kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки для 5 класса "Тайна колокольных звонов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: музыка    

Класс:  5       

Тема: «Тайна колокольных звонов»

Цельсформировать практические навыки инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов.

Задачи:

 личностные

- формирование умений к самоопределению и смыслообразованию;

- осознанное художественно-эстетическое восприятие музыки;

- приобретение устойчивого навыка к целенаправленной  музыкально-учебной деятельности;

 

метапредметные

-  определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, постанова проблемы, выбор способов успешного осуществления;

- поиск и выделение необходимой информации;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных задач;

- коррекция и самооценка собственной учебной деятельности

 

предметные

- развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;

- применение терминологии для классификации колокольных  звонов;

- овладение практическими умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- применение метода художественного контекста (выход в другие предметные сферы, связь с жизнью) и метода худ. движения;

- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа.

 

Тип урока:  «Открытие новых знаний»

Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная работа)

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер; презентация с видеофрагментами

Раздаточный материал: текст песни Е.Крылатова «Колокола», тезисы из статьи «О чём звонит колокол», колокольчики маленькие, средний, большой

Ключевые понятия: колокольные звоны, тайна, набат, благовест, трезвон

Межпредметные связи: литература, кино, научный факт из раздела физики, религиозные православные  традиции, окружающий мир

Структура и ход  урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

2. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)

3. Постановка учебной задачи (поиск и выбор решения проблемы)

4. Практическая работа (изучение нового материала, музицирование по образцу, закрепление в речи, применение на новом материале)

5. Рефлексия учебной деятельности (соответствие тематической цели и результатов деятельности, самооценка)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«песня Колокола»

Колокола

Из к/ф «Приключения Электроника»

Музыка: Е.Крылатова Слова: Ю.Энтина


1. Бьют часы на старой башне, 
Провожая день вчерашний, 
И звонят колокола. 
Провожая день вчерашний, 
Бьют часы на старой башне: 
Будет, будет даль светла! 

ПРИПЕВ:

Бой часов, как ключик золотой, 
Двери yтра весело открой! 
Окна yтpа настежь распахни, 
Сyмpак ночи с улиц прогони.


2. Бьют часы на старой башне, 
То, что ночью было страшным, 
Светом залито дневным. 
То, что ночью было страшным, 
Стало теплым и домашним, 
Стало милым и смешным. 
 

ПРИПЕВ

 
3. Бьют часы на старой башне, 
В этом мире должен каждый 
Не спешить, не отставать. 
В этом мире должен каждый 
Слушать время и отважно 
В ногу с временем шагать! 

 ПРИПЕВ
 
Бьют часы на старой башне, 
Провожая день вчерашний, 
И звонят колокола…



Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет: музыка

Класс: 5

Тема: «Тайна колокольных звонов»

Цель: сформировать практические навыки инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов.

Задачи:

личностные

- формирование умений к самоопределению и смыслообразованию;

- осознанное художественно-эстетическое восприятие музыки;

- приобретение устойчивого навыка к целенаправленной музыкально-учебной деятельности;


метапредметные

- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, постанова проблемы, выбор способов успешного осуществления;

- поиск и выделение необходимой информации;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных задач;

- коррекция и самооценка собственной учебной деятельности


предметные

- развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;

- применение терминологии для классификации колокольных звонов;

- овладение практическими умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- применение метода художественного контекста (выход в другие предметные сферы, связь с жизнью) и метода худ. движения;

- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа.


Тип урока: «Открытие новых знаний»

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная работа)

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер; презентация с видеофрагментами

Раздаточный материал: текст песни Е.Крылатова «Колокола», тезисы из статьи «О чём звонит колокол», колокольчики маленькие, средний, большой

Ключевые понятия: колокольные звоны, тайна, набат, благовест, трезвон

Межпредметные связи: литература, кино, научный факт из раздела физики, религиозные православные традиции, окружающий мир

Структура и ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

2. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)

3. Постановка учебной задачи (поиск и выбор решения проблемы)

4. Практическая работа (изучение нового материала, музицирование по образцу, закрепление в речи, применение на новом материале)

5. Рефлексия учебной деятельности (соответствие тематической цели и результатов деятельности, самооценка)



Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности




Подготовка класса к работе.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Юрьевна. Сегодня мы с вами проведём маленький урок музыки.

Задает вопросы, мотивированные на знание колокольных звонов:

- Ребята, вы обратили внимание, под какую музыку вы вошли в класс?

Настрой на тему.


Входят под колокольные звоны.


Отвечают на вопросы:

- Под звоны колоколов.


Личностные: самоопределение к учебной деятельности

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2

Актуализация знаний

Активизирует знание учащихся


А что вы знаете о колокольных звонах? (ответы)

Тогда давайте попробуем ответить ещё на вопросы:

1. Это слово означает и звон колокола, и окраску цвета.

2. Где на Руси устанавливали колокола?

3. Об этом страшном тревожном событии колокол извещал людей

4. Что издаёт колокол?

5. Это радостное религиозное событие всегда сопровождают колокольные звоны


- Какое слово получилось по вертикали?

Ставит проблему

колокольные звоны и тайна. Как же они связаны между собой?

- Какой же цели мы сегодня должны достичь?

Обсуждают, что им уже известно по данной теме

Разгадывают кроссворд:


1. Тон

2. Храм

3. Война


4. Звон

5. Праздник



ТАЙНА


Разгадать тайну колокольных звонов

Логические: формулирование проблемы

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные: целеполагание

Личностные:

смыслообразование


3

Постановка учебной задачи



Пробное учебное действие

и

выявление причины затруднения


Анализирует предложенные версии и помогает в выборе самой удачной.

- А как её разгадать? ( послушать, пропеть, прочитать и.т.д.)

Посмотрите - у вас на партах колокольчики. Они одинаковые?

Давайте послушаем как они звучат? Поиграйте в них.


- А теперь попробуйте позвонить так, чтобы получился

красивый художественный звон, как тот, который звучал в начале урока?

- Получается? Почему, как вы думаете?


- Что нам для этого надо сделать?

Предлагают способы решения проблемы:

- поиграть на колокольчиках

- разные: большой, средний и маленькие

Разные колокольчики - по- разному звучат


(играют, но не получается)


- Нет. Мы не знаем, как правильно звонить.

- Надо узнать и научиться играть на разных колокольчиках

Регулятивные: планирование

Коммуникативные:

выявление проблемы, поиск способа разрешения


4

Практическая работа (основной этап)



а)Музицирование по образцу





















































б) закрепление с проговариванием во внешней речи







в) применение новых знаний на новом материале

Проводит интерактивную беседу. Консультирует правильность интонирования

- Хорошо. У вас на партах есть литературный источник со сведениями о больших, средних и малых колоколах. Это тезисы из статьи «О чём звонит колокол». Давайте прочитаем, как они называются и как в них надо звонить.

Найдите о нём информацию о среднем колоколе.

Показывает. Затем с детьми.




Прочитайте информацию об этом колоколе (большой)

Показывает. Затем с детьми.

-Какие два слова слышатся в благовесте? (Благие вести)

В какие дни бывают благие вести? ( в праздники). В праздничные дни благовест обычно сопровождают группа маленьких колокольчиков.


Как же звонить в маленькие колокольчики?

Показывает. Затем с детьми.



-Ребята, скажите, какой большой религиозный праздник отмечают зимой? (7 января?)

Как вы думаете, а какие колокольные звоны будут доноситься из вашей церкви в канун Рождества?

А набат мы услышим?

Он сообщает об известии, может плохом, а может и хорошем, т.е. собирает людей, значит услышим.

- Попробуем озвучить их в ансамбле. Благовест смотрит на правую руку, трезвон – на левую, набат звонит всё время как часики.

Запомните, именно эти звоны будут доноситься из вашего храма, когда наступит Рождество.


- А где ещё можно услышать колокольные звоны, кроме храмов?


- А в музыкальных произведениях могут звучать колокола? (Да). Великие композиторы Глинка, Мусоргский, Рахманинов использовали колокольные звоны в своих операх и фортепианной музыке.


И современные композиторы тоже обращаются к звонам колоколов.

Например, композитор –песенник Е.Крылатов написал много детских песен к мультфильмам и кино. И вот в к/ф-е «Приключения Электроника» в одной из песен звучат колокола. Смотрим фрагмент.


  1. В какие колокола бьёт Электроник?

Вспомните его ритм.

Давайте найдем его в песне. (Показ со словами + повтор 1 к.)

- А теперь вместе с набатом


- Ритм мелодии совпал с ритмом набата? (да) Значит набат – основной ритм мелодии.

2) Попробуем услышать, какие ещё звоны

оповещают народ?

2 ряд Представьте, что вы – ядро или язык большого колокола. Ваша задача – услышать в музыке его удары, имитируя их раскачиванием корпуса. Вот так – (показ)

Показ с раскачиванием со словами

- На какой звон похоже ваше раскачивание? А теперь озвучьте голосом удары благовеста на слог «бом».

Разучивание с «бом».


- Соединяем «Бом» с текстом


3) Итак, мы нашли в песне набат, благовест…

А каких колокольчиков мы ещё не услышали? Давайте их попробуем найти. 3ряд, Вспомните, как они звонят?


Соединяем трезвон и вокализ «бом». Добавляем Набат.



4) Хорошо. Разучиваем припев хором без музыкальных инструментов.


А теперь споём всю песню вместе с музыкальным сопровождением под караоке. В запеве мы помогаем себе трезвонами и вокализом на «бом». Припев поём без инструментов все вместе в унисон.

5) Исполнение песни

Какое настроение помогли создать песне колокола?

Самостоятельно находят информацию в литературном источнике.

Изучают приёмы игры.


средний колокол – Набат – частый звон в один предупреждает о каком-то происшествии, сообщает об известии

(Один ученик пробует играть)


большой колокол - Благовест  - медленно ударяют в один в обе стенки - призывает прихожан к богослужению.

(Один ученик пробует играть)


маленькие колокола - Трезвон – в один приём по три удара -звучит в праздничные и памятные дни.

- Рождество



- Благовест, Трезвон

- Да.Нет.






Играют набат+благовест+трезвон.


(слайд) Куранты на Красной площади


Гаврилин, Рахманинов, Глинка, Мусоргский.

- наверняка.


Смотрят видео фрагмент 1куплет







- в набат!

Один играет, другие хлопают

Все поют до припева

Затем с колоколом набатом





Все поют со словами

2 ряд раскачивается



- благовест

2 ряд поёт «бом» с раскачиванием.


Все поют со словами, 2 ряд «Бом»


- Маленьких трезвонов

Звонят по три раза


Поют со словами набат + благовест (бом)+ трезвоны


Поют все припев со словами




Поют под караоке.




- радостное приподнятое

Предметные:

формирование навыков игры разновидностей звонов, вокализации и ритмизации разных интонаций

Познавательные:

применение метода информационного поиска

Коммуникативные:

сотрудничество учителя и учащихся


5

Рефлексия


Подводит итог работы. Предлагает учащимся выразить свои мысли

Ребята, а вы помните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Какую же тайну открыли вам сегодня колокольные звоны?

Какое влияние они оказывают на людей? Что они делают?


Значит, колокола приносят людям пользу?!


А знаете, что учёным удалось доказать чудодейственную силу колоколов. Оказывается, своим звоном они очищают воздух от негативной энергии и заряжают его положительной. Поэтому, при слушании колокольных звонов можно избавиться от многих недугов – душевных и физических.


- Ребята, наша встреча подошла к концу. Мне было приятно с вами пообщаться. Интересно, а какие у вас остались впечатления от урока? Продолжите фразу на слайде




Сегодня вы достойно работали и оценили себя на отлично!

Всем спасибо!До свидания!

Соотносят цель и результат.


-разгадать тайну колокольного звона

- они звонят по-разному, предупреждают, оповещают…





Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности


- Сегодня я узнал(а)….

- Мне понравилось…

- Для меня стало новым…

- Меня удивило…

- Я с удовольствием…


Личностные:

нравственно-этическая ориентация

Личностные:

смыслообразование

Регулятиные:

Оценка

Коммуникативные:

выражение собственных мыслей



Просмотр содержимого документа
«информационный лист»



Тезисы из статьи «О чём звонит колокол»

     СРЕДНИЙ КОЛОКОЛ

Набат – частый звон в один колокол – предупреждает о каком-то происшествии, сообщает об известии



  БОЛЬШОЙ КОЛОКОЛ

 Благовест – редкие удары в обе стенки колокола – призывает прихожан к богослужению.



  МАЛЕНЬКИЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

   Трезвон – в один приём по три удара - звучит в праздничные и памятные дни.

Православный портал «Мир вам»

Редакция Русские традиции

газета «Жизнь православная» 2009 #3 (81)



линия разреза------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Тезисы из статьи «О чём звонит колокол»

     СРЕДНИЙ КОЛОКОЛ

Набат – частый звон в один колокол – предупреждает о каком-то происшествии, сообщает об известии



  БОЛЬШОЙ КОЛОКОЛ

 Благовест – редкие удары в обе стенки колокола – призывает прихожан к богослужению.



  МАЛЕНЬКИЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

   Трезвон – в один приём по три удара - звучит в праздничные и памятные дни.

Православный портал «Мир вам»

Редакция Русские традиции

газета «Жизнь православная» 2009 #3 (81)

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

т н о 1 р а м х 2 а в 3 н й о з о в н 4 н д з к и а п р 5

т

н

о

1

р

а

м

х

2

а

в

3

н

й

о

з

о

в

н

4

н

д

з

к

и

а

п

р

5

Самооценка  Сегодня я узнал(а)……………  Мне понравилось…………….  Для меня стало важным……  Меня удивило…………………  Я с удовольствием…………..  Я хочу похвалить себя за……  Я хочу похвалить одноклассников за…

Самооценка

  • Сегодня я узнал(а)……………
  • Мне понравилось…………….
  • Для меня стало важным……
  • Меня удивило…………………
  • Я с удовольствием…………..
  • Я хочу похвалить себя за……
  • Я хочу похвалить одноклассников за…

http:// img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/95000/94225-1b51017378d02d8f.gif  http:// img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2927000/2926014-ca279110e5d41192.gif

http:// img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/95000/94225-1b51017378d02d8f.gif

http:// img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2927000/2926014-ca279110e5d41192.gif


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок музыки для 5 класса "Тайна колокольных звонов"

Автор: Карамышева Светлана Юрьевна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Исследовательская работа на школьную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»  "Воздействие музыки на человека и окружающий мир." "
    ["seo_title"] => string(160) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-shkol-nuiu-nauchno-praktichieskuiu-konfierientsiiu-shagh-v-budushchieie-vozdieistviie-muzyki-na-chielovieka-i-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "224826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439205539"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация к уроку "Православная молитва" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-k-uroku-pravoslavnaia-molitva"
    ["file_id"] => string(6) "107587"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403335142"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова "Очарованный странник "
    ["seo_title"] => string(85) "idieino-khudozhiestviennoie-svoieobraziie-poviesti-n-s-lieskova-ocharovannyi-strannik"
    ["file_id"] => string(6) "120514"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413729669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства