Просмотр содержимого документа
«Классный час "Музыкальные цветы"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Верхнеднепровская детская школа искусств»
Классный час
«Музыкальные цветы»
Автор – преподаватель класса фортепиано
Воронежская Светлана Анатольевна
пгт. Верхнеднепровский
2016 год
Тема классного часа: «Музыкальные цветы».
Место проведения: МБУДО «Верхнеднепровская ДШИ», класс № 12.
Продолжительность: 40 минут.
Участники: преподаватель класса фортепиано – Воронежская С. А., учащиеся класса (2 – 8), родители.
Ведущий: преподаватель.
Оборудование: фортепиано, стол, стулья, ноутбук, нотные сборники, стенд с художественными работами учеников класса.
Цель: познакомить обучающихся и их родителей с фортепианными пьесами на тему «цветы», стихами и информацией по теме.
Задачи:
а)повышение уровня знаний учащихся;
б) воспитание чувства ответственности за результат своей работы;
в) расширение багажа музыкальных впечатлений;
г) формирование интереса к данному виду внеклассной работы у обучающихся и их родителей.
Методика проведения классного часа: лекция - концерт.
Подготовительный этап:
Учащиеся и классный руководитель заранее подготавливают к исполнению несколько музыкальных произведений на тему классного часа, оформляют стенд с художественными работами (рисунками к исполняемым пьесам). Ответственный за проведение классного часа подготавливает материалы, презентацию по теме, готовит подарки для зрителей.
Звучит фонограмма. Приглашенные на мероприятие родители входят в зал. На входе им вручают маленькие бумажные цветы и свитки с текстом. Зрители занимают места.
Ведущий всех приветствует, объявляет тему, перечисляет цели и задачи мероприятия. Затем присутствующие прослушивают материалы лекции-концерта. В заключение организатор классного часа прощается с учащимися и родителями, перечисляет исполняемые произведения и выступающих.
Коль любить – так любить! И никто обделенным не будет!
И душой не замерзнет в седой пелене декабря…
(собственное сочинение - «Вариации на тему «Цветочек» - исполняет ученица класса)
(презентация – слайд №3)
Ведущий:
Цветы не только радуют глаз, они могут приносить человеку большую пользу. Так, некоторые растения помогают обнаружить месторождения полезных ископаемых: лилии – саранки растут на почвах, богатых известью, фиалки указывают на повышенное содержание цинка, сон-трава - никеля и кобальта.
(презентация – слайд №4)
Цветы – могут оказаться полезными и садоводам. Бархатцы, защитят от вредителей, герань отгонит насекомых от комнатных растений.
(презентация – слайд №5)
В сказках, народных поверьях, старинных преданиях нередко говорилось о растениях, способных обнаружить клады. Верили в то, что растущие рядом рябина и крушина скрывают драгоценные камни.
(презентация - слайд №6)
Гвоздики в России дарят на 9 мая ветеранам, приносят к вечному огню в знак памяти мужества защитников Родины.
Хризантемы, гладиолусы, георгины, астры преподносили в России на дни рождения друзьям и традиционно вручали учителям 1 сентября.
Мимозы в России уже много лет являются непременным артрибутом начала весны, всемирного Женского праздника 8 Марта.
Императрица Екатерина II создала «Цветочный словарь», которым пользовались на Руси при дворе.
(зрители, получившие на входе бумажные свитки, по просьбе ведущего зачитывают текст словаря)
(презентация – слайд №7)
Ведущий:
Во многих странах цветы находят применение в кулинарии. Например, из фиалок во Франции готовят ароматное желе, а засахаренные лепестки, цветы или бутоны роз подходят для украшений тортов и десертов.
(презентация – слайд №8)
Способность цветов «ориентироваться во времени» использовал Карл Линней и создал первые в мире цветочные часы. Циферблат этих необычных часов состоял из нескольких секторов, в каждом из которых росли цветы определенного вида.
(презентация – слайд №9)
Цветы и разнообразные украшения из них издавна считались непременным атрибутом пиров и торжеств. Венки из роз надевали на головы гостей в Древнем Риме. Венки посылали друг другу влюбленные.
(презентация – слайд №10)
Цветочные гирлянды очень популярны сейчас в Индии, Китае, Шри-Ланке, без них не обходится ни одно праздничное шествие.
(презентация – слайд №11)
По сей день в Греции существует праздник гиацинтов и лилий, в Англии - незабудок, в Германии – фиалок, в Голландии – тюльпанов, в Болгарии – роз, во Франции – ландышей.
(презентация – слайд №12)
Цветочные праздники и Фестивали цветов проводятся и в России. В заповеднике российского города Павловск в июне месяце проходит ежегодный Международный фестиваль под названием «Императорский букет».
Фестиваль цветников в парке Кузьминки – традиционный летний праздник в мире цветов, общегородская выставка ландшафтного искусства, цветников и композиций из цветов.
(фортепианный ансамбль в составе учащихся класса исполняет «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)
Ведущий:
Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы при факелах ясенца. Соберутся вокруг него ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы и тихо-тихо веселятся. Колокольчики позванивают, маки лепестками – крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся. И так все у цветов складно получается, что звезды в небе начинают моргать от удивления.
(«Вальс цветов» Д. Шостаковича исполняет учащаяся класса)
(презентация – слайд №13)
Ведущий:
Многим растениям приписывают сверхъестественные силы. Кувшинки – не что иное, как знаменитая сказочная Одолень – трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.
(презентация – слайд №14)
Известно, что еще за 3000 лет до новой эры садовники Востока разводили розы, маки, ландыши. Красивейшие висячие сады Вавилона - одно из «семи чудес света».
(в исполнении преподавателя звучит пьеса Э. Вилла-Лобос «Переплелись гвоздика с розой»)
(презентация – слайд №15)
Ведущий:
С течением времени цветы нашли мировое распространение и в Европе. Наряду с декоративными и плодовыми деревьями, кустарниками выращивали нарциссы, гиацинты, тюльпаны и другие цветы. А роза считалась самым любимым цветком.
Ведущий:
Роза желтая, роза чайная
Аромата необычайного.
Роза сладкая, роза нежная.
Как знамение неизбежного.
Красота ее – штука сложная,
Бесшабашная, невозможная.
Уточненная и порочная,
Обжигающе паморочная.
Хоть не ландыш она и не лилия-
Только в Мире всем нет красивее…»
(фортепианный ансамбль в составе учащейся класса и преподавателя исполняет пьесу Л.Бетховена «Чудесный цветочек»)
Ведущий:
Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Красота и мистическая притягательность розы привлекла к себе внимание человека. Её любили, ей приклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась и пользуется любовью и популярностью у всех народов мира.
Есть история, почему роза стала красной – она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.
Роза – цветок, наиболее чтимый христианством. Ее так и называют - цветок Богородицы.
Роза всегда вызывала у поэтов прилив вдохновения. Стихотворцы не могли остаться равнодушными, глядя на красоту, нежность и изящество этого чудесного цветка. Поэты слагали красивые стихи о розах – длинные и короткие, которые потом становились песнями, романсами, пьесами. Так было многие столетия назад, так продолжается и теперь.
(в исполнении преподавателя звучит пьеса Л.Вербицкого «Синие розы»)
(презентация – слайд №17)
Ведущий:
Приветливые миниатюрные цветы с лучистыми глазами встречают каждую весну фейерверком сияющих красок. Их жизненная энергия так и бьет через край. Растения с такой богатой «мимикой» вызывают самые разные ассоциации.
Фиалка – сказочный цветок,
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной красоты
И удивительных историй.
У каждой есть своя судьба
И каталога описанье,
Но не придуманы слова
Что описать сие созданье.
Кто покорен ее красой
Живет с надеждой о прекрасном
Вновь распустившийся цветок
Прокладывает путь для счастья.
Есть русское предание о фиалке: в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала она на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль.
(онлайн видео - исполнение пьесы И. Парфенова «Лесная фиалка» преподавателя ОГБОУ ВО «Смоленского государственного института искусств» О. Е. Шестаковой)
(презентация – слайд №18)
Ведущий:
Есть в России цветок незабудка,
Голубой – как весенний рассвет.
Я тебе в это ясное утро
Соберу незабудок букет…
По полям, по тропинкам шагая,
Незабудки к нам в город пришли,
В голубых лепестках сохраняя
Красоту нашей русской земли.
Есть в России цветок незабудка –
Светлый вестник лугов и полей.
Я тебя в это ясное утро
Назову незабудкой своей.
(пьеса В. Волкова «Незабудка» звучит в исполнении учащегося класса)
Ведущий:
Легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: «Не забудь обо мне!» Флора нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.
(исполнение песни «Незабудка» смоленского композитора О. Е. Шестаковой на слова смоленского поэта А.Мишина учащимися класса)
(презентация – слайд №19)
Ведущий:
У многих славянских народов примула (первоцвет) почиталась как золотые ключики, открывающие по весне дорогу всему зеленому царству. Всю долгую зиму небесная Лада томится в плену густых туч и туманов. Но весной, умытая весенними водами богиня любви, солнца и согласия является в мир с щедрыми дарами. Там, куда упала первая молния, и вырастают первоцветы, чтобы своими ключами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев.
Ведущий:
Желтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились…(?)
(зрители отгадывают стихотворение – загадку)
(пьеса Р. Арутюнова «Цветы» звучит в исполнении учащейся класса)
(презентация – слайд №20)
Ведущий:
Распускает василек
С бахромою лепесток,
Словно синий огонек,
Согревает взгляд цветок.
Этот голубой цветок был известен еще в древности. У разных народов есть факты и интересные истории о васильке.
В древности греки василек называли «Центауре», в честь мифологического существа Центавра, который после битвы с Гераклом лечил свои раны соком василька.
Русское название цветка, произошло, согласно легенде, от имени молодого парня, Василия, околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, он превратился в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду.
Валерий Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, в кабину самолета взял васильки и в знак доброго расположения поднес их первым встретившим его американцам.
В России василек изображен на гербе Орловской области.
В Европе на языке цветов «василек» означает веселость, верность, доверие. Цветок носят с собой для привлечения любви.
(фортепианный ансамбль в составе учащегося класса и преподавателя исполняет пьесу П. Сенневиля «Полевые цветы»)
(презентация – слайд №21)
Ведущий:
Как тонок ландыша волшебный аромат!
На белых куполах я сердцем отдыхаю.
Средь зелени листов их всполохи горят
И чистой свежестью пространство наполняют.
Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны, опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.
Серебристое сияние склонившихся маленьких колокольчиков всегда таинственно и привлекательно. Кажется, еще мгновение - и к звукам весеннего леса добавится еле слышный хрустальный звон.
(пьеса А. Мозалевского «Ландыш» звучит в исполнении учащейся класса)
(презентация – слайд № 22 - авторская работа члена Творческого Союза Художников России А. Шмидт)