kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство ансамблевого исполнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, слово «ансамбль» – иностранного происхождения, и в переводе на русский язык означает «вместе». Это понятие используется и в обыденной жизни, и в различных видах искусства, в том числе и в музыкальном, в котором термин «ансамбль» находит самое широкое применение. Однако чёткого научного определения, вскрывающего сущность этого понятия, данный термин не получил. Обычно им пользуются в нескольких случаях, имея в виду обычно небольшую группу музыкантов, объединённых по какому-либо признаку, или для подчёркивания согласованности исполнителей между собой, или для обозначения музыкального произведения, написанного для нескольких исполнителей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство ансамблевого исполнения »

«Курчатовская детская школа искусств»












МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД



«Искусство ансамблевого исполнения»





подготовил преподаватель по классу духовых инструментов

Самохин Виталий Иванович















2015 год

Какая сила в духовых оркестрах!

Какая сила и какая грусть

В мелодиях, забытых, и известных,

И вытверженных нами наизусть.


Когда они вторгаются в безмолвие,

Особым светом всё освещено,

В Воронеже, в Орле и в Подмосковье

Взрывной волною время смещено…

Валентин Сидоров




Как известно, слово «ансамбль» – иностранного происхождения, и в переводе на русский язык означает «вместе». Это понятие используется и в обыденной жизни, и в различных видах искусства, в том числе и в музыкальном, в котором термин «ансамбль» находит самое широкое применение. Однако чёткого научного определения, вскрывающего сущность этого понятия, данный термин не получил. Обычно им пользуются в нескольких случаях, имея в виду обычно небольшую группу музыкантов, объединённых по какому-либо признаку, или для подчёркивания согласованности исполнителей между собой, или для обозначения музыкального произведения, написанного для нескольких исполнителей.

Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.

Ансамбль духовых инструментов в подготовке детей обусловлен повышением качества специальной подготовки, овладением навыками игры в ансамбле. Игра детей в ансамбле является формой коллективного исполнительского творчества. Общность целей и задач в процессе коллективной деятельности определяет особое место в воспитании будущего музыканта. Игра в ансамбле дисциплинирует, воспитывает такие существенные качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность за общее дело, вырабатывает умение в процессе занятий и исполнения произведения концентрировать внимание на ритме, темпе, динамике, в преодолении возникающих трудностей, достижении поставленной исполнительской задачи, воплощении художественного замысла.

Занимаясь в различных составах ансамблей, дети получат необходимые навыки ансамблевой игры, практику игры в малых составах, что будет способствовать быстрому вводу их в состав духового оркестра.

Целью обучения игры в ансамбле является формирование музыкальной культуры обучающихся класса духовых инструментов, как части их общей культуры; формирование навыков ансамблевого исполнительства в процессе подготовки к концертному исполнению произведений различных авторов для разных составов. В ходе ее достижения решаются задачи - научить искусству единения с партнерами, сформировать умение слышать все партии в ансамбле, воспитать навыки согласования своих исполнительских намерений с партнерами и умение находить художественные совместные решения.

В классе ансамбля учебная работа, прежде всего, направлена на раскрытие музыкально-художественного образа произведения. Условием эффективности учебного процесса является тщательная индивидуальная работа с каждым исполнителем над выразительной фразировкой, приемами игры, штрихами, аппликатурой, преодолением музыкально-технических трудностей и согласованностью в применении исполнительских средств.

Курс дополнительной программы «Ансамбль

Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств - она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Одно из важнейших условий успешной работы является способность критически относиться к себе и к своим товарищам.

Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метро-ритму принадлежит едва ли не главное место. Действительно, что помогает ансамблистам (а их может быть два и более) играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек. Это ощущение метро-ритма. Он, по существу, выполняет функции дирижера в ансамбле, ощущение каждым участником сильных долей есть тот «скрытый дирижер», «жест» которого способствует объединению ансамблистов, а, значит, и их действий в одно целое. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Единство, синхронность его звучания является первым среди других важных условий. Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении. В ансамбле, разумеется, могут быть исполнители, у которых по разному развито чувство ритма. Начинать нужно с воспитания чувства абсолютного точного и «метрономного» ритма: он и станет объединяющим началом в общем коллективном ритме.

Определение темпа произведения - важный момент в исполнительском искусстве. Верно выбранный темп, способствует правильной передаче характера музыки. Еще Римский-Корсаков утверждал, что «музыканту метроном не нужен, он по музыке слышит темп». Не случайно Бах, как правило, в своих сочинениях вовсе не указывал темп. В пределах одного произведения темп может варьироваться. «Нет такого медленного темпа, в котором бы не встречались места, требующие ускорения…и наоборот. Для определения этого в музыке нет соответствующих терминов, обозначения эти должны быть заложены в душе» (В. Тольба).

Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. На репетиции можно просчитывать пустой такт, могут быть слова: «Внимание, приготовиться, начали», после слова «начали» должна быть естественная пауза (как бы вдох). В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера.

Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки - можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.


Список использованной литературы

1. Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. - 1986. - Москва.

2. А.Ф.Федотов. Методика обучения игре на духовых инструментах.- Москва – 1975.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Искусство ансамблевого исполнения

Автор: Самохин Виталий Иванович

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Концертмейстерское искусство как вид музыкально – творческой деятельности. "
    ["seo_title"] => string(81) "kontsiertmieistierskoie-iskusstvo-kak-vid-muzykal-no-tvorchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "240788"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445108398"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые инструменты» "
    ["seo_title"] => string(134) "dopolnitiel-naia-priedprofiessional-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-v-oblasti-muzykal-nogho-iskusstva-dukhovyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "133992"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416641930"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Психологические качества личности концертмейстера "
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologhichieskiie-kachiestva-lichnosti-kontsiertmieistiera"
    ["file_id"] => string(6) "240681"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445089340"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методы и приемы развития музыкального интереса учащихся на факультативных занятиях музыкальной направленности (фортепиано)"
    ["seo_title"] => string(138) "mietody-i-priiemy-razvitiia-muzykal-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-fakul-tativnykh-zaniatiiakh-muzykal-noi-napravliennosti-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "284126"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453918043"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "рабочая программа по предмету "Хор" "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-khor"
    ["file_id"] => string(6) "218545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433835373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства