В работе раскрывается тема взаимодействия семьи и школы. Выделяются основные моменты взаимодействия педагога-музыканта с родителями посредством приобщения их к музыкальному искусству через вокальное и хоровое пение совместно сос своими детьми. Также большое внимание уделяется совокупности условий успешного развития личности ученика детской школы искусств. Рассматривается значение культурной атмосферы, которая окружает ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Из опыта работы с хоровыми коллективами»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
г. Ульяновск.
Методическая работа преподавателя
высшей квалификационной категории хорового отделения
Архангельской Ирины Константиновны
Тема:
«Из опыта работы с хоровыми коллективами»
2016 г.
«Из опыта работы с хоровыми коллективами»
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем − взаимодействие семьи и школы. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семейное воспитание, чтобы вместе реализовать способности ребенка. На пути своего развития ребенок вступает во взаимодействие, сотрудничество с множеством людей. Для ребенка мы, его близкие и учителя, − то звено, которое связывает его со всеми достижениями культуры. Правильные, разнообразные формы сотрудничества ребенка с взрослыми − вот основа развития духовной жизни. Каждый вид искусства имеет свои особенные средства гуманистического воспитательного воздействия на личность и ее духовное развитие.
Благотворное влияние на развитие интересов к музыке и творческих способностей подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьей М.И. Глинка, А.Г. и Н.Г. Рубинштейн, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович. Они отмечали, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству, привили им заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей. Эти примеры − лучшая иллюстрация того, сколь благотворны были в России традиции домашнего музицирования, где было и пение, и игра на инструменте, и домашний театр. К сожалению, сейчас это практически утрачено. А ведь именно творчество обогащает и возвышает культуру человеческих чувств.
Ни для кого не секрет, что в общей своей массе засилье эстрады на радио, телевидении, концертных площадках приобрело угрожающий оттенок звукового пустоцвета. А островками настоящего искусства для юных душ: музыкального, хореографического, театрального, художественного, в основном является Школа Искусств.
Культурная среда современной Школы Искусств представляет собой совокупность условий успешного развития личности, формируется постепенно, с наполнением ее компонентов идеями и ценностями, содержанием, методами и формами работы, опытом совместной жизнедеятельности. Возникает уникальная культурная атмосфера, принятая большинством членов данного сообщества: педагогами, учениками, их родителями, начинающая активно влиять на процесс развития и саморазвития личности. Фактором развития культурной среды школы выступает становление и совершенствование педагогической культуры ее носителей (педагогов, родителей).
Проектируя культурную среду, педагог (совместно с родителями) может глубже и лучше понять ученика, адекватно помочь ему в решении его проблем, создать условия для его индивидуального развития. В совместной творческой работе объединяются усилия для воспитания будущего музыканта и достойного гражданина нашей страны. Уникальное отношение между субъектами культурной среды направлено на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все ее компоненты. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, в котором творчество, социальные инициативы, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество детей и взрослых заражают других без всякого принуждения. Тем самым создаются условия для свободного выбора тех сфер, которые направлены на реализацию актуальных потребностей интересов личности и востребованных современным обществом.
Можно выделить ряд моментов воздействия педагога-музыканта на родителей посредством приобщения к музыкальному искусству (вокально-хоровому в частности):
Информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания (концерты-лекции).
Привлечение родителей к тесному сотрудничеству: посещение ими занятий, открытых уроков, поддержание интереса к изучаемому репертуару, оказание помощи в проработке домашних заданий.
Создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата.
Понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке- источнику радости и вдохновения.
Проведение в школе музыкальных гостиных, как возрождение русских традиций семейного музицирования.
Поэтому идея создать вокальный ансамбль родителей, как художественно эффективную, жизнеспособную форму практики − это прежде всего помощь самим родителям. Она была призвана не только к тому, чтобы реализовать возможность уже взрослым людям, имеющим свою, далекую от искусства профессию, окунуться в прекрасный мир музыки, научиться, главным образом, нахождению общего языка со своими детьми, пониманию и уважению к тому делу, которым занимаются маленькие музыканты. Здесь, также, преследуется простая с первого взгляда цель − научить родителей слушать своих детей во время выступления на концертах. Во многом недостаточный эмоциональный отклик взрослых является не в полной мере развитого музыкального вкуса, непониманием с их стороны того, что пение (в хоре, ансамбле) − это большой труд, а не просто приятное времяпрепровождение. Поэтому, не последнее место в работе с родительским ансамблем занимает воспитание именно слушателя музыки с развитой художественной взыскательностью.
Наиболее массовой формой активного приобщения людей к музыке является хоровое пение. Оно естественным и доступным способом выражает эстетические потребности чувств, настроений (недаром в средние века не всех учили читать, но петь-всех). В пении соединены такие многогранные средства воздействия на человека, как слово и музыка. Пение в хоре(ансамбле) является средством общего музыкального развития. Вместе с тем, оно воспитывает внимание, наблюдательность, дисциплинированность.
Совместное исполнение произведений, эстетическое переживание их содержания, воплощенное в художественных образах, сплачивает поющих в единый творческий коллектив. Возможность объединения в исполнительском процессе поющих с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных позволяет привлекать к творческой работе всех желающих.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Он должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. Поэтому в своей педагогической практике постоянно адаптирую композиторский текст под возможности своего исполнительского ансамбля. Используемые мною средства аранжировки характерны для общей вокально-хоровой практики: выбор удобной тональности и тесситуры, сочинение второго (третьего)голоса, доступного для вокально-технического и исполнительского уровня конкретного состава поющих. Также были выполнены следующие условия:
Сохранение главного музыкально-тематического материала оригинала.
Сохранение ладовой структуры: гармонического языка.
Сохранение ритма и темпа.
Сохранение литературного текста.
За прошедший период проработаны следующие произведения:
А. Морозов «В горнице»
А. Журбин «Тучи в голубом»
Л. Квинт «Здравствуй, мир!»
С. Намин «Мы желаем счастья Вам»
П. Аэдоницкий «Красно солнышко»
Р. Паулс «Листья желтые»
Ю. Чичков «Ромашковая Русь»
В. Мурадели «И на Марсе будут яблони цвести»
А. Новиков «Эх, дороги»
Г. Гладков «Проснись и пой»
М. Блантер «Под звездами Балканскими»
А. Эшпай «Снег идет»
А. Керн «Дым»
И. Дунаевский «Дорогие москвичи»
И. Богословский «Песня старого извозчика»
Д. Тухманов «Песенка сапожника»
Русская народная песня «В деревне Ольховке»
К. Меладзе «Опять метель»
Б. Жуковский «Караваны птиц»
И. Дунаевский «Весна»
Русская народная песня «Ах, вы, сени»
Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
Очень важен процесс интегрирования, когда учащиеся старших классов помогают советами родителям, начинающим постигать азы пения; исполняют в ансамбле с взрослыми более сложные партии вторых (третьих) голосов. При этом непринужденная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание быть вместе, способствуют тому, что позволяет увидеть взрослых и детей в ином свете. У младших школьников от совместных занятий проявляется чувство гордости, уважение к старшим. Они с нескрываемым интересом следят за успехами своих близких, чувствуют сопричастность к происходящему. На определенном этапе они могут оказать помощь взрослым, и от этого становятся более ответственными. В свою очередь, и родители чутко и внимательно относятся к выбранному пути ребенка. Интеграция-вот что важно. Также нельзя забывать, что создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без уважения и даже расположения к своему руководителю. С его помощью происходит правильное певческое развитие, которое способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному развитию человека. Основная форма охраны голоса − это правильное певческое воспитание, которое позволяет научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечные и психологические зажимы. Пение полезно для здоровья: в процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; правильная певческая установка способствует воспитанию и сохранению правильной осанки.
Таким образом, можно сделать вывод, что определенный уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем: и обладающим яркими вокальными навыками, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты; тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать профессионалом в другой сфере или уже им является. И, хочется, чтобы все понимали, что ТВОРЧЕСТВО − основа любого занятия.
В сотрудничестве и сотворчестве взрослых и детей происходит становление и развитие единства нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности всех участников детского и взрослого сообществ: учащихся, учителей, родителей.
Завершая сказанное, отмечу действенность задуманного и воплощаемого; большую заинтересованность, как со стороны родителей, так и детей. И, как следствие, привлечение родителей к творческой жизни детских певческих коллективов (концерты-лекции, совместные тематические вечера, создание музыкальных мини-спектаклей),появление новых участников в ансамбле родителей, расширение репертуара и, главное, развитие и укрепление связи поколений «отцов и детей».
Список литературы:
Анисимов А. элементы художественно- исполнительской культуры хора. Дирижер- хормейстер. Л., 1976.
Балашов В. Поэтическое слово и вокальная интонация// работа в хоре М., 1977.
Далецкий О. школа пения (из опыта педагога). М., 2007
Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. М., 1948.
Добрынина М. об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика. Вып. XXV. М., 1969.
Живов В. Хоровое исполнительство. М., 2003
Ивакин М. хоровая аранжировка. М., 1980
Краснощеков В. Вопросы хороведения. М., 1969.
Латышев О. педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей.
Ленский А. искусство хоровой аранжировки. М., 1980
Лицвенко И. практическое руководство по хоровой аранжировке. М., 1962
Матвеева Л. Современные традиции семейного воспитания и музыкальное образование.
Морозов В. Вокальный слух и голос. М., Л., 1965
Нечаев Е. хоровая аранжировка. Т., 2006
Самарин В. Хороведение и хоровая аранжировка. М., 2002
Соколов В. Средства художественной выразительности. Работа с хором. М., 1983