Просмотр содержимого документа
«« Формирование музыкальных способностей дошкольников на традициях народной культуры»»
Администрация городской округ Саранск
Департамент по социальной политике
Управления образования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
« Формирование музыкальных способностей дошкольников на традициях народной культуры»
из опыта работы музыкального руководителя
Ежковой Е.Ю.
Саранск,2019г.
Освоение фольклорного материала оказывает мощное положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к обычаям своего народа и людям труда, прививать уважительное отношение к другим детям и взрослым, учить понимать роль семьи, свое место в семье. Кроме того, фольклорные НОД естественно переплетаются с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, физическим движением, изобразительной деятельностью и пр.
В системе музыкального дошкольного воспитания русская и мордовская традиционная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основу его национальной культуры. Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и обуславливает выбор темы настоящего опыта: « Формирование музыкальных способностей дошкольников на традициях народной культуры»
Основой моей работы стала программа О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Знакомство детей с русским народным творчеством». Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться .Кроме этой программы использую рекомендации программы «Валдоня» которая помогает приобщить детей к культурному наследию родного края-Мордовии
Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому и мордовскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности
Задачи:
Познакомить детей с предметами русского и мордовского быта и их назначением.
Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.
3. Знакомить с русским и мордовским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
4. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.
5.Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной деятельности.
Содержание работы:
- Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).
-Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей).
-Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).
-Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.
-Знакомство с русскими и мордовскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с народным творчеством:
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Чтение художественной литературы.
Использование народных песен и танцев.
Проведение народных игр.
Использование русских и мордовских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Применение игрушек и изделий народных промыслов.
Представление кукольного театра.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Рассматривание иллюстраций о русском и мордовском быте.
Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
Организованная непосредственно образовательная деятельность.
Совместная деятельность.
Праздники и развлечения.
Наблюдения в быту и природе.
Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
Организация конкурсов рисунков и поделок
Посещение тематических выставок
Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Встреча с интересными людьми.
С уверенностью можно сказать, что большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?
Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры. Для этого я обратилась к истокам народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.
В своей работе над этой темой я выдвинула следующие приоритеты:
1.Создание атмосферы национального быта.
Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
2.Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)
3.Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.
4.Знакомство с народным искусством.
5.Знакомство с русскими и мордовскими народными играми.
Поставив перед собой задачу, познакомить детей с народными традициями, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Современная семья утратила многие из старых добрых традиций, выполнявших воспитательные функции, и наша задача – найти средства взаимодействия для понимания мира ребенка. Незабываемы детьми минуты общения с родителями. Совместные участия родителей и детей в календарно-обрядовых праздниках и развлечениях, которые так нравятся детям, семейных встречах, где проходят конкурсы, ярмарки, выставки изделий прикладного искусства, вносят оживление, радость в детскую жизнь. Создавая ребенку ситуации общения, взрослые способствуют тому, что он начинает ориентироваться в происходящих событиях и получать ответы на множество вопросов, поэтому очень важна совместная работа с воспитателями групп старшего дошкольного возраста, которые имеют возможность проводить работу с детьми в группе (игры, фантазирование, игры – придумывания, народные игры, работа с народным календарем, работа в уголке по фольклору).
Как следствие, дети старшего дошкольного возраста непроизвольно включаются в подготовку праздников, а порой даже становятся активными его участниками, с интересом относятся к многовековым традициям своего народа, задают вопросы взрослым и внимательно относятся к их труду.
В связи с этим актуальным становится вопрос о поиске системы средств традиционной национальной культуры как условия для социально-нравственного развития детей в организации совместной работы музыкального руководителя, воспитателей, родителей и во взаимодействии с социумом.
В нашем детском саду созданы такие условия, которые помогают педагогам и детям погрузиться в мир русского и мордовского быта и культуры в целом. На протяжении многих лет открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции музей национального быта и культуры. Цель создания музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в музее, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Мордовии.
В группах созданы национальные уголки, где представлены книги, иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем и городом, куклы в национальных костюмах,книги по ознакомлению с русским и мордовским фольклором и декоративно-прикладным искусством.
Примерно раз в квартал вместе с воспитателями и родителями проводим досуги: знакомим детей с народными песнями, с традициями нашего региона, с деталями народного костюма. Говорим о народном календаре, о приметах и поверьях старины, слушаем народные мелодии, встречаемся с исполнителями народной песни. Так частым гостем в нашем ДОУ является ансамбль мордовской песни «Келу». Дети и взрослые играют в фольклорные игры, водят хороводы, участвуют в народных обрядах, изготавливают элементы народного костюма. Такие формы работы привлекают детей, помогают перейти на иной уровень коммуникации.
Нашдетский сад многонационален, есть даже дети-беженцы с Украины, поэтому я поставила перед собой задачу: продолжить работать в направлении поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, для этого в течение года знакомим детей с различными музыкальными культурами-это танцы, песни, игры, обряды и традиции. Считаю, что фольклор, особенно музыкальный, одно из основных средств поликультурного воспитания детей , так как он понятен малышам, доступен и,самое главное ,вызывает в ребенке яркие эмоции,эстетические чувства, формирует у детей интерес и уважение к традициям другого народа.
Фольклорный праздник становится итогом проведенной работы. Дети любят выступать перед публикой. Каждый концерт – это большая радость и творческий отчет перед родителями, педагогами и самими собой. Ребенок учится чувствовать сцену, не бояться ее, вести себя естественно и непринужденно.
В годовой план нашего ДОУ, помимо основных праздников, включены фольклорные праздники: «Посиделки на Покров», «Рождество», «Святки» «Масленица», «Троица». Русские и мордовские календарные праздники – уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов. Дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным, самобытным народным искусство Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа, на Святках поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали Масленицу, зазывали весну, закликали птиц.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры: «Жмурки», «В углы», «Салки», «У медведя во бору»,«Гуси-лебеди»,мордовские«Сараэкесэ»,Горшочек»(«Чакшкинесэ»), «Поймай мяч(«Кундыкосканть»),Бабушка»( «Бабасо» - эрз., «Баба» - мокш..)
Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, ловкость, приучают к сообразительности, вниманию. Разучиваем прибаутки, считалки, скороговорки – всё это делает процесс игры более интересным и содержательным.
В повседневной жизни использую потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Очень интересно ребятам знакомство с пословицами, поговорками, загадками, любят они и частушки, этот материал часто используем на фольклорных праздниках. Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой двух народов, научить детей ценить наследие прошлого.
Список используемой литературы:
Мы в Мордовии живём: примерный региональный модуль программы дошкольного образования/ (О. В.Бурляеваи др.).- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011г.
Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». (Сост. Е. Н. Киркина).- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2013г.
3.Хрестоматия к программе «Валдоня». Пособие для дошк. образов.учреждений РМ. Авт-сост. Киркина Е. Н. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
4.Карпушина Л. П., Абудеева Н. Б. «Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского фольклора», М-во образов. Республики Мордовия, МРИПКРО. Саранск, 1996.
4.Брыжинский В. С. «Мордовские народные игры». Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996.
5.Карпушина Л. П., Миняева Г. Н. Мордовское музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях: региональный компонент: Программа. Саранск, 2003.
6.О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 2010.