Компьютерная презентация как метод практического применения на уроках музыкальной литературы
Компьютерная презентация как метод практического применения на уроках музыкальной литературы
Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне и музыкальную школу от введения инновационных методов и форм работы. Сегодня, совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условиях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому, введение ИКТ в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компьютерная презентация как метод практического применения на уроках музыкальной литературы»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
Методическое сообщение на тему:
«Компьютерная презентация как метод практического примененияна уроках музыкальной литературы»
Подготовила: преподаватель музыкальной
литературы Чернышёва А.Б.
Тулун, 2016
Введение Реформирование Российского образования включает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Понятием «инновации» в образовании сегодня означают принципиальную новизну подходов к процессу обучения. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса. Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне и музыкальную школу от введения инновационных методов и форм работы. Сегодня, совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условиях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому, введение ИКТ в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования учащихся и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов.
Цель: рассмотреть вопросы использования электронных ресурсов, в частности, метода компьютерной презентации с практическим применением в учебном процессе на уроках музыкальной литературы.
Использование компьютерной презентации на уроках музыкальной литературы. Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства. Медиаобразование - очень распространенное на сегодняшний день понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях. В последние годы стремление к новым качествам и улучшению результатов преподавания музыкальной литературы вызвало активный поиск новых подходов и методов обучения.
Современный урок музыкальной литературы - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у учащихся установки на активную учебную работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация. Сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность по новому использовать на уроках музыкальной литературы текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники; обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень; помогать активизации творческого потенциала учащихся; способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре. Возможности компьютера в оснащении предмета музыкальной литературы можно определить следующими позициями:
Обеспечение наглядности в представлении учебных материалов.
Поддержка контроля знаний, умений и навыков.
Организация различных форм креативной деятельности.
Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся.
Медиапедагогика предлагает новый вид дидактического материала - компьютерная презентация. Это электронная обучающая презентация, представляющая способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти.
Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус, увлечение, погруженность в материал, что позволит значительно повысить уровень участия самих учащихся в процесс обучения. В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, творческие задания, контроль знаний. Использование такого метода на уроках музыкальной литературы предполагает не только усиление мотивации обучения, но и повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных технологий. Галина Тараева, преподаватель Ростовской консерватории, предлагает несколько вариантов создания таких презентаций: - звуковая и нотная хрестоматии (музыкальные произведения и нотное сопровождение); - изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей); - видеохрестоматия (видео записи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов); - мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного, иллюстративного и видео материала).
Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Анализ методической литературы в области инноваций в музыкальной педагогике, привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. К сожалению, отсутствие необходимого специального оборудования (мультимедийного комплекса) в школе, организация занятий с электронной поддержкой, проведение собственных уроков с использованием компьютерных презентаций на сегодняшний день является проблемой. Один из способов ее решения - использование мультимедийных презентаций в домашней работе учащихся. Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество учащихся на уроке и за его пределами может развить их способности. Поэтому большое внимание уделяется деятельно-практической направленности учащихся, развивающий их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание – создание презентации по заданной теме. Мною разработаны компьютерные презентации для самостоятельной домашней работы учащихся, основная цель которых - закрепить теоретический материал, полученный на уроках; дать возможность самостоятельно прослушать музыкальное произведение и ответить на поставленные учителем вопросы. Основные разделы работы таких презентаций состоят из нескольких блоков: - теоретический текст (названия, события жизни, история создания, определения, поэтический текст); - аналитический разбор (текст анализа фрагментов); - изобразительные материалы (нотные примеры, фото, иллюстрации); - аудиоиллюстрации (звуковые фрагменты). Дополнительно учащиеся получают ряд вопросов, на которые им предстоит ответить после знакомства с презентацией. Презентацию учащиеся получают на цифровых носителях. Такая форма домашней работы способствует не только расширению и углублению знаний, умений полученных на уроке, но и развитию индивидуальных способностей учащихся, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к предмету музыкальной литературы. В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание уделяется и исследовательской работе учащихся. Научно-исследовательская деятельность учащихся является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Учащиеся моего класса, принимающие участие в научно-практических конференциях, теоретических конкурса и олимпиадах стали использовать в своих докладах и сообщениях собственные презентации. Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения:
развитие познавательных навыков учащихся;
умения самостоятельно конструировать свои знания;
умения ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления.
Доступ к ресурсам сети Интернет дает колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются учащимися при создании презентаций – это библиографическая информация, аудио и видео-фонд. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения. Анализируя свой еще небольшой опыт внедрения современных технологий, я прихожу к выводу, что использования на уроках музыкальной литературы компьютерных презентаций позволяет: - сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся; - эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала; - организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся. Заключение.
В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные учащиеся активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники.
Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава.