kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование "Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе»  

Тип урока: урок-исследование

Цель исследования:  подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, а безнравственный эгоизм – обречен на забвение.

 

Задачи:

  • учить вдумчивому осознанному чтению;
  • учить находить в тексте ответы на вопросы;
  • развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;
  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;
  • расширять словарный запас;
  • способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
  • развивать творческие способности, навыки работы в группе (парами);
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методических приёмов:   постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и  приёма работы с компонентами художественного произведения.

Оборудование к уроку:  мультимедийное оборудование (презентация),   портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал –  карточка для составления синквейна, весы и слезинка для рефлексии, букет из конфет для детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Громко прозвенел звонок.

       Начинается урок.

       На уроке не зеваем,

 Слушаем, запоминаем,

  И, конечно, отвечаем!

 

  1. Актуализация опорных знаний.

 «Если ты оставил после себя след

                                       красоты души, то будь уверен, что

   выполнил свою миссию на земле…»

 В.М. Гаршин.

 

- Прочтите эпиграф к нашему уроку.

- Как вы понимаете смысл прочитанного?

- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

-  Кто  же автор этих строк?

- А что вы о нем знаете?  (Сообщения учащихся)

 

Биография В.М. Гаршина.

В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.

Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.

Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.

Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.

Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»

Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».

- Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть  глаза и попробовать  представить то, о чем я буду рассказывать.

(Тихо звучит музыка)

    Перенесемся сейчас  на много лет назад. И вот мы в гостиной одного частного дома. За роялем сидит Антон Григорьевич Рубинштейн, и все слышат эту прекрасную музыку. Эта музыка заворожила, находящегося здесь В. Гаршина.

      А рядом, у рояля, уселся неприятного вида старый чиновник и пристально смотрит на Рубинштейна.

       Гаршин слушает чудесную музыку и видит безобразного старика, а в голове уже складываются трогательные слова его сказки.  (Смолкает музыка)

- Как вы думаете, о какой сказке идет речь? (Сказка о жабе и розе)

3. Постановка темы и  целей урока.

- Мы уже знаем содержание сказки?

- Кто ее главные герои?

- Что подразумевал автор под образами главных героев?  ( мир добра и мир зла)

-  Эту загадку нам удалось разгадать.

- Что же нам сегодня предстоит выяснить?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (Оставил ли Гаршин еще загадки?)

- Мы сегодня  попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.

 

4. Проверка домашнего задания.

- Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)

- Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека)

- Подробно ли описана безобразность жабы?  (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые  бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)

- Какой литературный прием использует автор?    (Эпитеты)

-Как описывает автор действия жабы?   (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она  наглая  « не посмела»)

- Кого можно представить под ее образом?  (Человека злого, черствого, бездушного)

- Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)

- Легко ли было составить портрет розы?  (Сложно)

- Подробно ли описана красота розы?  (Нет, кратко, скромно.  Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)

- О чем это говорит?  (Роза счастлива)

- Что для нее главное? (Счастье жить)

- Какие чувства испытывает роза?  (Плакать не от горя, а от счастья жить)

- Разве могут розы плакать, молиться?  (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)

- Какой литературный прием использует автор?  (Олицетворение)

- Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)

- Какой литературный прием использует автор?  (эпитет)

- Кого можно представить под  образом розы?  (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать?  (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)

 

5. Релаксация.

- А вы любите розы?

- Вам нравится их запах?

- Давайте выполним дыхательное упражнение.

АХ,  КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК!    (2-3 раза)

 

6.  

- Кто еще является главным героем?  (Мальчик)

- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

- Для чего автор нам дает эту сцену?  (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)

- Что это значит? (он был очень добрый)

- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)

- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)

- Составим стихотворение – синквейн.  (работа в микрогруппах)

 

1.Роза.

2.Добрая, счастливая.

3. Любит,   наслаждается, жертвует.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.

 

1. Мальчик.

2. Тихий, кроткий.

3. Болеет, переживает, умирает.

4. Беззащитный маленький  хозяин цветника.

5. Ребенок.

 

7.  

- Как возникла идея написания сказки?  (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)

- В каком жанре написано произведение? (Сказка)

- Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)

-Что мы видим в этой сказке?  (Герои, олицетворяющие добро погибают)

- В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?

ПОДСКАЗКА:  «При солнышке тепло, а при матери добро»

(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)

- Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.

- Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!

                                                                Добрым молодцам УРОК. )                   

- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки?  (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

- Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

- Подходят ли они к нашему произведению?

- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)

- Как вы понимаете ее смысл?   (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)

- Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом?

- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?

- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)

- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)

-  Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

 - А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.

(а розу…. Это  было самым лучшим происшествием в жизни розы…)

 

8. Рефлексия.

- У каждого из вас в конверте слезинка, и только от вас зависит, станет эта слезинка слезинкой радости и счастья, или слезинкой горя и разочарования. Поможет нам старинный прибор – весы, которые находятся в равновесии. На одну чашу весов мы будем класть зло: зависть, грубость, жадность, предательство, ложь, войну. На другую добро: любовь, сострадание, щедрость, ласку. Если вы поняли, что хотел сказать автор, то сделайте свой выбор и положите слезинку Маши на одну из чаш весов.

9. Итог урока.

- Теперь вы знаете, как можно победить зло?  (Мир спасут добрые дела)

- Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.

Девочка-роза читает стихотворение под музыку.

Я распустилась в чудесном саду,

 Славную песню я миру пою:

Пусть только доброе в мире живёт,

Пусть всё вокруг любовью цветёт.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила,

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но  я ведь в саду любимом моём.

Как счастлива я! Как мне хорошо!

Ведь в сердце моём любовь и тепло.

Исполнила долг я свой до конца.

Ребёнку цветок свой отдала.

Раздает букет из конфет.

-Пусть этот цветок станет для вас символом добра и веры во все светлое и хорошее, а также светлой памятью о нашем уроке.

 

10. Домашнее задание.

А чем мы будем заниматься на следующем уроке, вы посмотрите на листочках, которые лежат у вас на партах. Это ваше домашнее задание.

 

Домашнее задание.
1*. Переписать концовку сказки.
2*. Перечитайте сказку. Имела ли отражение идея написания сказки в  произведении?

3. Познакомиться с биографией С.Т. Аксакова.

 

 

 

*  задание выполняется по выбору учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование "Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе" »

Тема урока: «Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе»

Тип урока: урок-исследование

Цель исследования: подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, а безнравственный эгоизм – обречен на забвение.



Задачи:

  • учить вдумчивому осознанному чтению;

  • учить находить в тексте ответы на вопросы;

  • развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;

  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;

  • расширять словарный запас;

  • способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

  • развивать творческие способности, навыки работы в группе (парами);

  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методических приёмов: постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного произведения.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – карточка для составления синквейна, весы и слезинка для рефлексии, букет из конфет для детей.











Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

На уроке не зеваем,

Слушаем, запоминаем,

И, конечно, отвечаем!


  1. Актуализация опорных знаний.

«Если ты оставил после себя след

красоты души, то будь уверен, что

выполнил свою миссию на земле…»

В.М. Гаршин.


- Прочтите эпиграф к нашему уроку.

- Как вы понимаете смысл прочитанного?

- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

- Кто же автор этих строк?

- А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)


Биография В.М. Гаршина.

В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.

Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.

Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.

Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.

Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»

Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».

- Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть глаза и попробовать представить то, о чем я буду рассказывать.

(Тихо звучит музыка)

Перенесемся сейчас на много лет назад. И вот мы в гостиной одного частного дома. За роялем сидит Антон Григорьевич Рубинштейн, и все слышат эту прекрасную музыку. Эта музыка заворожила, находящегося здесь В. Гаршина.

А рядом, у рояля, уселся неприятного вида старый чиновник и пристально смотрит на Рубинштейна.

Гаршин слушает чудесную музыку и видит безобразного старика, а в голове уже складываются трогательные слова его сказки. (Смолкает музыка)

- Как вы думаете, о какой сказке идет речь? (Сказка о жабе и розе)

3. Постановка темы и целей урока.

- Мы уже знаем содержание сказки?

- Кто ее главные герои?

- Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)

- Эту загадку нам удалось разгадать.

- Что же нам сегодня предстоит выяснить?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (Оставил ли Гаршин еще загадки?)

- Мы сегодня попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.


4. Проверка домашнего задания.

- Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)

- Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека)

- Подробно ли описана безобразность жабы? (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)

- Какой литературный прием использует автор? (Эпитеты)

-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)

- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)

- Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)

- Легко ли было составить портрет розы? (Сложно)

- Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно. Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)

- О чем это говорит? (Роза счастлива)

- Что для нее главное? (Счастье жить)

- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить)

- Разве могут розы плакать, молиться? (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)

- Какой литературный прием использует автор? (Олицетворение)

- Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)

- Какой литературный прием использует автор? (эпитет)

- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)


5. Релаксация.

- А вы любите розы?

- Вам нравится их запах?

- Давайте выполним дыхательное упражнение.

АХ, КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК! (2-3 раза)


6.

- Кто еще является главным героем? (Мальчик)

- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)

- Что это значит? (он был очень добрый)

- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)

- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)

- Составим стихотворение – синквейн. (работа в микрогруппах)


1.Роза.

2.Добрая, счастливая.

3. Любит, наслаждается, жертвует.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.


1. Мальчик.

2. Тихий, кроткий.

3. Болеет, переживает, умирает.

4. Беззащитный маленький хозяин цветника.

5. Ребенок.



7.

- Как возникла идея написания сказки? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)

- В каком жанре написано произведение? (Сказка)

- Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)

-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)

- В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?

ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»

(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)

- Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.

- Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам УРОК. )

- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

- Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

- Подходят ли они к нашему произведению?

- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)

- Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)

- Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом?

- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?

- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)

- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)

- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

- А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.

(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)


8. Рефлексия.

- У каждого из вас в конверте слезинка, и только от вас зависит, станет эта слезинка слезинкой радости и счастья, или слезинкой горя и разочарования. Поможет нам старинный прибор – весы, которые находятся в равновесии. На одну чашу весов мы будем класть зло: зависть, грубость, жадность, предательство, ложь, войну. На другую добро: любовь, сострадание, щедрость, ласку. Если вы поняли, что хотел сказать автор, то сделайте свой выбор и положите слезинку Маши на одну из чаш весов.

9. Итог урока.

- Теперь вы знаете, как можно победить зло? (Мир спасут добрые дела)

- Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.

Девочка-роза читает стихотворение под музыку.

Я распустилась в чудесном саду,

Славную песню я миру пою:

Пусть только доброе в мире живёт,

Пусть всё вокруг любовью цветёт.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила,

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но я ведь в саду любимом моём.

Как счастлива я! Как мне хорошо!

Ведь в сердце моём любовь и тепло.

Исполнила долг я свой до конца.

Ребёнку цветок свой отдала.

Раздает букет из конфет.

-Пусть этот цветок станет для вас символом добра и веры во все светлое и хорошее, а также светлой памятью о нашем уроке.


10. Домашнее задание.

А чем мы будем заниматься на следующем уроке, вы посмотрите на листочках, которые лежат у вас на партах. Это ваше домашнее задание.


Домашнее задание.
1*. Переписать концовку сказки.
2*. Перечитайте сказку. Имела ли отражение
идея написания сказки в произведении?

3. Познакомиться с биографией С.Т. Аксакова.




* задание выполняется по выбору учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - исследование "Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе"

Автор: Филатова Ирина Викторовна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства