Просмотр содержимого документа
«Интеграция общего и дополнительного образования»
31.01.2024г.
«Интеграция общего и дополнительного образования
в гимназии №18 г. Рыбинска»
Алексашина И.М., учитель МОУ гимназия №18 м. В.Г. Соколова
Социально-экономические преобразования в России за последнее время привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. Современная ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования, которое рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствия потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, социальных и профессиональных компетенций личности.
Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества предоставить ребенку спектр образовательных услуг. При этом качество этих услуг будет определяться вкладов каждого образовательного учреждения, входящего в систему образования общего образования муниципального округа. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей, которое в настоящее время является одной из форм организации внеурочной работы обучающихся.
Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, то и реализация таких возможностей увеличивается при объединении образовательных ресурсов школы и учреждений дополнительного образования. Фактически надо говорить о необходимости интеграции общего и дополнительного образования для создания новой среды обучения, ориентированной на возникновение и развитие образованной, то есть культурной личности.
Тема интеграции школы и учреждений дополнительного образования далеко не нова. Она родилась в педагогической практике в 80-е годы ХХ века и осуществлялась по инициативе отдельных руководителей-новаторов в русле поиска новых путей развития школы. Следует заметить, что сотрудничество школы с внешкольными учреждениями имело место всегда, но интеграция – это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально-педагогическую систему. Это процесс сложный, связанный с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и предполагающий работу двух коллективов в напряженном инновационном режиме.
В 90-е годы практика создания интегративных образовательных комплексов “школа – УДО” была продолжена, но не стала массовой ввиду организационных и финансовых сложностей. Однако она получила официальное признание как действенная и прогрессивная.
Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где была подчеркнута роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Таким образом, перед педагогическим сообществом стоит стратегическая цель создания в образовательном учреждении целостного образовательного пространства, обеспечивающего комплексное решение образовательных и социально-педагогических задач с учетом индивидуальных особенностей детей через интеграцию содержания общего и дополнительного образования (А.М. Аллагулов).
Рассмотрим особенности и принципы дополнительного образования.
Дополнительное образование – специально организованный целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Таким образом, дополнительное образование обеспечивает социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени обучающихся, является одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения.
Анализ исследований современных ученых позволяет определить принципы дополнительного образования детей:
принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;
принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса;
принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;
принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;
принцип творчества – развитие творческих способностей детей; · принцип системности – преемственность знаний;
принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Так Анализ работ А.П. Асмолова, Н.Л. Буйловой, В.А. Березиной и других, а также вышеуказанные особенности системы дополнительного образования детей позволяют выявить ее основные функции:
образовательная (получение новых знаний);
воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);
развивающая (развитие познавательной сферы);
функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);
функция социализации (освоение социального опыта);
функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);
креативная (раскрытие творческих способностей);
компенсационная (углубление и дополнение основного образования);
интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).
Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительное образование, благодаря своим особенностям и принципам, может занять особую, очень важную роль в структуре внеурочной деятельности. Имея с одной стороны четко выраженные нормативно-организационные признаки (учебный план, программно-методическое обеспечение, расписание, финансовая составляющая и пр.), что сближает его с основным образованием, оно имеет специфические признаки, сближающие его с досуговой деятельностью (неформальное и разновозрастное общение, реализация творческого потенциала, возможность свободного выбора той или иной деятельности, наиболее полное удовлетворение интересов и потребностей детей и подростков и пр.) Таким образом, дополнительное образование будет являться не неким придатком к основному образованию, а, напротив, станет важной составляющей образовательного процесса.
Что понимать под «интеграцией»?
Обратимся к словарю.
Интеграция (от лат. integratio – соединение) — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Таким образом, интеграция означает восстановление целостности, восполнение чего-то недостающего, процесс сближения и взаимосвязи. Интеграция — это всегда движение навстречу друг другу, стремление помочь и принять помощь, восполнить недостатки другой стороны и обогатиться за счет достоинств этой стороны. Это взаимообусловленный процесс, в результате которого выигрывают обе стороны.
Интеграция общего и дополнительного образования детей - процесс взаимопроникновения элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого, в рамках которого расширяется потенциал общего (школьного) образования за счет реализации программ дополнительного образования, досуговых, кружковых ифакультативных форм освоения детьми социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности, что позволяет более полно использовать личностные ресурсы детей.
Пути интеграции можно определить как внешние и внутренние. Внешние пути ведут к интеграции, по существу не меняющей «образ жизни» учреждений дополнительного и общего образования, а лишь дополняющей содержание их деятельности совместными мероприятиями: конференциями, конкурсами, выставками, презентациями, дискотеками, массовыми праздниками и т.д.
Внутренняя интеграция предполагает «срастание» учреждений общего и дополнительного образований в постоянно действующих формах совместной работы, постепенно складывающихся в целостное образовательное пространство. Такими формами работы могут быть филиалы учреждений дополнительного образования, открытые в школах, гимназиях и лицеях, курсы юных исследователей, объединения просветительской направленности, лектории, университеты культуры и искусства и многое другое.
В настоящее время в Методических рекомендациях по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях выделяются четыре уровня интеграции общего и дополнительного образования.
Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.
Второй уровень – более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.
Третий уровень – развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.
Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.
Максимальная степень интеграционного взаимодействия выражается в создании на базе нескольких образовательных учреждений единого образовательного (учебно-воспитательного) комплекса, в рамках которого осуществляется общее и дополнительное образования детей, реализуемого на основе изменения организационно-правовой формы учреждения и с образованием нового юридического лица. На сегодняшний день такая модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования.
Именно такому уровню, на мой взгляд, соответствует степень интеграции общего и дополнительного образования в гимназии №18 им. В.Г. Соколова г. Рыбинска, в которой я работаю.
Гимназия №18 была открыта в 1992 году на основе слияния трех детских учреждений: средней общеобразовательной школы №18, детской музыкальной школы №4 и детского сада № 28. Три педагогических коллектива объединились с целью создания единого образовательного пространства, расширения сферы предоставляемых услуг и более полной реализации принципов гуманизации в образовании.
По уровню учебно-воспитательного процесса комплекс получил статус гимназии по типу учебных заведений дореволюционной России. Как авторская модель комплекс назван «Школой воспитания искусством». Ведущей задачей в области учебно-воспитательной работы являлось «соединение общего образования с музыкальным, выращивание технологии гимназического гуманитарно-музыкального образования на основе изучения и обобщения русского и зарубежного опыта, достижений современной психолого-педагогической науки». Содержательной основой дополнительного гуманитарного образования в гимназии является музыка, рассматриваемая нами «как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка».
Не секрет, что решающим фактором развития образования сегодня является культура. Соединение понятий образования и культуры дает возможность педагогу выйти за рамки своего предмета, преодолеть свой «предметный эгоизм» и включиться в совместную с детьми культурную деятельность на основе ценностного осмысления различных явлений. Речь идет о реализации идеи формирования целостного культурного пространства на основе освоения ценностей национальной и мировой культуры, создания собственных творческих продуктов в процессе взаимодействия основного и дополнительного образования. Эта идея легла в основу интеграции общего и дополнительного образования в гимназии №18 им. В.Г. Соколова.
Двадцатилетний опыт существования музыкально-гуманитарной гимназии №18 позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, городу, обществу в целом.
Дети:
1. Получают дополнительное образование, не выходя из школьных стен.
2. Реализуют свое право на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме.
3. Имеют возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
5. Получают социально значимую практику взаимодействия с обучающимися различного возраста, а также со взрослыми на основе принципа сотрудничества и совместной деятельности.
4. Гуманистическая, личностно-ориентированная, культурно насыщенная среда гимназии позволяет создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого обучающегося.
Родители:
1. Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным (отпадает необходимость провожать ребенка в дополнительное учебное заведение и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время).
2. Наблюдают развитие у своих детей способностей, которые в иных условиях могли бы остаться незамеченными.
3. Пользуются созданными условиями для освоения детьми духовных и культурных ценностей, национальных особенностей, традиций микросоциума.
4. Используют возможность социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в развитии личности ребенка.
5. Получают помощь в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения своих детей.
Гимназия:
1. Имеет широкий общественный резонанс. Обучаться здесь стремятся дети из самых различных районов города. Выпускники гимназии, обучаясь в самых престижных высших учебных заведениях области и страны, общаясь со своими сверстниками, отмечают уникальность нашего учебного заведения.
2. С гимназистами занимаются специалисты самого высокого уровня (хормейстеры, вокалисты, концертмейстеры, инструменталисты, педагог по театральному творчеству), которые активно участвуют в организации культурной жизни всей гимназии. Более 90% учителей дополнительного образования имеют первую и высшую квалификационную категорию.
3. В работе используются уникальные педагогические технологии развития творческих способностей.
4. Гимназия занимает лидирующее место по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся (результаты смотров, фестивалей, конкурсов, объем и качество концертной работы), что способствует укреплению ее авторитета и популярности в городе.
5. Расширились и укрепились контакты школы с культурными и учебными учреждениями, в том числе и в других городах и странах, что открыло новые возможности для образовательной и воспитательной работы, для творческой реализации гимназистов.
Общество:
1. В городе появился очаг национальной культуры, создающий условия для нравственно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения.
2. Из стен гимназии выходят молодые люди, которые в дальнейшем пополняют творческую и интеллектуальную элиту города.
3. Работа музыкально-гуманитарной гимназии дает другим школам пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы эстетического цикла. Интеграция с музыкальной школой предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности, противодействуя тем самым падению культуры общества. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.
4. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг гимназии, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме через национальное искусство, для их идентификации как носителей культуры своего народа и, в конечном итоге, для становления гражданской позиции и патриотического сознания обучающихся.
Проблемы, которые могут возникнуть в результате реализации процесса интеграции:
недостаточность материально-технической базы учреждения общего образования;
проблемы финансового обеспечения внедрения дополнительного образования;
неопределенность статуса дополнительного образования в школе;
разночтения в правах и обязанностях педагогических работников, занятых в этой сфере;
отсутствие образовательных программ дополнительного образования, соответствующих «Федеральным требованиям к их содержанию и оформлению»;
специфика образовательного процесса, вследствие чего «незамечаемые» сиюминутно результаты деятельности не оцениваются в данный момент: результат может обозначиться во времени и проявиться в ценностных, мотивационных, поведенческих установках, навыках и умениях, которые складываются благодаря комплексному характеру дополнительного образования;
увеличение учебной нагрузки у детей и количества домашних заданий;
сложность в составлении общего расписания занятий.
Конечно, общеобразовательным учреждениям подняться до степени интеграции достаточно сложно. В работе по данному направлению можно выделить несколько ступеней-уровней.
Первый уровень — информационный. На этой ступени приходит осознание необходимости взаимосвязи общего и дополнительного образования, выяснение достоинств и недостатков друг друга, определение возможных направлений сотрудничества между представителями разных сфер образования (тем более, если в школе начинает формироваться собственный блок дополнительного образования).
Второй уровень— координационный. Состоит в согласовании планов, определении сфер совместной деятельности учителей-предметников, классных руководителей и руководителей различных творческих объединений, секций, кружков. На этой ступени проводятся отдельные общешкольные мероприятия при равном участии представителей основного и дополнительного образования. Накапливается опыт проведения совместных педагогических и методических советов, посвященных наиболее значимым для всех темам образования и воспитания школьников.
Третий уровень — уровень сотрудничества. Характеризуется более тесной координацией и совместной деятельностью, построенной на основе долгосрочной программы, перспективного плана работы. Этот достаточно высокий уровень взаимодействия предполагает: постоянную совместную деятельность педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками и классными руководителями при реализации собственных образовательных программ; сотрудничество заместителя директора, курирующего дополнительное образование, с другими заместителями, с руководителями методических объединений.
Четвертый уровень — уровень интеграции. Достигается тогда, когда происходит создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства, т.е. восполнение целостности двух сфер образования. Уникальность каждой сферы сохраняется при равенстве той и другой.
Число ступеней для восхождения к интеграции может быть больше или меньше в каждом образовательном учреждении, как и скорость перехода от одной ступени к другой. Все зависит от возможностей и профессионализма педагогического коллектива, от степени понимания актуальности проблемы и желания преодолеть «предметный эгоизм».
Работая вместе, школы стремятся создавать детям "социальную ситуацию развития" (Выготский Л.С.), поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться через творчество.
Таким образом, становится очевидным, что российская школа должна построить принципиально новую функциональную модель своей деятельности, в которой общее и дополнительное образование выступают равноправными, взаимодополняющими компонентами, обеспечивая единое образовательное пространство, ориентированное на развитие личности каждого учащегося.