1 Самоопределение к учебной деятельности | Подготовка класса к работе. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Юрьевна. Сегодня мы с вами проведём маленький урок музыки. Задает вопросы, мотивированные на знание колокольных звонов: - Ребята, вы обратили внимание, под какую музыку вы вошли в класс? | Настрой на тему. Входят под колокольные звоны. Отвечают на вопросы: - Под звоны колоколов. | Личностные: самоопределение к учебной деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 Актуализация знаний | Активизирует знание учащихся А что вы знаете о колокольных звонах? (ответы) Тогда давайте попробуем ответить ещё на вопросы: 1. Это слово означает и звон колокола, и окраску цвета. 2. Где на Руси устанавливали колокола? 3. Об этом страшном тревожном событии колокол извещал людей 4. Что издаёт колокол? 5. Это радостное религиозное событие всегда сопровождают колокольные звоны - Какое слово получилось по вертикали? Ставит проблему колокольные звоны и тайна. Как же они связаны между собой? - Какой же цели мы сегодня должны достичь? | Обсуждают, что им уже известно по данной теме Разгадывают кроссворд: 1. Тон 2. Храм 3. Война 4. Звон 5. Праздник ТАЙНА Разгадать тайну колокольных звонов | Логические: формулирование проблемы Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные: целеполагание Личностные: смыслообразование |
3 Постановка учебной задачи
Пробное учебное действие и выявление причины затруднения | Анализирует предложенные версии и помогает в выборе самой удачной. - А как её разгадать? ( послушать, пропеть, прочитать и.т.д.) Посмотрите - у вас на партах колокольчики. Они одинаковые? Давайте послушаем как они звучат? Поиграйте в них. - А теперь попробуйте позвонить так, чтобы получился красивый художественный звон, как тот, который звучал в начале урока? - Получается? Почему, как вы думаете? - Что нам для этого надо сделать? | Предлагают способы решения проблемы: - поиграть на колокольчиках - разные: большой, средний и маленькие Разные колокольчики - по- разному звучат (играют, но не получается) - Нет. Мы не знаем, как правильно звонить. - Надо узнать и научиться играть на разных колокольчиках | Регулятивные: планирование Коммуникативные: выявление проблемы, поиск способа разрешения |
4 Практическая работа (основной этап)
а)Музицирование по образцу
б) закрепление с проговариванием во внешней речи
в) применение новых знаний на новом материале | Проводит интерактивную беседу. Консультирует правильность интонирования - Хорошо. У вас на партах есть литературный источник со сведениями о больших, средних и малых колоколах. Это тезисы из статьи «О чём звонит колокол». Давайте прочитаем, как они называются и как в них надо звонить. Найдите о нём информацию о среднем колоколе. Показывает. Затем с детьми. Прочитайте информацию об этом колоколе (большой) Показывает. Затем с детьми. -Какие два слова слышатся в благовесте? (Благие вести) В какие дни бывают благие вести? ( в праздники). В праздничные дни благовест обычно сопровождают группа маленьких колокольчиков. Как же звонить в маленькие колокольчики? Показывает. Затем с детьми. -Ребята, скажите, какой большой религиозный праздник отмечают зимой? (7 января?) Как вы думаете, а какие колокольные звоны будут доноситься из вашей церкви в канун Рождества? А набат мы услышим? Он сообщает об известии, может плохом, а может и хорошем, т.е. собирает людей, значит услышим. - Попробуем озвучить их в ансамбле. Благовест смотрит на правую руку, трезвон – на левую, набат звонит всё время как часики. Запомните, именно эти звоны будут доноситься из вашего храма, когда наступит Рождество. - А где ещё можно услышать колокольные звоны, кроме храмов? - А в музыкальных произведениях могут звучать колокола? (Да). Великие композиторы Глинка, Мусоргский, Рахманинов использовали колокольные звоны в своих операх и фортепианной музыке. И современные композиторы тоже обращаются к звонам колоколов. Например, композитор –песенник Е.Крылатов написал много детских песен к мультфильмам и кино. И вот в к/ф-е «Приключения Электроника» в одной из песен звучат колокола. Смотрим фрагмент. В какие колокола бьёт Электроник? Вспомните его ритм. Давайте найдем его в песне. (Показ со словами + повтор 1 к.) - А теперь вместе с набатом - Ритм мелодии совпал с ритмом набата? (да) Значит набат – основной ритм мелодии. 2) Попробуем услышать, какие ещё звоны оповещают народ? 2 ряд Представьте, что вы – ядро или язык большого колокола. Ваша задача – услышать в музыке его удары, имитируя их раскачиванием корпуса. Вот так – (показ) Показ с раскачиванием со словами - На какой звон похоже ваше раскачивание? А теперь озвучьте голосом удары благовеста на слог «бом». Разучивание с «бом». - Соединяем «Бом» с текстом 3) Итак, мы нашли в песне набат, благовест… А каких колокольчиков мы ещё не услышали? Давайте их попробуем найти. 3ряд, Вспомните, как они звонят? Соединяем трезвон и вокализ «бом». Добавляем Набат. 4) Хорошо. Разучиваем припев хором без музыкальных инструментов. А теперь споём всю песню вместе с музыкальным сопровождением под караоке. В запеве мы помогаем себе трезвонами и вокализом на «бом». Припев поём без инструментов все вместе в унисон. 5) Исполнение песни Какое настроение помогли создать песне колокола? | Самостоятельно находят информацию в литературном источнике. Изучают приёмы игры. средний колокол – Набат – частый звон в один предупреждает о каком-то происшествии, сообщает об известии (Один ученик пробует играть) большой колокол - Благовест - медленно ударяют в один в обе стенки - призывает прихожан к богослужению. (Один ученик пробует играть) маленькие колокола - Трезвон – в один приём по три удара -звучит в праздничные и памятные дни. - Рождество - Благовест, Трезвон - Да.Нет. Играют набат+благовест+трезвон. (слайд) Куранты на Красной площади Гаврилин, Рахманинов, Глинка, Мусоргский. - наверняка. Смотрят видео фрагмент 1куплет - в набат! Один играет, другие хлопают Все поют до припева Затем с колоколом набатом Все поют со словами 2 ряд раскачивается - благовест 2 ряд поёт «бом» с раскачиванием. Все поют со словами, 2 ряд «Бом» - Маленьких трезвонов Звонят по три раза Поют со словами набат + благовест (бом)+ трезвоны Поют все припев со словами Поют под караоке. - радостное приподнятое | Предметные: формирование навыков игры разновидностей звонов, вокализации и ритмизации разных интонаций Познавательные: применение метода информационного поиска Коммуникативные: сотрудничество учителя и учащихся |
5 Рефлексия | Подводит итог работы. Предлагает учащимся выразить свои мысли Ребята, а вы помните, какую цель мы ставили в начале урока? - Какую же тайну открыли вам сегодня колокольные звоны? Какое влияние они оказывают на людей? Что они делают? Значит, колокола приносят людям пользу?! А знаете, что учёным удалось доказать чудодейственную силу колоколов. Оказывается, своим звоном они очищают воздух от негативной энергии и заряжают его положительной. Поэтому, при слушании колокольных звонов можно избавиться от многих недугов – душевных и физических. - Ребята, наша встреча подошла к концу. Мне было приятно с вами пообщаться. Интересно, а какие у вас остались впечатления от урока? Продолжите фразу на слайде Сегодня вы достойно работали и оценили себя на отлично! Всем спасибо!До свидания! | Соотносят цель и результат. -разгадать тайну колокольного звона - они звонят по-разному, предупреждают, оповещают… Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности - Сегодня я узнал(а)…. - Мне понравилось… - Для меня стало новым… - Меня удивило… - Я с удовольствием… | Личностные: нравственно-этическая ориентация Личностные: смыслообразование Регулятиные: Оценка Коммуникативные: выражение собственных мыслей |