Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание на уроках музыки»
Доклад на тему «Эстетическое воспитание на уроках музыки»
Подготовила:
Учитель музыки
Звягинцева М.В.
2015-2016 учебный год
В своих уроках музыки стараюсь дать детям младшего и старшего школьного возраста эстетическое воспитание через знакомство с классической музыкой.
« Музыка одна может перенести
трепет одной души в другую»,
A.Герцен
Главные задачи:
- развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, привитие интереса и любви к ней.
- поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.
- привить детям вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду.
- познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом и т.д.
Моя задача - научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве.
Фонотеки с записью классической музыки, портреты композиторов, музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры - все это даёт возможность детям закреплять в группах полученные на занятиях знания.
Я использую музыку зарубежных, русских и советских композиторов на музыкальных занятиях практически во всех видах деятельности.
Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и даёт большой простор для фантазии.
Я практикую слушание классической музыки, начиная с начальных классов, ненавязчиво, как с установкой на её восприятие, так и без установки ( как фон) и дети эмоционально откликаются на характер музыки. Классическая музыка - очень сильный способ воздействия на ребёнка и если построить занятия увлекательно и ярко, дети заинтересуются этой прекрасной музыкой, к которой у них есть предрасположенность и вкус.
Произведения предлагаю небольшие, яркие, не очень быстрые по темпу, зная, что объем детского внимания невелик. Громкое звучание возбуждает детей, а быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. На слушание надо настроиться. Я сама слушаю внимательно, с интересом, дети видят мой настрой, тоже включаются в процесс, меньше отвлекаются.
На занятиях по слушанию музыки предлагаю детям послушать «живой звук» на фортепиано и конечно записи из нашей фонотеки. Дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому необходимо создавать максимально благоприятные условия для их развития. Я стараюсь найти в музыкальном произведении нравственную сердцевину и донести до детей.
Я убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Не надо чересчур оберегать детей от сильных переживаний. Ребенку нужна вся гамма чувств - это путь к развитию человечности.
Так же знакомлю детей со структурой музыкального произведения (песня состоит из вступления, куплета, припева, проигрыша). Учу детей различать инструментальную и оркестровую, органную и вокальную музыку. Благодаря этому дети знают такие понятия как: оркестр, балет, опера, гимн, композитор, музыкант, солист, певец, хор, а также элементарную музыкальную грамоту.
Широко использую классическую музыку для развития детского музыкального творчества. Предлагаю детям прослушать музыку (не называя композитора и названия пьесы), поделиться своими впечатлениями, пофантазировать. Затем в зависимости от ответа ребёнка, предлагаю ему исполнить этюд импровизацию или нарисовать рисунок ( то что он представил). Ведь дети рисуют себя, свое настроение и восприятие. Это не только обогащает и развивает музыкальный слух и память детей, но и помогает творческому самовыражению каждого ребёнка, воспитаний эстетического вкуса, повышения их активности и нравственного становления.
К сожалению, у нас в районе нет театра, где дети могли бы послушать «живую музыку», но к счастью есть музыкальная школа, куда наши учащиеся могут приходить, хотя не так часто, как хотелось бы, и слушать живую музыку.
Обучая на образцах прекрасного, мы взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.
Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, я не ставлю себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. Я хочу заложить частицу, доброго, светлого и чистого в сердца детей. В своей работе я стараюсь вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, научить детей слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.
Я верю, что мои уроки смогут затронуть струны детской души и сделать наших детей добрее. Именно от того, какими были первые музыкальные впечатления, во многом зависит мировосприятие человека в целом.
Классическая музыка играет важную роль в моей работе по музыкальному воспитанию детей. Музыкально-развитые дети проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно стимулирует интеллектуальное развитие ребёнка.
В своих уроках музыки стараюсь развить, а также раскрыть творческие способности учащихся.
Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
В своих уроках музыки вношу игру на музыкально – шумовых инструментах, тем самым развиваю слуховые и ритмические навыки у учащихся.
Так же с помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Моя задача научить детей понимать музыку, а для этого прежде всего необходимо развивать музыкальный слух.
Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение музыкальных шумовых инструментов обогащает музыкальные впечатления и развивает их музыкальные способности. Важно отметить то, что инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности».
Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес к занятиям музыкой.
Продолжением творческой работы на уроке, активизации познавательной деятельности является кружковая и внеклассная работа в школе . Кружок «Вдохновение».
Особое внимание уделяется работе с музыкально - одарёнными детьми. Использование на уроках музыки нестандартных ситуаций, разнообразных творческих заданий, моделирование художественно – творческого процесса помогает детям максимально самореализоваться. Считаю, что в работе с одарёнными детьми учителю необходимо «выращивать» способности каждого конкретного ребёнка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий; через подготовку к участию в классных, школьных, городских и районных концертах; привлекать к проведению предметных недель, внеклассных мероприятий.
Формами работы с одаренными детьми в нашей школе являются индивидуальные занятия, накопления записей учащихся индивидуальных номеров и выступлений в концертах. Эти записи накапливаются из года в год, а в последующем служат материалом для подготовки к сольным концертам.
Проблема овладения искусством ведения уроков остаётся одной из самых важных в работе учителя. Эффективность урока музыки определяется степенью достижения поставленной цели, реализации художественная – педагогическая идея, в силе и долговременности впечатлений, полученных на уроке от общения с музыкой и друг другом.