и учащегося включает в себя четыре основных вопроса:
- индивидуальный подход к учащемуся;
- педагогическое общение;
- стили взаимоотношений педагога и учащегося;
- педагогический такт.
1. Индивидуальный подход к учащемуся.
Индивидуальность – это своеобразное сочетание свойств личности. Индивидуальность формируется под воздействием внешних и внутренних сил.В музыкальную школу ребёнок приходит как индивидуальность. Все учащиеся отличаютсядруг от друга по способностям, темпераменту, характеру. Задачи педагогадать шанс учащемуся развить свою индивидуальность до степени личности. Умение педагога учитывать все факторы, которые могут тормозить или благоприятно влиять на развитие ученика в педагогике называется – индивидуальным подходом к учащемуся. Главным средством, с помощью которого учитель овладевает индивидуальным подходом, являетсянаблюдение. Методика наблюденияза ребёнком в условиях его естественной жизни и деятельности должна занимать в системе подготовки педагога одно из самых важных мест, если не самое первое. Наблюдая за учащимся, педагог наблюдает за его характером, нервной системой,проявившимися способностями. И на основе этих наблюдений педагог планирует свою деятельность, осуществляя тем самым индивидуальный подход к учащемуся. Свои наблюдения педагог пополняет от других людей, родителей, преподавателей, от разговоров с другими учащимся, поэтому учителю положена осторожность, наблюдения должны быть незаметны для учащихся. Методика наблюдения включает в себя:
1. Цель.
2. Анализ исходных данных.
3. Выяснения причин.
4. Постановку творческой задачи.
Осуществляя индивидуальный подход, педагог применяет разные формы воздействия на учащегося. Меры воздействия зависят от воспитанности педагога, знаний и умений от его общего уровня развития, т.е. от уровня педагогического мастерства. Одним из самых мощныхсредств воздействия является поощрение и наказание. Меры поощрения и наказания могут быть различными и зависят от конкретной ситуации. Поощрять при всех, наказывать наедине.В индивидуальном подходе поощрения следует считать более сильным воздействием, чем упрёки, хотя без них не обойтись.
2. Педагогическое общение.
В музыкальной школе на уроке присутствуют две главные фигуры: педагог и учащийся. Их общение на уроке и вне урока, это важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса, поэтому общение является важнейшим профессиональным инструментом педагога. Слово педагога должно обращаться не только к слуху, а прежде всего к сердцу учащегося. Сухомлинский говорил что: «Каждое слово сказано в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным». Он осуждал « пустое слово »говоря нет чувства, нет жизни, а особенно крик и раздражительный тон, считая их никчемным инструментом воспитания. Сухомлинский предупреждал.« Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать».Педагогическое общение – это профессиональное общение между педагогом и учащимся на уроке и вне урока направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление памяти, в конечном счёте, рождает отрицательное отношение к учителю и предмету, появляется отчуждение вместо радости. Правильное общение должно снимать отрицательные эмоции, вызывать жажду деятельности, радость к достижению, т.е. (интерес). От правильного общения зависит благоприятная атмосфера в классе, быстрота усвоения учащимся умений, знаний, навыков.Для этого необходимо эмоционально – положительное отношение к детям, спокойный ровный тон в общении помогают воспитать раскованных, доверчивых и общительных детей. Педагогическое общение может иметь различные оттенки:
1. Общение на основе увлечённости совместной деятельности.
2. Общение на основе дружеского расположения.
3. Общение – дистанция.
4. Общение – устрашение.
3.Стиль взаимоотношения педагога и учащегося.
Стиль взаимоотношений, прежде всего, зависит от педагога т.к. он руководитель деятельности учащегося, от его умения руководить зависит стиль его работы, подчерк организатора, что и определяет стиль общения, взаимоотношений, взаимодействий. В практике встречаются три стиля руководства педагога к учащемуся: Авторитарный, демократический, либеральный.
1. Авторитарный стиль руководства.
(разящие стрелы)
Основные стили общения в авторитарном стиле руководства это:
1. Общение - дистанция.
2. Общение - устрашение.
3. Общение - монолог.
Основные формы взаимодействия это:
1. Приказ.
2. Указание.
3. Инструкция.
4. Выговор.
Даже редкая благодарность звучит как команда, например: «Ты хорошо сегодня подготовился, я не ожидал от тебя этого». В авторитарном стиле руководства у учителя преобладает начальственный тон, нетерпимость к возражениям, к критике. Авторитарность в общении и руководстве многолико, часто она искусно маскируется, прикрывая свою бездушность, (не уважение к учащемуся) В процессе работы с учащимся педагог ставит перед учащимся твёрдую, незыблемую для всех одинаковую задачу, требует неукоснительного исполнения своих требований, не терпит сомнений, непокорности учащегося ( что сказал сделать то и надо ) Если педагог такого склада хороший музыкант, умеет ярко показать на инструменте, рассказать, если он настойчив, то добивается эффектного результата, но в этом и заключается опасность авторитарной педагогике т.к. внешние достижения подменяют внутренний рост учащегося, (такие люди беспомощны без педагога) при таком стиле руководства у учащегося воспитывается целый ряд негативных качеств: отсутствие навыков самостоятельности, безынициативности в работе над музыкальном произведением, слабо развиты мыслительные способности, учащийся часто прибегает к зубрёжке т.к. педагог не объясняет, а приказывает, происходит задержка в развитии учащегося, часто у такого учащегося проявляются такие качества: зазнайство, страх, подхалимство, ябедничество и т.д. Причина: недостаточная зрелость педагога, нравственная невоспитанность, низкий уровень культуры, отсутствие общих педагогических знаний. Этот стиль общения и руководства неэффективный и порочный.
2. Либеральный стиль руководства.
(плывущий плот)
Иногда его называют свободный стиль или попустительский, противоположный авторитарному стилю руководства, считается наихудшим стилем руководства. Суть в том, что учитель не вмешивается в жизнь учащегося, проводит уроки формально, самоустраняется от ответственности за происходящее или пускает всё дело на «самотёк» Причина такой позиции различна:
1. Линия наименьшего сопротивления – это развитие сильной стороны учащегося,не развивая и не устраняя их недостатки
2. Либерал « поневоле» - это педагог, который не знает и не может передать свои знания, умения учащемуся. «Что получится, сойдёт и так».
3. Педагог загружен работой, например: много учащихся, общие дела и т. д. поглощают его свободное время, поэтому педагог не успевает подготовиться к уроку, работает стихийно и не результативно.
4. Безответственное отношение к своим обязанностям.
Суть всех этих причин одна: самоустранится от руководства учащимся. Педагог как бы следует за учащимся, ограничиваясь поправками и советами. Отсутствие серьёзной работы педагог оправдывает не желанием, активизировать учащегося, развивать самостоятельность.
3. Демократический стиль руководства.
(возвращающийся бумеранг)
Демократический стиль руководства – это общение на основе увлечённости творческой деятельностью и дружеского расположения друг к другу, ещё этот стиль руководства можно назвать как общение – диалог.
Основные способы общения, которые должны присутствовать в этом стиле:
1. Просьба.
2. Совет.
3. Информация.
В основе демократического взаимоотношения лежит положительное отношение к детям и делу, стремлению совместно решать все вопросы, т.е. совместный творческий поиск. Учитель старается донести цель работы до сознания учащегося, подключить его к активному обсуждению и это воспитывает у учащегося интеллектуальные способности, развивает самостоятельность. Педагог поощряет самостоятельные суждения учащегося, вселяя в него уверенность, в свои силы. Педагог учитывает индивидуальные способности каждого учащегося, все эти принципы характерны,дляновой педагогике, которая называется « Педагогика – сотрудничества»
Основные принципы – сотрудничества.
В школе всегда были учителя предметники и учителя – воспитатели. Первые идут с предметом к детям, а вторые идут с детьми к предмету, образно говоря, это не устремлённые друг, на друга взгляды, а взгляды, направленные в одну сторону. Учитель всегда стоит на точке зрения ребёнка и ведёт за собой, руководствуясь идеями демократизации личности. Цель такой позиции педагога снять чувство страха, сделать его раскованным, свободным и уверенным в свои силы. Опираясь на демократический стиль, работать легче т.к. учитель спокоен и дети спокойны, детям легко и педагогу радостно. Основное преимущество в педагогике – сотрудничества, учение без принуждения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: демократический стиль взаимоотношений наиболее продуктивный стиль, как для учащегося, так и для педагога.
4. Педагогический такт.
В общении с учащимся педагогу нужно быть внимательным и осторожным, одно непродуманное слово, жест, взгляд, могут на долго, испортить отношения, а иногда создать конфликтную ситуацию. Мера педагогического воздействия на учащегося, во время общения называется – педагогическим тактом. Педагогический такт это профессиональное качество учителя, часть его мастерства, это проявление общей культуры педагога, его образованности. Только следуя требованиям педагогического такта, педагог может выработать у себя демократический стиль общения с детьми и добиться подлинной культуры общения. Тактичное поведение учителя требует в самой сложной ситуации сохранять уважение к человеку. Педагогический такт предполагает взаимоотношение построенные на положительных эмоциях, отрицательные эмоции могут возникать как промежуточные для достижения положительного эмоционального эффекта. В зависимости от уровня учащегося, от его возраста, от свойств личности, учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии – до подчёркнутой холодности, от радушия – до сухости, от мягкости – до строгости. Уважение, душевная теплота не исключает требовательности, а предполагает её, это один из принципов воспитания: « Чем больше уважения, тем больше спрос», но следует помнить, что чрезмерная требовательность может привести к не послушанию, а чрезмерная снисходительность, к наглости. Анализ конфликтов учащихся с учителем показывает, что одна из причин, это бестактность учителя, например: грубое замечание к внешнему виду, памяти, способностям. Для того чтобы овладеть педагогическим тактом необходимо научиться: любить детей и показывать свою любовь к ним, наблюдать и видеть мотивы поведения детей, быстро ориентироваться в обстановке, избирать целесообразный способ воздействия, беседовать с детьми. Большое значение в формировании правильного стиля общения имеет: выдержка, спокойствие, самообладание, справедливость, развитие педагогической техники, чувства юмора, чувства собственного достоинства.
5. Заключение.
И в заключение из всего выше сказанного можно сделать вывод: что умение вчувствоваться в состояние другого человека, сопереживать, радоваться, даже тому, кто совсем не похож на вас, умению мысленно встать на позицию другого, это считается главным качеством общения и взаимоотношения с учащимся.
Содержание
1. Индивидуальный подход к учащемуся.
2. Педагогическое общение.
3. Стили взаимоотношения педагога и учащегося.
4. Педагогический такт.
5. Заключение.
6. Используемая литература.
Используемая литература.
1. О.А. Апраксина. Методика музыкального воспитания в школ.
2. П. Говорушко. Основы игры на баяне.
3. В.Г. Сычёв. Методика обучения в музыкальной школе.