В христианском мире существуют три вида колокольного звона , каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам:
1. Православный звон
2. Католический звон
3. Кариольный звон
Основы православного звона
Церковный звон употребляется для того, чтобы: • созывать верующих к богослужению; • выражать торжество Церкви и ее Богослужений; • возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.
В церкви различают 4 канонических звона :
благовест,
перебор,
перезвон,
трезвон.
Колокол и его название
Вечевой колокол в Новгороде. 1570-е годы
Колокол и его название
Набатный колокол. 1714 год
Колокол и его название
Колокол "Лебедь " 1594 год. Мастер - Андрей Чохов
Колокол и его название
Колокол "Полиелейный ". 1683 год. Мастер - Филипп Андреев
Колокол и его название
Колокол "Ляпуновский " 1697 год. Колокольня Иван Великий Московского Кремля
Орнаментация церковных колоколов
Русские колокола на протяжении веков украшали по-разному. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи с именем мастера-литейщика или текстом молитвы. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, цитаты богослужебных текстов, исторические сведения, указывающие повод вклада.
Орнаментация церковных колоколов
Орнаментация церковных колоколов
В XVI веке великое княжество Московское, ставшее в 1547 году Российским царством, расширяется и крепнет.
Художественному оформлению колоколов в это время уделялось особое внимание. Профили русских колоколов XVI века весьма различны: от вытянутых до широких, приземистых, с нижним диаметром большим, чем общая высота колокола с ушами.
В соревновании с западно-европейскими мастерами рождается тот оригинальный, ни на что не похожий русский колокольный профиль, рождается удивительно мягкий, бархатистый и благородный голос российских колоколов, так отличающийся от их крикливых и пронзительно-резких западных собратьев.
Основными в оформлении колоколов остаются поперечные орнаментальные пояски, валики, травные орнаменты и надписи. Поля колоколов мастера оставляют пустыми. Украшения располагаются вверху колоколов между верхними поясками или в самом низу, на валу - самой толстой части колоколов, где они меньше всего могут влиять на звук.
Орнаментация церковных колоколов
Все оформление колоколов можно разделить на:
горизонтальные пояски или бороздки, исполненные в модели или открученные на фальшколоколе при помощи доски-лекала
орнаментальные фризы (растительные или геометрические)
надписи, выполненные выпукло в литье, гравированные, или их сочетание
рельефноисполненные иконы Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.
Орнаментация церковных колоколов
Горизонтальные пояски на внешней поверхности колокола подобно тонким одинарным или двойным полуциркульным обручам закрепляют каждое изменение кривой, образующей внешний профиль колокола.
Появляется орнаментальный фриз из так называемых арабесок .
Трилистник - первый зафиксированный случай украшения колокола растительным орнаментом готического происхождения.
Орнаментация церковных колоколов
Орнаментация церковных колоколов
Вкладная надпись обычно повествует о времени отливки колокола, его заказчике, мастере и вкладчиках.
Внешний профиль колокола
Колокольня Софийского собора на Софийской площади
Вид собора с юго-восточного угла
Мозаика алтаря. ХI век Святитель Василий Великий. Богоматерь Оранта. (Нерушимая стена).