Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование чувства ритма у дошкольников»
Развитие ритма у детей дошкольного возраста.
Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания. Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций. Приступая к работе с детьми, поступившими в детский сад надо помнить, что формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра( от двудольного к четырехдольному, затем к трехдольному), позднее ритмического рисунка( от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Речевые игры способствуют ритмическому ощущению речи имузыки.
Игра на развитие чувства ритма
Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.
Рекомендации по развитию чувства ритма:
• Слушайте музыку
Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
Упражнение «Слушай сильную долю».
После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой.
Затем они делятся на две подгруппы: на сильную долю стучат в барабаны, на слабую – гремят погремушками.
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
1 группа - хлопки восьмыми
2 группа - притопы четвертями
Жили-были три утенка
Хорошо и дружно жили
Как-то утром на рыбалку
Зашагали вперевалку
Наловили много рыбы
И еще поймать могли бы
Съели дружно все до крошки
Кроме маленькой рыбешки
Пик, Пак, Пок
Пик, Пак, Пок
Пик, Пак, Пок
Пик, Пак, Пок
Пик, Пак, Пок
Пик, Пак, Пок
Пик, Пак, Пок
Пик, Пак, Пок
Затем дети меняются ролями.
• Поощряйте движения под музыку
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни.
Упражнение «Музыкальные молоточки».
Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук! Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град: Туки- туки-тук, туки-туки-тук! С дуба желуди летят: Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук! Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
• Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.
Разучивая забавные стишки, прибаутки, мы тем самым развиваем детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).