Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы музыкально – оздоровительной работы в школе.»
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8»
Аленушкина Екатерина Константиновна
Инновационные формы музыкально – оздоровительной работы в школе.
В условиях современности и с введением нового Федерального государственного стандарта перед педагогами школы стоит особенно важная задача – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье ребенка – это не только физиологическое качество, но и психологическое, социальное.
К сожалению, в последнее время мы педагоги все чаще наблюдаем, что стремление к здоровому образу жизни у большинства детей отсутствует с самого раннего возраста. Это связанно с многими причинами, но первопричина это отсутствие привычки заниматься своим здоровьем, физическим развитием в семье. Дети, как зеркала отражающие привычный уклад жизни родителей не стремятся прилагать усилия к укреплению собственного здоровья. Наблюдая за мамой или папой, которые после работы предпочитают прогулке по парку или лесу вечер перед телевизором с чипсами или сладостями, дети полностью копируют их поведение.
Следствие такого образа жизни является проблема ожирения у современных подростков, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, плоскостопие из-за избыточного веса, отсутствие выносливости и даже малейшего желания двигаться.
Именно поэтому в программах, предлагаемых к освоению в школе, я предлагаем целый комплекс упражнений, занятий, направленных именно на охрану здоровья детей, повышение их физических и психологических возможностей.
Поскольку я являюсь педагогом дополнительного образования в школе, и веду работу с хореографической и вокально-хоровой группой, считаю необходимым осветить вопросы сохранения и укрепления здоровья детей именно на занятиях хореографией и вокалом.
Музыка – одно из самых гармоничных средств развития ребенка. Через музыкальное восприятие развивается слух ребенка, валеологические распевки способствуют развитию голосовых связок, дыхательная гимнастика – способствует развитию легких ребенка, гимнастика – развивает и укрепляет мышечный корсет детей.
Во время занятий с вокально-хоровой группой большое внимание уделяю работе с дыханием по методике А.Н. Стрельниковой. Такая гимнастика не только способствует формированию правильного дыхания при пении или движении, но и является хорошей профилактикой для ЛОР заболеваний. Правильный разогрев голосовых связок способствует их укреплению. Песни мягким и не форсированным звуком способствует укреплению голосового аппарата детей.
При занятиях хореографией большое значение имеет правильный разогрев всех мышц ребенка. На дополнительные занятия хореографией в общеобразовательной школе чаще всего приходят неподготовленные дети. Именно по этому важно, чтобы педагог уделял особое внимание разогреву и растяжению мышц, укреплению мышечного корсета детей. Во избежание различных травм педагог должен постоянно следить не только за безопасностью детей во время упражнений, но и техникой их исполнения, т.к. неправильность движений в хореографии чаще несет не позитивные результаты, а негативные.
Объединяя на занятиях музыкальный, танцевальный материал и здоровьесберегающие технологии я получаю новые формы работы такие как:
Валеологические песенки распевки, во время которых мы не только тренируем голосовой аппарат детей, упражняем в чистом интонировании, но и делаем массаж мышц лица, либо движения развивающие координацию, мышцы рук, ног и спины.
Дыхательная гимнастика приучает детей дышать носом, улучшает вентиляцию легких, насыщает кровь кислородом, осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно – сосудистую систему. Кроме того совмещение дыхательной гимнастики и пропевания каких – либо определенных звуков учит детей исполнению песен с опорой на диафрагму. Дети с ранних лет приучаются к правильному пению.
Артикуляционная гимнастика подготавливает детей к правильному произнесению фонем, тренирует детский речевой аппарат, развивает чувство ритма и музыкальную память.
В процессе тренажа в нижнем портере на занятиях хореографией дети учатся самомассажировать внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, биологически активные точки тела.
Провожу различные групповые и индивидуальные тренинги по психологическому раскрепощению детей, формированию чувства взаимоподдержки и уважения друг друга в коллективе. Дети преодолевают свою зажатость, становятся более общительными и открытыми для общества.
Мною было замечено, что дети, посещающие и правильно выполняющие все виды здоровьесберегающих упражнений стали меньше болеть, а такие заболевания как насморк, неосложненное ОРВИ стали переноситься быстрее и легче. Дети, с отдачей занимающиеся на хореографии стали гибче, выносливее, у них появилась осанка, у них появился тонус организма. Некоторые девочки стали терять лишний вес, подтянулся живот, руки и ноги стали приобретать красивые очертания.
Здоровьесбережение – это инструмент, необходимый в условиях современности. Каждый педагог должен вносить посильный вклад в укрепление здоровья школьников.