kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Логоритмика – метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Комплексный подход в решении данной проблемы с использованием логоритмики содействует осуществлению тщательной коррекции и профилактике проблем в будущем. В современном понимании   логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений и сочетании с музыкой и словом (Г.А.Волкова)

Цель:  преодоление речевых нарушений у детей путем развития, воспитания и коррекции  двигательной  сферы  в сочетании  с речью и музыкой.

Задачи:

  • Развивать координацию движений и моторные функции;
  • Формировать двигательные умения и навыки;
  • Воспитывать и развивать чувство ритма;
  • Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, грамматический строй и связную речь;
  • Формировать  и развивать психические процессы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Логоритмика – метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»












«Логоритмика – метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова»









Из опыта работы

учителя-логопеда

Автаева А.Н.







Сеченово, 2017



Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс вхождения дошкольника в коммуникационную среду, насколько грамотно, органично данная деятельность будет осуществляться, зависит дальнейшее его развитие. Смена приоритетов в системе образования, в том числе дошкольного, переориентация с репродуктивной на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми требуют поиска подходов к разработке инновационных педагогических технологий.

В ряде исследований (Д.Б. Годовиковой, Т.А.Куликовой и др.) отмечается тенденция к увеличению числа детей, имеющих те или иные нарушения в психическом развитии, к снижению (соотнося с нормой) речевой активности детей. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений. Все это мешает всестороннему гармоничному развитию личности, формированию двигательных и коммуникативных навыков у детей.

Комплексный подход в решении данной проблемы с использованием логоритмики содействует осуществлению тщательной коррекции и профилактике проблем в будущем. В современном понимании логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений и сочетании с музыкой и словом (Г.А.Волкова)

Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании с речью и музыкой.

Задачи:

  • Развивать координацию движений и моторные функции;

  • Формировать двигательные умения и навыки;

  • Воспитывать и развивать чувство ритма;

  • Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, грамматический строй и связную речь;

  • Формировать и развивать психические процессы.



Свою работу с воспитанниками мы строим по двум основным направлениям. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизацию всех видов памяти. Второе направление предполагает развитие речи и корректирование речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса, выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности, развитие артикуляционной и мимической моторики, координации речи с движением, формирование правильного звукопроизношения и фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений проводятся в сочетании с ритмической основой. Это могут быть музыка, счет или стихотворное сопровождение.

К проведению логоритмических занятий, как и к любым другим, предъявляются определенные требования: занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в квартал (в течение учебного года); занятия проводятся фронтально продолжительностью 30 минут (подготовительная группа); занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы; содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков; каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

В логоритмические занятия включены следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук (развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти). Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Артикуляционные упражнения (укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности). Развитие певческих данных, чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, упражнения на развитие дыхания, голоса. Упражнения на развитие мимических мышц, коммуникативные игры и танцы (развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения); упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей (развитие мышечно-двигательной и координационной сферы); игровая деятельность (малоподвижные, подвижные).



План логоритмических занятий

Месяц

Названия

Задачи




Октябрь



Добрый доктор Айболит (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Айболит»

• Коррекционные

- закреплять двигательные умения, вырабатывать двигательные навыки;

- продолжать развитие музыкального слуха;

- развивать чувство ритмического рисунка, способности выра­зить ритм в общей и мелкой моторике;

- способствовать перераспределению мышечного тонуса;

- развивать и активизировать внимание;

- формировать оптико-пространственные ориентировки;

- развивать общую и тонкую моторику;

- развивать речевую моторику;

- развивать певческий диапазон голоса;

- развивать фонематическое восприятие;

- формировать навыки правильного употребления звуков в раз­личных формах и видах речи, во всех ситуациях общения;

- формировать просодические компоненты речи.

Образовательные:

- уточнить знания о животных жарких стран;

- развивать творческую активность, воображение.

Воспитательные:

- развивать чувство коллективизма и взаимопомощи.




Январь



«Я слепил снеговика»


  • автоматизировать звуки «С», «Сь» в словах, предложениях;

  • развивать просодическую сторону речи, фонематический слух;

  • упражнять в комбинировании двух различ­ных техник при объемном изображении выра­зительных образов снеговиков;

  • продолжать учить связному монологическо­му высказыванию; образованию относительных прилагательных;

  • подбирать родственные слова к заданному сло­ву, слова на заданный звук, составлять предложения;

  • развивать правильное речевое дыхание, слуховую и зрительную память;

  • развивать динамическую организацию органов артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику пальцев рук;

  • совершенствовать умение слушать и слы­шать собеседника (педагога) и не перебивать его;

  • совершенствовать нетрадиционные техни­ки получения изображения — обрывание и ска­тывание бумаги.



Март



«Профессии»

Коррекционные:

- развивать общую и тонкую моторику;

- развивать чувство ритмического рисунка, способности выра­зить ритм в общей и мелкой моторике;

- содействовать нормализации мышечного тонуса средствами ре­лаксации;

- развивать оптико-пространственные ориентировки;

- совершенствовать речевую моторику;

- развивать координацию речи, движений под музыку;

- развивать музыкальный слух;

- развивать певческий диапазон голоса;

- совершенствовать речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- формировать слуховое и зрительное внимание;

- формировать просодические компоненты речи.

Образовательные:

- закреплять умения различать характер музыки и передавать его в движении и пении;

- уточнять знания о профессиях;

- развивать творческую активность, воображение.

Воспитательные:

- развивать чувства коллективизма и взаимопомощи.

Материалы: обручи, мяч, спецодежда; пластмассовый магазин; кухонная плита, кухонная посуда.



Результаты проведенной работы позволяют сделать выводы о том, что сформировались и закрепились навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, создался положительный эмоциональный настрой к речи, мотивация к выполнению логопедических упражнений, сформировалось у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

























Литература

  1. Бекина С.И. и другие. Музыка и движение. М., 1983.

  2. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников : Уч.-метод. пособие по программе «Ритмическая мозайка». СПб., 1994.

  3. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 / Под ред. О.А. Степановой. –М.: ТЦ Сфера, 2008.

  4. Картушинна М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми (комплект из-х книг). М., 2007.

  5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. М., 1995.

  6. Раевская Е.П. и другие. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.,1991.





























Конспекты занятий

по логопедической ритмике

Доктор Айболит
(по мотивам сказки
К.И. Чуковского «Айболит»)

Задачи:

• Коррекционные

- закреплять двигательные умения, вырабатывать двигательные навыки;

- продолжать развитие музыкального слуха;

- развивать чувство ритмического рисунка, способности выра­зить ритм в общей и мелкой моторике;

- способствовать перераспределению мышечного тонуса;

- развивать и активизировать внимание;

- формировать оптико-пространственные ориентировки;

- развивать общую и тонкую моторику;

- развивать речевую моторику;

- развивать певческий диапазон голоса;

- развивать фонематическое восприятие;

- формировать навыки правильного употребления звуков в раз­личных формах и видах речи, во всех ситуациях общения;

- формировать просодические компоненты речи.

Образовательные:

- уточнить знания о животных жарких стран;

- развивать творческую активность, воображение.

Воспитательные:

- развивать чувство коллективизма и взаимопомощи.



Материалы: картинка «Животные жарких стран», маски живот­ных; костюм доктора Айболита; фонограмма музыки П. Чайковско­го «Нянина сказка».

***

Дети входят в музыкальный зал. Выполняется упражнение «Музыкаль­ное приветствие».

Музыкальный руководитель (поет с повышением и по­нижением тона). Здравствуйте.

Дети повторяют.

Логопед. Ребята, что нужно делать, чтобы быть здоровыми? Дети. Нужно делать зарядку, умываться, обливаться водой.

Выполняется упражнение «Моем шею, моем уши» [2].


Моем шею, моем уши. Вытираем их посуше Чистота всего дороже

Мы и зубы чистим тоже


Порошком, порошком




Раз, два, три —


Зубы щеткой чище три.



Дети ладонями трут шею и уши.

Имитируют растирание полотенцем.

Грозят правым и левым пальчиком.

Имитируют движениями чистку зубов вправо-влево.

Пальцы складывают в щепоть и посыпают правой ручкой, левой ручкой.

Трижды хлопают в ладоши.


Имитируют движениями чистку зубов в направлении сверху вниз.


















Звучит музыка из кинофильма «Доктор Айболит». Входит доктор Айболит.

Айболит. Дорогие ребята, услышал вашу песню. Она мне очень понравилась. Я очень люблю детей, которые следят за чистотой. Скажите, а вы любите делать зарядку?

Дети. Да, любим.

Дети выполняют музыкально-ритмическую композицию «Танцуйте сидя» [3].

Логопед приносит птичку, в клюве которой находится письмо.

Айболит (читает)

Приезжайте, доктор, в Африку скорей

И спасите, доктор, наших малышей.

Ох, ребята, мне нужно срочно собираться в дорогу. Но я один не дойду, я один пропаду. Что станет с моими больными зверями лес­ными? Вот беда! Я забыл все средства передвижения. Помогите мне их вспомнить.

Логопед проводит с детьми игру «На звук [ш] — стоп, а на звук [с] — хлоп».

Дети идут по кругу. Логопед называет средства передвижения: машина, самолет, лошадь, автобус, ишак, троллейбус. Дети останавливаются, услы­шав в их названии звук [ш], и хлопают в ладоши, услышав звук [с].

Ребята, напомните мне, пожалуйста, на каком виде транспорта можно быстрее добраться до Африки?

Д е т и. На самолете.

Айболит. Спасибо, ребята! Полетим в милую Африку на само­лете.


Выполняется упражнение «Самолет».




Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.

Поворачиваются через правое плечо.

Поворачиваются через левое плечо.

Бегут по кругу, расставив руки

в стороны.

Руки в стороны — в полет



Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.
















Айболит. Прилетели, пойдем по горам.

А й б о л и т. По горам идет дорожка узкая.

Звучит музыка В. Щербачева «Змейка» [13]. Дети идут друг за другом змейкой.

А горы все выше, а горы все круче. Нужно ползти по горам.

Звучит немецкая народная мелодия. Дети с Айболитом ползут мед­ленно по ковру.

Ох, устали. Пора сделать привал. Садитесь. Ребята, когда мы ползли по горам, то мы все были похожи на черепаху. Вспомним стишок про черепаху.


Выполняется пальчиковая гимнастика «Черепаха».

Дети кладут ладошку на ладошку.

Массируют пальцами правой руки пальцы левой.

Кладут ладошку на ладошку.



Загибают пальчики.





Хватают себя за нос.


Ах шалунья — черепашка! Панцирь — вот ее рубашка. Может лазить по горам,

Может плавать по волнам. Поплывет — и цапнет рыбку, Съест с довольною улыбкой. Отдохнет она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап — и схватит комара.

Но еды ей не хватило...

Цап!

Меня за нос схватила!



Логопед. Дети, вспомните слова со звуком [ш] из этого сти­хотворения.

Дети. Черепашка.

Л о г о п е д. На каком месте стоит звук [ш] в этом слове?

Дети. В слове черепашка звук [ш] слышится в середине слова, на седьмом месте.

Аналогично проводится работа со словами: рубашка, немножко, мошка.

Логопед. Назовите слова со звуком |с] из этого стихотворения.

Дети. Нос.

Логопед. На каком месте стоит звук [с] в этом слове?

Дети. В слове нос звук [с] слышится в середине слова, на тре­тьем месте.


Организуется игра с мячом «Вспомни».

Логопед просит детей вспомнить, каких зверей будет лечить Айболит.

Дети ловят мяч, называют животное по слогам и одновременно отби­вают мячом по полу.

Дети. Сло-ны, но-со-ро-ги, бе-ге-мо-ты, стра-у-сы, а-ку-лы, гип- по-по-та-мы.

Логопед (грустно)

А в Африке, а в Африке,

На черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

У-у-у!

Дети сидят на ковре, изображают плачущего гиппопотама и произ­носят звук [у].

( Сердито)

И рыщут по дороге

Слоны и носороги,

И говорят сердито:

«Что ж нет Айболита?»

Дети ходят в разные стороны и сердито произносят последнюю строчку. (Жалобно)

А рядом бегемотики

Схватились за животики,

У них, у бегемотиков,

Животики болят.

Ох!

Дети хватаются за животы и ложатся на правый бок и стонут: «Ох!»


Логопед (тонким голосом)

И тут же страусята

Визжат, как поросята,

Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят! И-и-и!

Дети произносят жалобным, тонким голосом звук [и], высоко под­нимают ноги и ходят в разном направлении.



Логопед

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке сидит.

Дети лежат на животе, руки прижаты к бокам, делают оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба

ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам. Затем вновь спокойно смы­каются.


Логопед (радостно). Но вот животные жарких стран увидели доктора Айболита и радостно закричали: «Ура! Доктор Айболит при­ехал!»

Дети повторяют.

Айболит (радостно восклицает). Да здравствует милая Африка!

Дети радостно повторяют.


Логопед и дети

И бежит Айболит к бегемотикам И хлопает их по животикам,

И всем по порядку дает шоколадку,

И ставит им градусники.

Айболит выполняет движения по тексту.

Логопед. Вот и вылечил Айболит животных, и от радости они стали плясать и веселиться.


Дети в масках животных жарких стран импровизируют движения сво­их персонажей под фонограмму песни В. Шаинского «Чунга-Чанга».


Логопед. Вместе со всеми животными веселились страус, носо­рог и мышь.

Звучит музыка. Дети на музыкальных шумовых инструментах воспро­изводят ритмический рисунок:

Страус, страус, носорог, (3раза)

Страус, страус, мышь.


Айболит. Ох, как мы устали. Ляжем на полянку и послушаем звуки природы.

Звучит фонограмма «Звуки природы» (шум ветра, океана, дождя, голо­са животных и птиц).

Логопед

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело... (2раза)

Будто мы лежим на травке...

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется... (2раза)

Нам понятно, что такое Состояние покоя...

(После длительной паузы тихим голосом.)

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

(Голос звучит громко.)

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать! [6].


Логопед задает детям обобщающие вопросы и просит их вспом­нить животных жарких стран, в названии которых слышится звук [с] или [ш].

Доктор Айболит просит детей нарисовать этих животных и прислать ему рисунки.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка. Музыкальный руководитель и дети поют: «До сви-да-ни-я!»

Дети без музыки уходят в группу. В группе под тихую плавную музыку они рисуют животных и дарят свои рисунки доктору Айболиту. Айболит проводит беседу с детьми об их рисунках.


Я слепил снеговика

Задачи (интеграция областей):

  • автоматизировать звуки «С», «Сь» в словах, предложениях;

  • развивать просодическую сторону речи, фонематический слух;

  • упражнять в комбинировании двух различ­ных техник при объемном изображении выра­зительных образов снеговиков;

  • продолжать учить связному монологическо­му высказыванию; образованию относительных прилагательных;

  • подбирать родственные слова к заданному сло­ву, слова на заданный звук, составлять предложения;

  • развивать правильное речевое дыхание, слуховую и зрительную память;

  • развивать динамическую организацию органов артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику пальцев рук;

  • совершенствовать умение слушать и слы­шать собеседника (педагога) и не перебивать его;

  • совершенствовать нетрадиционные техни­ки получения изображения — обрывание и ска­тывание бумаги.

Предварительная работа: чтение стихотворе­ния Е. Седовой «Первый снег»; отрывок из стихот­ворения А. Пушкина «... Вот север, тучи нагоняя...».

Оборудование: компьютер, игровое посо­бие «Волшебные Гонзики», магнитофон, диск со спокойной музыкой, карточки со словом «снег», презентация картинок с «зимними» словами со звуком «С»; плотный картон серого, голубого цветов и кусочки цветного картона для вырезания из него носа-морковки, шапочки, метлы, мягкие белые салфетки для скатывания их в комок либо обрывания, гречневая крупа для метлы, кисть, клей ПВА, розетки для клея.



В самом начале занятия логопед надевает обезьянку Чичу на правую руку и подходит к детям.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришла обезьянка Чича, но почему-то ее глаз­ки грустные, а не веселые. Давайте узнаем, что случилось. (От лица обезьянки рассказывает детям о том, что Чича живет в жарких стра­нах и никогда не бывали в России; она не видели зимы и не знают, что это такое.) А давайте мы с вами им все расскажем, покажем и научим их, как лепить снеговика... и многое другое.

Логопед обращает внимание детей на снег и спрашивает, что можно слепить из снега.

Читает стихи Е. Седовой.

Логопед: Первый снег идет кругом —

Снегом землю замело.

Из пушистого снежка Я слеплю снеговика.

С длинным-длинным носом,

Назову Морозом.

Сделал я огромный ком —

И еще один потом,

Глазки — уголечки,

Беленькие щечки,

А потом морковку Прикрепил неловко —

Это будет красный нос.

Вот и вышел мой Мороз.

В руки дам ему метлу,

Не замерзнет на ветру.

Мой хороший снеговик

Сразу же к зиме привык.

Игра «Семейка»

Логопед предлагает придумать слова, внутри которых «спряталось» слово снег.

Дети по очереди называют слова: Снегуроч­ка, снеговик, снегопад, снеговой, снегоход. Далее рассказывают Чичи от своего лица, что обозначают эти слова, составляя с этими словами предложения, например: «Чича, Снегурочка — это красивая девочка из снега, а снеговик — мальчик из комьев снега разного

размера, и т. д.

Игра «Будь внимательным»

Логопед предлагает детям рассмотреть вместе картинки: санки, снегирь, снег,

снежинки, сугробы, снеговик, снежная, метели­ца, буря, суровая, лесные, лес, сосна.

Задание: найти «зимние» слова со звуком «С». Когда все нужные слова названы, логопед предлагает детям подобрать слова с заданным звуком и определить место звука в слове (начало, середина, конец). Например, в сло­ве «санки» звук «С» находится в начале слова; то же с другими словами.

Координация речи с движением «Первый снег»

Логопед предлагает выполнять движения в соответствии с текстом. Дети выполняют:

За окошком первый снег, (разводят руки в стороны)

Начала зима разбег. (выполняют вращательные движения рук перед грудью - «моталочка»)

На карнизе льдинки, («выбросы» пальцев в стороны)

А вокруг снежинки.

Во дворе они кружатся, (кружатся, разводя руки в стороны, и приседают)

Мягко на асфальт ложатся.

Скоро всё здесь заметет. (встают и выполняют взмахи руками)

К нам зима уже идет. (выполняют «призывные» движения руками )

Завтра мы наверняка (рисуют в воздухе руками три круга)

Сделаем снеговика.

И в снежки мы поиграем, играют в снежки» руками )

Жаль, что первый снег растает! (пожимают плечами, разводят руки в стороны)

Игра «Подбери слова»

Логопед: Вам нужно будет подобрать к «зимним» словам со звуком «С» похожие слова. На­пример, «лес» — «лесной», и т. д.

Слова для подбора: лес, сосна, снежок, лёд, зима, снег, лиса, сук, сова, осина, лось. Дети подбирают и образовывают слова, соблюдая правила игры: сосна - сосновый, снежок - сшжный, лёд - ледовый -льдинка, и т. д.

Выполнение снеговика из салфеток обрыванием и скатыванием

Работа детей по показу логопеда.

Логопед (читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница-зима...

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

Логопед: Мы сегодня с вами все время расска­зываем Чиче о зиме. Все игры и упражне­ния посвящены этому времени года. Давайте все вместе «слепим» необычного снеговичка. (Интересуется, из чего можно сделать пушистого снеговика.)

Дети (отвечают поочередно): Из меха, из ваты, ко­мочков бумаги, салфеток.

Логопед: Давайте выполним снеговика из сал­феток.

Выясняет, на какие по размеру куски рвется салфетка. Показывает способ получения изо­бражения: клеем наносится изображение круга, на него накладываются кусочки рваной и скатан­ной в шарик салфетки, затем рисуется еще один круг, меньше диаметром, и т.д.

Логопед объясняет, что из салфеток разного размера скатываются шарики, окунаются в блюд­це с клеем и приклеиваются на картон. В резуль­тате изображение получается объемным. Решает вместе с детьми, что снеговик будет большой, из трех шаров-комьев. В процессе дея­тельности детей звучит спокойная музыка.

Дети мнут в руках кусок салфетки, скатывают из него шарик и приклеивают на картон. Потом из кусков цветного картона вырезают снеговику шапку, пуговицы, нос, глаза из цветной бумаги, а метлу выкладывают и приклеивают из греч­невой крупы.

Прощаемся

В заключение встречи логопед хвалит детей за их деятельность, а обезьянку — за помощь детям; предлагает им составить рассказ о своем снеговичке.

Например: «У меня есть двое друзей: это снеговичок по имени Снежок. Я вместе с Чичой лепил этого снеговичка. Наш Сне­жок самый красивый, толстенький и смешной. Мы будем играть с ним и веселиться!»

Заканчивается занятие просмотром работ, дети дают имена снеговикам, рассказывают о них, находят больших и маленьких, самых ве­селых, толстых, смешных, не похожих на других.

Логопед: Мы оставим Ччу погостить у нас подольше и научим их всему, что знаем сами. Смотрите, какая Чича стала довольная и веселая!

Детские работы оформляются в паспарту, можно представить их как выставку.



















Профессии


Задачи:

Коррекционные:

- развивать общую и тонкую моторику;

- развивать чувство ритмического рисунка, способности выра­зить ритм в общей и мелкой моторике;

- содействовать нормализации мышечного тонуса средствами ре­лаксации;

- развивать оптико-пространственные ориентировки;

- совершенствовать речевую моторику;

- развивать координацию речи, движений под музыку;

- развивать музыкальный слух;

- развивать певческий диапазон голоса;

- совершенствовать речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- формировать слуховое и зрительное внимание;

- формировать просодические компоненты речи.

Образовательные:

- закреплять умения различать характер музыки и передавать его в движении и пении;

- уточнять знания о профессиях;

- развивать творческую активность, воображение.

Воспитательные:

- развивать чувства коллективизма и взаимопомощи.

Материалы: обручи, мяч, спецодежда; пластмассовый магазин; кухонная плита, кухонная посуда.

* * *

Выполняется упражнение «Все пришли?».

Музыкальный руководитель (поет). Здравствуйте, ре­бята. Все пришли? Ты кто?

Дети называют себя.

Музыкальный руководитель. По порядку рассчитайтесь!

Ребенок дотрагивается до ладошек следующего ребенка и пропевает первый и т. д.

Логопед. Ребята, хотите отправиться в универмаг за школьны­ми принадлежностями?

Дети. Хотим!

Логопед предлагает отправиться на трамвае. Дети идут по кругу топа­ющим шагом и произносят:

Трамвай звенит,

Трамвай гремит,

Трамвай дрожит,

Народ в него валом валит!

Останавливаются и маршируют на месте.

Логопед. Дзынь, дзынь, дзынь.

Дети снова идут топающим шагом, поднимают и опускают руки.

Закрепление правильной артикуляции звука [ш].

Логопед. Двери открываются: ш-ш-ш. (Длительно.) Дети, от­кройте ротик, поднимите широкий язычок за верхние зубки и по­дуйте на язычок, как я: ш-ш-ш.

Дети повторяют.

Двери закрываются: ш-ш-ш. (Отрывисто.)

Дети повторяют.

Поехали.

Дети. Дзынь, дзынь, дзынь.

Логопед. Приехали. Двери открываются: ш-ш-ш. (Длительно про­износит звук [ш]).

Дети повторяют.

Логопед выставляет пластмассовый магазин.

Это универмаг. Школьные принадлежности продаются на втором этаже. Поедем на эскалаторе.

Музыкальный руководитель и дети поют без музыкального сопровож­дения и медленно поднимают руки вверх.

Вот этаж, еще этаж.

Эскалатор приехал наш.

Ух! (С повышением голоса.)

Появляется воспитатель в форме продавца.

Продавец. Дети, вы хотите купить школьные принадлежнос­ти?

Дети. Очень хотим.

Продавец. Хорошо, но продам я их вам, если вы угадаете загадки .

Стоит дом:

Кто в него войдет,

Тот и ум приобретет.

Что это за дом?

Дети. Школа.

Продавец

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Дети. Книжка.

Продавец

Черный Ивашка —

Деревянная рубашка.

Где носом пройдет,

Там заметку кладет.

Дети. Это карандаш.

Продавец. Молодцы, ребята, правильно разгадали загадки. За это я хочу научить вас петь короткую песенку про школьные при­надлежности.

Детям раздаются колокольчики.

Продавец и дети звоном колокольчиков передают ритмический рису­нок песенки:

Книжка, книжка, карандаш, (3 раза)

Книжка, книжка, клей.

Продавец. Ребята, отгадайте последнюю загадку:

Кулик не велик,

Сотне ребят велит:

То сядь да учись,

То встань — да разойдись.

Дети. Школьный звонок.

Продавец предлагает детям поиграть со школьным колокольчиком.

Выполняется упражнение «Я бегу, бегу, бегу» под музыку О. Боромыковой. ,

Я бегу, бегу, бегу.

Колокольчик я несу.

Колокольчик в руки дам

И на место сяду сам.

Один ребенок выполняет легкий бег, неся колокольчик с большим бантиком, передает его тому ребенку, около которого останавливает­ся, и садится на место .

Логопед и дети

Мы по лестнице шагаем Дети попеременно накрывают одну ладонь И на кухню попадаем. другой.

Удлинение речевого выдоха, координация темпа и ритма дыха­ния с темпом и ритмом музыки.

Логопед. Как вкусно пахнет на кухне!

Логопед и дети под спокойную народную мелодию поднимают голову вверх (вдох), медленно опускают вниз (выдох).'


Логопед. Расскажем, чем пахнет в столовой?

Дети. Да.

Логопед

Ах, как вкусно пахнет шашлыком.

Ах, как вкусно пахнет кашей!

Перераспределение мышечного тонуса средствами релаксации.

Логопед загадывает детям загадку про повара .

Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салат и винегреты,

Все завтраки, обеды?

Дети. Повар.

Логопед. Посмотрим вокруг: где повар?

Звучит французская народная мелодия. Дети на акцент выполняют сильное движение головой в сторону. На слабые доли возвращаются в исходное положение.

Появляется повар и вместе с детьми исполняет песню с деревянны­ми ложками «Как у наших у ребят застучали ложки в лад...».

Как у наших у ребят Застучали ложки в лад,

Туки-туки,

Ой люди,

Всем нам нравятся они.

Щи да каша —

Пища наша,

Щи да каша —

Пища наша.

После щей и после каши Дети пили простоквашу.

Ели, ели, сыты были,

Не худели, не толстели.

Логопед. Мы все купили, пообедали, теперь можно и погу­лять, побегать и попрыгать на улице.

Выполняется упражнение «Побегаем, попрыгаем» под музыку С. Со­снина .

Дети стоят в кругу, повернувшись боком к центру круга.

Такт 1. Легко бегут по кругу. Шаг на каждую четверть.

Такт 2. Подпрыгивают (3 раза) на двух ногах, мягко приземляясь.

Такты 3—8. Повторяются движения 1—2 тактов.

Ой, как мы запачкались. Давайте сходим в прачечную.

Звучит мелодия «Спокойная ходьба».

Такты 1—8. Идут вправо но кругу. Шаг спокойный, слегка пружиня­щий.

Такты 9—16. Тем же шагом идут влево.

Педагог контролирует осанку детей. Она должна быть прямой, без напряжения корпуса.

Логопед. Вот мы и в прачечной. Давайте почистим щеткой гряз­ную одежду.

Дети встают в круг, под музыку Т. Ломова «Мелодия» передают друг другу щетку, декламируя: «Ксюша, возьми» и т.д. Логопед добивается координации акцента музыки, слова и выразительного движения.

Выполняется упражнение с мячом «Что мы постирали?».

Логопед. Мы почистили и постирали одежду. Теперь она стала чистой. Можно снова поиграть. Я буду называть слова, а вы ловите мяч, если услышите в слове звук [ш].

Логопед бросает мяч каждому ребенку и произносит: шапка, кофта, юбка, штаны, футболка, брюки, шарфик. Затем логопед переставляет слоги в словах: кашап, жакпид, такоф, нышта, кибрю, каюб. Дети должны «распу­тать» слова.

Звучит русская народная музыка спокойного характера. Дети сидят на ковре в удобной позе и слушают музыку.

Логопед: Ой, ребята, посмотрите, наши сапожки порвались. Кто нам починит сапожки?

Дети: Сапожник.

Выполняется упражнение для пальчиков «Сапожник».

Дети соединяют большие пальцы правой и левой руки.

Соединяют указательные пальцы.

Соединяют средние пальцы.

Соединяют безымянные пальцы.

Соединяют мизинцы.

Трут ладошки.

- Был сапожник?


- Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!










Логопед. Пора возвращаться домой.

Логопед задает обобщающие вопросы детям и просит их нарисовать людей тех профессий, о которых говорилось на занятии. Оценивает дея­тельность каждого ребенка.

Музыкальный руководитель (поет детям). До сви-да- ни-я, де-ти!

Дети уходят в группу рисовать. Воспитатель проводит беседу с каждым ребенком о его рисунке.



26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Автаева Анна Николаева

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Курсовая работа "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений""
    ["seo_title"] => string(80) "kursovaia_rabota_razvitiie_riechi_u_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_posriedstvom_"
    ["file_id"] => string(6) "472804"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528564489"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства