kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ценностных оснований в процессе исследовательской деятельности подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-методическая статья расскажет о формировании ценностных оснований в процессе исследовательской деятельности подростков в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностных оснований в процессе исследовательской деятельности подростков»

Формирование ценностных оснований в процессе исследовательской деятельности подростков

Фещенко Алена Александровна,

учитель музыки Кировского

областного государственного общеобразовательного

автономного учреждения «Лицей естественных наук»


Ситуация в сфере современного образования характеризуется продолжающимися дискуссиями относительно его основных целей, задач. Это указывает на значимость переосмысления образовательных целей в направлении от парадигмы усвоения знаний, умений, навыков к созданию условий, обеспечивающих развитие способностей учащихся к ответственному поведению и осознанному построению своей познавательной и социальной активности. Одной из главных задач на современном этапе образования становится приобщение ученика к знаниям, как к вечным общечеловеческим ценностям.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников современный национальные ценности, идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа. Ориентируясь на этот воспитательный идеал и профессиональные ценности нашего педагогического коллектива, мы сформулировали педагогическую цель – личностный рост ученика, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимых действий. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ученые утверждают, что в ХХI век – это век грандиозных научных открытий, поэтому общество предъявляет высокие требования к современному молодому человеку, входящему в динамичный мир. Цель сегодняшнего образования представляет собой сложное и противоречивое единство двух составляющих. Первая, общеобразовательная, связана с приобщением современных учащихся к общекультурным ценностям, с воспитанием самостоятельного, активного человека, обладающего чувством долга, ответственности. Вторая, индивидуализирующая составляющая цели образования, направлена на развитие конкретного учащегося, его индивидуальности, раскрытия потенциала и реализации его способностей, развитию самостоятельности и инициативности – всего того, что способствует самоопределению и самореализации личности. И не случайно большое значение на этапе модернизации образования приобретает определение ценностных ориентиров в деятельности подростков.

При всем многообразии подходов к определению ведущей деятельности подростков исследователи единодушны в том, что учебная деятельность утрачивает это место, что находит свое отражение в снижении мотивации учения подростка и отчуждения его от школьного обучения. Педагогической практикой доказано, что одним из факторов, обусловливающих снижение учебной мотивации, является несоответствие репродуктивно-воспроизводящей учебной деятельности возможностям современных подростков, для которых характерно стремления к новизне, широта интересов, высокий уровень активности и желание включаться в различные виды деятельности.

Подростковый возраст – это возраст бесконечных поисков, размышлений, возраст вопросов, на которые очень хочется найти ответ, это возраст активности и поиска себя в различной деятельности. И сегодня одним из видов личностно - значимой и ценностно ориентированной выступает исследовательская деятельность подростков как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Изучение мира музыки позволяет подростку погрузится в бескрайний мир творчества, найти личностно значимую линию в музыке, найти ответы на многочисленные вопросы. Музыка не просто вдохновляет учеников.  Всё чаще язык музыки, понимаемый подростком зачастую интуитивно, помогает обратить внимание на важные проблемы личности взрослеющего человека. Ученик начинает изучать музыкознание, т.е.. делает первые шаги в науке, изучающей музыку как особую форму художественного освоения мира в её конкретной социально-исторической обусловленности, отношении к другим видам художественной деятельности и духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения её специфических особенностей и внутренних закономерностей, которыми определяется своеобразный характер отражения в ней действительности.

Ценность самоактуализации и другие личностные компоненты в постороении образа «Я» и осознанная саморегуляция своей деятельности – особенности подростка-исследователя. Первые исследовательские шаги и первая серьезная встреча с наукой являются мощными факторами развития личности, раскрытия её интеллектуальных и творческих возможностей. В процессе исследовательской деятельности подросток погружается в мир поиска, раздумий, открытий, открывающий личностные перспективы.

Сложившаяся практика исследовательской деятельности учащихся в музыковедении и ее результаты позволяют нам утверждать, что для подростка – это специфический вид деятельности, который, тем не менее, все больше укрепляется в повседневной учебной деятельности. Это не случайно, так как в контексте социальных изменений у подростков усиливается интерес к проблеме самовыражения, самостоятельной продуктивной деятельности. Анализ научной литературы в области культурологии, музоковедения и практической педагогической практики позволяет утверждать, что основой всех видов деятельности является саморегуляция, умения и навыки которой активно формируются именно в подростковом возрасте. Развитие саморегуляции эффективно происходит только в том случае, если деятельность адекватна возможностям учащегося. Однако формирование саморегуляции у учащихся, необходимой для любой продуктивной деятельности, является одной из сложных и актуальных задач современного образования. Как отмечено в ФГОС сформированность универсальных учебных действий напрямую зависит от сформированности саморегуляции учебной деятельности учащегося.

В настоящее время в педагогике и психологии ведутся исследования саморегуляции в различных направлениях. Вести разговор о необходимости формировании умений и навыков саморегуляции невозможно без понимания сущности и механизмов становления личности подростка. Чтобы стать субъектом учебной деятельности учащийся обязательно должен пройти репродуктивный этап, научиться решать стандартные задачи. В процессе исследовательской деятельности, в том числе и в сфере музыковедения, подросток уже оказывается в роли субъекта, когда при решении новой задачи он оказывается в проблемной ситуации, что приводит к появлению потребности в новых знаниях, иных способах действий, в поисках того принципиально нового, которое позволило бы разрешить это возникшее противоречие. Погружаясь в мир музыки, подростку становится наиболее очевидными и значимыми связи с психологией. В музыке отражаются настроения и переживания человека, его эмоциональный мир. В этой сфере возможности музыкального искусства неисчерпаемы. Тонкость и сила, разнообразие душевных состояний, раскрываемых в музыке, составляют, по существу, основное содержание музыкального искусства. Стремление к самостоятельной деятельности является фундаментальной потребностью данного возраста. В исследовательской деятельности большое значение отводится именно самостоятельной работе учащихся, которая, по мнению педагогов и ученых, является высшей формой учебной деятельности.

Механизм саморегуляции эффективно формируется в исследовательской деятельности, но, однако, не сводится к овладению только технологическими приемами. Прежде всего, это деятельность по формированию своей индивидуальности, развитию эмоционаьно-нравственной сферы личности. Работа педагога по организации исследовательской деятельности подростков должна быть направлена на создание таких условий, когда учащиеся, исходя из собственных особенностей, возможностей и потребностей, в начале под руководством преподавателя, а в дальнейшем самостоятельно определяет успешную индивидуальную образовательную траекторию своего развития. Таким образом, подросток ориентируется на свою, являющуюся самоценной, образовательную деятельность, которая выстраивается на основе самостоятельности, саморазвития, самовыражения в процессе овладения научно-исследовательскими знаниями, умениями, навыками.

Работая с учащимися, занимающимися научными исследованиями, мы видим, что доминирующими компонентами, на основе которых формируется саморегуляция как общая способность, выступают самостоятельная постановка цели, самоконтроль, самооценка, самокоррекция и рефлексия. Нередко именно несформированность компонентов осознанной саморегуляции является причиной, которая лежит в основе различных трудностей, возникающих в процессе общей учебно-познавательной деятельности. Исследовательская же деятельность не ограничивает внутреннюю активность, необходимую для формирования общей способности к учению, обеспечивая именно субъектное развития ученика. В процессе исследования у учащихся в системе последовательно формируются умения планировать свою деятельность, осуществлять поиск наиболее приемлемых путей ее выполнения. Подросток имеет ясные представления о целях своей работы, осознает мотивы своей деятельности, планирует и оценивает ее последствия. Важно, что подросток учится нести ответственность за правильность своего выбора, а рефлексия позволяет ему взглянуть на себя «изнутри» и «извне», сравнив себя с самим собой, с другими.

Формирование умений и навыков саморегуляции в исследовательской деятельности является сложным процессом и требует специально организованного подхода, направленного, прежде всего, на формирование целенаправленной деятельности. Для выстраивания методики формирования саморегуляции исследовательской деятельности необходимо выделить некоторые принципы организации данного процесса. К основным принципам относятся: принцип поэтапного формирования компонентов саморегуляции, принцип рефлексивности, учета индивидуальных и возрастных особенностей, принцип активности и самостоятельности подростков. Особое место занимает принцип эффективного взаимодействия учащегося и педагога, так как в длительный период школьного детства, по мнению В.И. Слободчикова, подлинным субъектом развития является со – бытийная общность взрослого и ребенка. Поэтому большое значение имеет адресная педагогическая поддержка, которая ориентирована, в первую очередь, на осмысление научно-иследовательской деятельности как ценности, на раскрытие интеллектуального, творческого потенциала подростка, который может быть реализован в деятельностном нахождении себя. Все это является уникальной возможностью осмысления таких вечных ценностей как научные знания, понимание бескрайнего мира искусства.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Фещенко Алена Александровна

Дата: 22.08.2016

Номер свидетельства: 340289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Программа по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(19) "proghramma-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "188913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426772635"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разновозрастное сотрудничество-условие повышения качества знаний учащихся в рамках ФГОС "
    ["seo_title"] => string(103) "raznovozrastnoie-sotrudnichiestvo-usloviie-povyshieniia-kachiestva-znanii-uchashchikhsia-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "218096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433647347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства