kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование творческих приёмов и заданий на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа поможет в игровой форме проводить уроки, легко усвоить новый материал, закрепить пройденое.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование творческих приёмов и заданий на уроках музыки»



учитель музыки Ноль Ю.В.

«Использование творческих приёмов и заданий на уроках музыки»

. Что такое — творческие способности? Это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное.

Одним из компонентов музыкальной культуры, поэтапным формированием и развитием которой занимается учитель музыки в школе, являются музыкально-творческие способности. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап обучения в школе. Игровая деятельность на уроках музыки помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный.

Какие же творческие приемы и формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмичные и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение лада музыкальной пьесы и другие.

Приведу несколько примеров творческих заданий и примеров, которые я использую в своей практике.

В 4 классе на основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма рондо» — ученики сочиняют ритмическое рондо, придумывают различные сказки, развитие которых строится в форме рондо.

— На основе знаний по теме «Симфонический оркестр» ребята воображают себя настоящими музыкантами и импровизируют исполнение оркестром любого симфонического произведения.

В 4 классе я использую произведения В.А.Моцарта «Рондо в турецком стиле» (оркестровый вариант) можно взять фрагмент симфонии № 40 В.А.Моцарта.

— Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности. Хотя программа курса «Музыка» почти полностью исключает то, что принято было называть музыкальной грамотой, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому я постепенно ввожу на уроках музыкальную терминологию, подбираю различные стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях.

Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми.

Примеры творческих приемов:

Сказка о темпах в музыке.

Однажды в музыкальном городке решили провести соревнования по скорости звучания музыки. Желающих участвовать было очень много, но выбрали всего пять самых достойных участников. Это были музыкальные темпы. Первый темп репетировал и готовился очень долго, поэтому он прибежал первым. Его и прозвали Очень Быстрый (presto-очень скоро). Второй темп готовился очень мало и прибежал к финишу четвертым. Его прозвали Медленный (lento-медленно).

Третий темп долго тренировался и прибежал вторым Быстрый (allegro-скоро).

Четвертый готовился больше, чем Медленный, но меньше, чем Быстрый его прозвали Умеренный (moderato-умеренно).

А пятый темп вообще не готовился и пришел к финишу последним. За это его назвали Очень Медленный (adagio-очень медленно). Вот, от куда произошли названия музыкальных темпов.

Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. Загадки это еще и источник новых знаний.

Например:

В классе мы билет купили,

и вчера в театр ходили.

Мы во все глаза глядели,

весь спектакль артисты пели.

Слаженно оркестр играл,

от певцов не отставал.

Мы в ладоши хлопали

Все мы любим ………. (оперу)

Веселятся музыканты,

улыбнулся дирижер,

лад, в котором мы играли

называется……… (мажор)

Если в нашей пьесе тучи,

Дождик льет во весь опор,

это лад печальный, грустный,

называется………. (минор)

Ярко зал весь засверкал,

приглашает всех на бал.

Попрошу ответить вас

Что за танец этот…… (вальс)

При изучении динамических оттенков я использую следующий творческий прием:

Задание:

1 .Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них красивее и почему? 2.Запомните: динамические оттенки — это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно.



f — форте-громко

mf — меццо — форте — умеренно (не очень) громко

р — планто — тихо

sf — сфорцандо — внезапно громко

Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать цветные карточки, а вы называйте динамические оттенки, соответствующие этому цвету.

Жил-был кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень р всегда он ходил,

f настойчиво кушать просил,

Да mf на печке храпел,

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон, вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

f Крича, он их всех исцарапал

своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши р взмолились:

—Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Tyт mf воскликнул кот: «Брысь!»

И в рассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот

что:

Мыши р вышли из норки,

F хрустя, съели хлебные корки,

Потом mf смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, sf чихнул,

К стене повернулся, и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера над ним потешались.

Вот и вся сказка.

На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности,

ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, ребусы и

решают их.

Например:

1. Из первых букв названия каждого предмета составь слова.

2. Впиши их в пустые клеточки — вот названия музыкальных знаков и

найдены.

Изучая музыкальные инструменты, ребята сочиняют различные сказки,

стихи, где инструменты являются главными героями.

Большое значение придаю и развитию ассоциативного мышления. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: Урок — дискуссия, урок — состязание, урок -музыкальная викторина, , а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей.

Для развития у учащихся целостного восприятия музыкального произведения я использую следующий прием — ролевую игру «Художники — декораторы».

Часто используется следующий творческий прием — ролевая игра «Я — сочинитель» (задачи на знание выразительных средств музыки).

Учащимся предлагается составить ритмический рисунок в размере 4/4, состоящий из 3—4 тактов. Затем сочинить текст к этому ритмическому рисунку. Далее предлагается сочиненный текст представить как первую часть трехчастной формы, а вторую и третью части выразить в цвете при условии, что вторая часть — контрастная, а третья часть — дублирует характер первой части, (Следующий прием — «Экспрессивное выражение эмоционального состояния»

Начиная с первых уроков музыки, учащиеся используют двигательные упражнения с целью передачи выразительных средств музыки: так вокализируя мелодию, они показывают ее направление жестом. Можно ввести в содержание уроков навык дирижерского жеста учащимися и посмотреть, насколько чутко реагирует класс на характер дирижерского жеста.

Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.

Еще П.Ф. Каптерев говорил, что «.. .эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, пробуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду неприязненные отношения».

Таким образом , роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование творческих приёмов и заданий на уроках музыки

Автор: Ноль Юлия Владимировна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Игровые технологии на уроках музыки""
    ["seo_title"] => string(43) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-1"
    ["file_id"] => string(6) "265540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449986196"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок - исследование "Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе" "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-issliedovaniie-idieinyi-zamysiel-v-m-garshina-v-skazkie-o-zhabie-i-rozie"
    ["file_id"] => string(6) "148632"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419788060"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Дублирование деталей изделия" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-dublirovaniie-dietaliei-izdieliia"
    ["file_id"] => string(6) "112227"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408443077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства