Просмотр содержимого документа
«Эссе "Музыкальная философия"»
ЭССЕ
«Благодаря музыке в человеке пробуждается
представление о возвышенном, величественном, прекрасном
не только в окружающем мире, но и в самом себе»
В.А.Сухомлинский
Я – учитель музыки. Среди учителей, воспитателей, учащихся и родителей часто бытует мнение, что музыка – предмет второстепенный, в некотором роде развлекательный, где дети могут отдохнуть: песню спел, пятерку получил – и никаких забот. Но мало кто задумывается, что урок музыки помимо воспитания музыкального вкуса и развития музыкальных способностей, может решать огромные по своему значению, сложнейшие задачи – формирование мировоззрения человека, его убеждений, взглядов.
Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания подрастающего поколения. Сегодня для развития музыкального образования в Казахстане делается многое: музыкальные школы, различные музыкальные кружки в школах, при Дворцах культуры, Домах детского творчества и т.п. Однако при этом разнообразие форм внешкольных занятий не может заменить систематического музыкального воспитания. Только в общеобразовательной школе на уроках музыки может осуществляться целенаправленное, планомерное, последовательное музыкальное воспитание всех детей без исключения.
Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить их к высокому музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах казахской народной, классической зарубежной и русской музыки, воспитать активных участников художественной самодеятельности школы и города, способствовать нравственному совершенствованию подрастающего поколения – таковы основные направления работы учителя музыки в школе.
Ушинский писал: «Учение – это серьезный труд, требующий волевых усилий. Но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным». Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развиваются музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, усиливаются непроизвольное внимание, сосредоточенность.
Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и не сухое вдалбливание песенного материала. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумывать, прочувствовать, освоить.
Для того чтобы дать яркий, эмоциональный, занимательный урок, я веду постоянный поиск. Работа на уроке предусматривает развитие практических навыков, усвоение информации об истории музыкальной культуры, о музыкальных инструментах, сведений о композиторах, музыкальных терминов, исполнение песен, слушание музыки.
В начальной школе – это частая смена различных видов деятельности: игры, пение, нотная грамота, физминутки, слушание музыки. Дети очень любят играть в игры-загадки: узнать какой звучит инструмент, что изображает музыка и т.д. Младшие школьники очень любят рисовать. Но, мы не просто рисуем, а играем в художников, которые прослушали музыкальное произведение и хотят красками и линиями передать его настроение и характер.
При разучивании песен большое внимание уделяю жестам, мимике. Так легче запоминаются слова, и детям исполнять песню становится интереснее. В начальном звене дети с удовольствием поют, поэтому я разучиваю большое количество песен, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
В среднем звене материал усложняется, увеличивается количество информации. Я стараюсь преподносить материал так, чтобы дети воспринимали его как часть истории своей страны и мировой истории. Чтобы новое запоминалось легче, использую различные схемы, таблицы, опорные сигналы. Не требую обязательного запоминания отдельных фактов, дат. Стараюсь научить мыслить.
Слушание музыки – один из важнейших этапов урока. Как правило, проблема состоит в том, что дети не могут ясно выражать свои мысли из-за нехватки словарного запаса. Характер музыки часто определяется несколькими словами: весело-грустно, быстро-медленно. Здесь нам на помощь приходит «Словарь эмоций», который всегда находится у детей перед глазами, над доской. Слушая произведение, дети выбирают из словаря два-три слова, которые, по их мнению, четко определяют характер прозвучавшей музыки. Постепенно они учатся говорить о музыке развернуто, не ограничиваясь двумя словами.
Одной из главных задач, как на уроке, так и во внеклассной работе остается воспитание духовно-нравственной личности, воспитание чувства патриотизма через слушание и исполнение произведений композиторов Казахстана, через обычаи и традиции, культурное наследие многонациональной страны.
Веду в школе занятия вокального класса, включающего сольное, ансамблевое и хоровое пение. Дети, занимающиеся в вокальном классе, являются активными участниками всех школьных и городских мероприятий и конкурсов.
Работу учителя музыки в школе отличает многоплановость и многопрофильность. Это объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, и хоровое пение, и ознакомление с основными музыкальными понятиями, и музыкальное творчество в различных проявлениях. Осуществление всего этого требует овладения множеством знаний и умений и может быть выполнено при условии, если учитель знает не только методику проведения урока, принципы его построения и особенности внеклассной работы, но и хорошо знает класс, состоящий из школьников с очень разными интересами и потребностями, и, самое главное, любит и понимает детей.
Если говорить о моём педагогическом кредо, то выразить его можно с помощью очень простой формулировки: «Если в глазах ребёнка отражается музыка, которую он слушает – я считаю свою педагогическую цель достигнутой». В своей работе музыкальный руководитель должен быть личностью, который воспитывает в том числе и собственным примером, а значит, воспитывая в моих питомцах чувство прекрасного, я и сама продолжаю расти духовно, что ещё раз убеждает меня в правильности выбора профессии.