Тема урока: «Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе»
Тип урока: урок-исследование
Цель исследования: подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, а безнравственный эгоизм – обречен на забвение.
Задачи:
- учить вдумчивому осознанному чтению;
- учить находить в тексте ответы на вопросы;
- развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;
- развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
- развивать связную речь, умение давать полные ответы;
- расширять словарный запас;
- способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
- развивать творческие способности, навыки работы в группе (парами);
- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методических приёмов: постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного произведения.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – карточка для составления синквейна, весы и слезинка для рефлексии, букет из конфет для детей.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
На уроке не зеваем,
Слушаем, запоминаем,
И, конечно, отвечаем!
- Актуализация опорных знаний.
«Если ты оставил после себя след
красоты души, то будь уверен, что
выполнил свою миссию на земле…»
В.М. Гаршин.
- Прочтите эпиграф к нашему уроку.
- Как вы понимаете смысл прочитанного?
- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.
- Кто же автор этих строк?
- А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)
Биография В.М. Гаршина.
В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.
Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.
Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.
Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.
Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»
Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».
- Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть глаза и попробовать представить то, о чем я буду рассказывать.
(Тихо звучит музыка)
Перенесемся сейчас на много лет назад. И вот мы в гостиной одного частного дома. За роялем сидит Антон Григорьевич Рубинштейн, и все слышат эту прекрасную музыку. Эта музыка заворожила, находящегося здесь В. Гаршина.
А рядом, у рояля, уселся неприятного вида старый чиновник и пристально смотрит на Рубинштейна.
Гаршин слушает чудесную музыку и видит безобразного старика, а в голове уже складываются трогательные слова его сказки. (Смолкает музыка)
- Как вы думаете, о какой сказке идет речь? (Сказка о жабе и розе)
3. Постановка темы и целей урока.
- Мы уже знаем содержание сказки?
- Кто ее главные герои?
- Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)
- Эту загадку нам удалось разгадать.
- Что же нам сегодня предстоит выяснить?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (Оставил ли Гаршин еще загадки?)
- Мы сегодня попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.
4. Проверка домашнего задания.
- Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)
- Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека)
- Подробно ли описана безобразность жабы? (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)
- Какой литературный прием использует автор? (Эпитеты)
-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)
- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)
- Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)
- Легко ли было составить портрет розы? (Сложно)
- Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно. Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)
- О чем это говорит? (Роза счастлива)
- Что для нее главное? (Счастье жить)
- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить)
- Разве могут розы плакать, молиться? (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)
- Какой литературный прием использует автор? (Олицетворение)
- Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)
- Какой литературный прием использует автор? (эпитет)
- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)
-Какой вывод можно сделать? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)
5. Релаксация.
- А вы любите розы?
- Вам нравится их запах?
- Давайте выполним дыхательное упражнение.
АХ, КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК! (2-3 раза)
6.
- Кто еще является главным героем? (Мальчик)
- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)
- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)
- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)
- Что это значит? (он был очень добрый)
- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)
- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)
- Составим стихотворение – синквейн. (работа в микрогруппах)
1.Роза.
2.Добрая, счастливая.
3. Любит, наслаждается, жертвует.
4. Роза плачет от счастья жить.
5. Добро.
1. Мальчик.
2. Тихий, кроткий.
3. Болеет, переживает, умирает.
4. Беззащитный маленький хозяин цветника.
5. Ребенок.
7.
- Как возникла идея написания сказки? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)
- В каком жанре написано произведение? (Сказка)
- Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)
-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)
- В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?
ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»
(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)
- Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.
- Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам УРОК. )
- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.
- Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?
Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает душу и тело.
- Подходят ли они к нашему произведению?
- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)
- Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)
- Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом?
- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?
- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)
- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)
- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)
- А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.
(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)
8. Рефлексия.
- У каждого из вас в конверте слезинка, и только от вас зависит, станет эта слезинка слезинкой радости и счастья, или слезинкой горя и разочарования. Поможет нам старинный прибор – весы, которые находятся в равновесии. На одну чашу весов мы будем класть зло: зависть, грубость, жадность, предательство, ложь, войну. На другую добро: любовь, сострадание, щедрость, ласку. Если вы поняли, что хотел сказать автор, то сделайте свой выбор и положите слезинку Маши на одну из чаш весов.
9. Итог урока.
- Теперь вы знаете, как можно победить зло? (Мир спасут добрые дела)
- Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.
Девочка-роза читает стихотворение под музыку.
Я распустилась в чудесном саду,
Славную песню я миру пою:
Пусть только доброе в мире живёт,
Пусть всё вокруг любовью цветёт.
В прекрасном саду я себя обрела,
Пускай я страдала, но я ведь жила,
Пускай мне пришлось побороться со злом,
Но я ведь в саду любимом моём.
Как счастлива я! Как мне хорошо!
Ведь в сердце моём любовь и тепло.
Исполнила долг я свой до конца.
Ребёнку цветок свой отдала.
Раздает букет из конфет.
-Пусть этот цветок станет для вас символом добра и веры во все светлое и хорошее, а также светлой памятью о нашем уроке.
10. Домашнее задание.
А чем мы будем заниматься на следующем уроке, вы посмотрите на листочках, которые лежат у вас на партах. Это ваше домашнее задание.
Домашнее задание.
1*. Переписать концовку сказки.
2*. Перечитайте сказку. Имела ли отражение идея написания сказки в произведении?
3. Познакомиться с биографией С.Т. Аксакова.
* задание выполняется по выбору учащихся.