Как известно, слово «ансамбль» – иностранного происхождения, и в переводе на русский язык означает «вместе». Это понятие используется и в обыденной жизни, и в различных видах искусства, в том числе и в музыкальном, в котором термин «ансамбль» находит самое широкое применение. Однако чёткого научного определения, вскрывающего сущность этого понятия, данный термин не получил. Обычно им пользуются в нескольких случаях, имея в виду обычно небольшую группу музыкантов, объединённых по какому-либо признаку, или для подчёркивания согласованности исполнителей между собой, или для обозначения музыкального произведения, написанного для нескольких исполнителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство ансамблевого исполнения »
«Курчатовская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Искусство ансамблевого исполнения»
подготовил преподаватель по классу духовых инструментов
Самохин Виталий Иванович
2015 год
Какая сила в духовых оркестрах!
Какая сила и какая грусть
В мелодиях, забытых, и известных,
И вытверженных нами наизусть.
Когда они вторгаются в безмолвие,
Особым светом всё освещено,
В Воронеже, в Орле и в Подмосковье
Взрывной волною время смещено…
Валентин Сидоров
Как известно, слово «ансамбль» – иностранного происхождения, и в переводе на русский язык означает «вместе». Это понятие используется и в обыденной жизни, и в различных видах искусства, в том числе и в музыкальном, в котором термин «ансамбль» находит самое широкое применение. Однако чёткого научного определения, вскрывающего сущность этого понятия, данный термин не получил. Обычно им пользуются в нескольких случаях, имея в виду обычно небольшую группу музыкантов, объединённых по какому-либо признаку, или для подчёркивания согласованности исполнителей между собой, или для обозначения музыкального произведения, написанного для нескольких исполнителей.
Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.
Ансамбль духовых инструментов в подготовке детей обусловлен повышением качества специальной подготовки, овладением навыками игры в ансамбле. Игра детей в ансамбле является формой коллективного исполнительского творчества. Общность целей и задач в процессе коллективной деятельности определяет особое место в воспитании будущего музыканта. Игра в ансамбле дисциплинирует, воспитывает такие существенные качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность за общее дело, вырабатывает умение в процессе занятий и исполнения произведения концентрировать внимание на ритме, темпе, динамике, в преодолении возникающих трудностей, достижении поставленной исполнительской задачи, воплощении художественного замысла.
Занимаясь в различных составах ансамблей, дети получат необходимые навыки ансамблевой игры, практику игры в малых составах, что будет способствовать быстрому вводу их в состав духового оркестра.
Целью обучения игры в ансамбле является формирование музыкальной культуры обучающихся класса духовых инструментов, как части их общей культуры; формирование навыков ансамблевого исполнительства в процессе подготовки к концертному исполнению произведений различных авторов для разных составов. В ходе ее достижения решаются задачи - научить искусству единения с партнерами, сформировать умение слышать все партии в ансамбле, воспитать навыки согласования своих исполнительских намерений с партнерами и умение находить художественные совместные решения.
В классе ансамбля учебная работа, прежде всего, направлена на раскрытие музыкально-художественного образа произведения. Условием эффективности учебного процесса является тщательная индивидуальная работа с каждым исполнителем над выразительной фразировкой, приемами игры, штрихами, аппликатурой, преодолением музыкально-технических трудностей и согласованностью в применении исполнительских средств.
Курс дополнительной программы «Ансамбль
Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств - она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Одно из важнейших условий успешной работы является способность критически относиться к себе и к своим товарищам.
Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метро-ритму принадлежит едва ли не главное место. Действительно, что помогает ансамблистам (а их может быть два и более) играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек. Это ощущение метро-ритма. Он, по существу, выполняет функции дирижера в ансамбле, ощущение каждым участником сильных долей есть тот «скрытый дирижер», «жест» которого способствует объединению ансамблистов, а, значит, и их действий в одно целое. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Единство, синхронность его звучания является первым среди других важных условий. Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении. В ансамбле, разумеется, могут быть исполнители, у которых по разному развито чувство ритма. Начинать нужно с воспитания чувства абсолютного точного и «метрономного» ритма: он и станет объединяющим началом в общем коллективном ритме.
Определение темпа произведения - важный момент в исполнительском искусстве. Верно выбранный темп, способствует правильной передаче характера музыки. Еще Римский-Корсаков утверждал, что «музыканту метроном не нужен, он по музыке слышит темп». Не случайно Бах, как правило, в своих сочинениях вовсе не указывал темп. В пределах одного произведения темп может варьироваться. «Нет такого медленного темпа, в котором бы не встречались места, требующие ускорения…и наоборот. Для определения этого в музыке нет соответствующих терминов, обозначения эти должны быть заложены в душе» (В. Тольба).
Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. На репетиции можно просчитывать пустой такт, могут быть слова: «Внимание, приготовиться, начали», после слова «начали» должна быть естественная пауза (как бы вдох). В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера.
Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки - можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.
Список использованной литературы
1. Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. - 1986. - Москва.
2. А.Ф.Федотов. Методика обучения игре на духовых инструментах.- Москва – 1975.