kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция: «Метод музыкального обобщения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью использования метода музыкального обобщения, является решение необходимых задач, по обучению, воспитанию, развития учащихся, а в целом по формированию личности школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция: «Метод музыкального обобщения».»

Лекция: «Метод музыкального обобщения».

План лекции:

1. Ключевое понятие как форма обобщения.

2. Тематическое изучение материала.

3. Действие как элемент метода музыкального обобщения.

4. Примеры обобщений и путь их введения в учебный процесс.

Одна из самых сложных, но очень важных задач - научить ребят самостоятельно ориентироваться в мире музыки. Хорошо, когда у человека развито 6-е чувство - интуиция, и он, пусть даже не объясняя для себя и других логику своих выводов, стоит на верном пути, тонко чувствует и адекватно оценивает музыкальные явления. Но общество в целом нуждается в понятиях, категориях, обобщенных знаниях, которые послужили бы ключом к осознанному восприятию искусства, в данном случае музыки. Усвоение каждой из таких категорий процессуально, оно должно быть организовано во времени и базироваться на понятиях, как выделенных их различных областей (наук) - философии, психологии, искусствоведения, музыковедения и других, так и из самой жизни. Например, обобщением могут послужить чувства, эмоции, состояние, проблема, образ, явление, музыковедческое понятие и др. Например, «море», «любовь», «творчество», «агрессия», «свобода», «отчаяние», «одиночество», «судьба, рок», «добро и зло», «драматургия», «сказка в музыке», «музыка кино» и многие другие. Уровень обобщенности при этом весьма различен и во многом будет зависеть от возраста и подготовленности учащихся.

Найденное актуальное ключевое понятие становится центром, ядром музыкальной работы в любом виде, в разных аспектах, при этом может являться изначальной проблемой, методологией поиска и результатом совместного творчества учителя и учащихся. Просто сообщение, информация о таких ориентирах теряет смысл, если не закрепляется в практической работе, в комплексе ведущих и частных умений.

Одним из вариантов введения в работу на музыкальных занятиях обобщенных понятий является тема. Тема содержит суть обобщения, может быть сформулирована довольно развернуто, от одного слова до целого предложения. Тематическое изучение материала - известный ход в преподавании самых различных дисциплин: литературы, истории, математики, физики, родного и иностранного языка и др. Тема не всегда может претендовать называться основной категорией учебной дисциплины, но обязательно влечет за собой использование метода обобщения. Раскрывая любую книгу, предлагаемую в помощь постижения музыки, мы видим темы: мелодия, лад, гармония и другие, связанные с музыкальным языком; балет, симфония, музыка к кинофильмам, программная музыка, различные стилевые направления: барокко, венский классицизм, романтизм и т.д. Все подобные обобщения результат развития музыковедения и человеческой практики и, следовательно, возможный объект изучения.

Особую актуальность данный метод приобрел для учителей музыки начиная с 1986 года, с внедрением вариантов программ по музыке, основанных на системе музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, где сохранялся тематический стержень. Система музыкального воспитания Кабалевского явилась в свое время выдающимся открытием, так как именно в ней были выделены из музыковедения и сформулированы, а затем выстроены в логически последовательную систему основные ключевые понятия музыкального искусства. Автор при этом подчеркивал: «Творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ данной программы». То есть надо сказать, что вводимое обобщение в виде темы, как правило, не единственное, оно имеет свой ряд, свою условную систему. Система тем, отражающих суть предмета, может быть довольно консервативной. Так, сложение, вычитание, умножение всегда в различном виде присутствуют в математике, части речи - в языке, интонация, художественный образ, музыкальная форма - в музыке и т.д. Но что касается непосредственно тем уроков, то здесь, несомненно, могут быть различные варианты, творчески осмысленные как в методической литературе, так и непосредственно самим учителем.

Ключевые знания и ведущие умения обобщены в сознании и составляют основу музыкальной культуры личности. Именно обобщенность делает их легко переносимыми на любую ситуацию, на любые музыкальные произведения. За процессом освоения обобщенных категорий лежит определенный методический путь, базирующийся на методах индукции и дедукции (от частного к общему и от общего к частному), в совокупности составляя определенный метод музыкальной педагогики - метод музыкального обобщения. Метод музыкального обобщения был расписан довольно детально Э.Б. Абдуллиным в книге «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе» в связи с разработкой методических путей изучения музыки по программе, содержащей систему обязательных тем.

Основных обобщенных понятий немного, и они развиваются чаще всего в пределах четверти, полугодия, в некоторых программах в пределах года, а иногда и двух лет. И как бы не менялись программы по музыке, в них всегда останутся более или менее логично выстроенные темы-обобщения. Но если темы - обобщения четвертей и полугодий всегда формулируются и специалистами в данной области, то от учителя зависит формулирование тем урока, которые с течением времени естественно модифицируются.

Главной целью использования метода музыкального обобщения является решение необходимых задач по обучению, воспитанию, развитию учащихся, а в целом, по формированию личности школьника. На первый план выдвигается непосредственно усвоение самого ключевого понятия, которое и организует весь учебный процесс в целом. Однако, степень его роли в предмете может быть различен, а вот методология поиска, методология формирования осознанного подхода к музыке и является тем результатом, который при усвоении учащимися выходит на преобразование личности.

Э.Б. Абдуллин выделяет три последовательных действия метода в процессе формирования обобщенных знаний. Первое действие соответствует подготовительному этапу и направлено на активизацию жизненного и музыкального опыта школьников. Главное на этом этапе - обеспечить условия для того, чтобы последующее изучение новой темы не проходило формально, без опоры на слуховой и исполнительский опыт ребят. Так, если тема «Богатство и разнообразие белорусской народной музыки», то необходим процесс накопления учащимися соответствующего музыкального репертуара, представлений о формах его бытования, владение исполнением, на что можно было бы опереться на данном уроке.

Второе действие метода направлено на усвоение нового ключевого понятия. Здесь основное значение приобретают приемы проблемного обучения, создание поисковых ситуаций на уроке, чтобы докопаться до сущности понятия, явления, и включить его в музыкально-практическую деятельность. Так, в работе с темой «Что такое музыкальная речь?» используются музыкальные произведения, на которых легко учащимся давать серию заданий по определению средств музыкальной выразительности, как, например, в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк», где достаточно ярко и показательно для создания музыкальных образов используется регистр, темп, тембр, динамика и другие средства музыкальной выразительности, о которых в отдельности речь уже шла, и с которыми ребята уже знакомы, а теперь предстоит как бы подвести ребят к самостоятельно сделанным обобщениям. Работая в любом виде с музыкой - в пении, слушании, движении, сочинении - от понятия к практической работе и наоборот - укрепляется новый уровень осознания учениками музыкальной деятельности в целом.

Третье действие метода музыкального обобщения связано с закреплением ключевого знания в различных видах музицирования, когда усвоенные пути используются без лишних объяснений, в том числе в новых ситуациях (на новом произведении, в новом виде музыкальной деятельности, при решении других задач и т. д.). Так, однажды проработав специально тему «Музыкальная форма», разобрав закономерности и механизм построения музыки, в ситуации работы над любым музыкальным произведением, новым или просто повторяемым, возможно, в другом классе и в другой общей теме мы вновь обращаемся к анализу музыкальной формы, дополняя знание новыми частностями. Все это способствует развитию и формированию художественного мышления. Весь процесс конкретизируется в определенных методических канонах с грамотным применением словесных, наглядных и практических методов и приемов.

Литература:

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.

2. Алиев Ю.Б. Постановка учебной проблемы. В кн.: Настольная книга учителя-музыканта.- М., Владос, 2000.

3. Алиев Ю.Б. Общие и частные задачи на уроке, проблемные ситуации. Там же.

4. Алиев Ю.Б. Методические основы проблемно - творческого обучения музыке. Там же.

5. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1 - 3 классы и 4 - 7 классы. М. , 1985.

6. Школяр Л.В.М.С. Красильникова , Е.Д. Критская и др. Теория и методика музыкального образования детей. - М., 1998.

7. Платонова М.А., Кондратьева О.П., Гринкевич Г.И. Поурочное планирование в начальных классах. - Минск, 2002.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция: «Метод музыкального обобщения».

Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Дата: 20.11.2022

Номер свидетельства: 617814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Прикладной курс по английскому языку "Хочу знать больше" "
    ["seo_title"] => string(59) "prikladnoi-kurs-po-anghliiskomu-iazyku-khochu-znat-bol-shie"
    ["file_id"] => string(6) "105066"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402813771"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок по русской литературе. Тема: " И. А. Бунин.   «Господин из Сан - Франциско». 1 часть."
    ["seo_title"] => string(79) "urok-po-russkoi-litieraturie-tiema-i-a-bunin-gospodin-iz-san-frantsisko-1-chast"
    ["file_id"] => string(6) "303973"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства