Просмотр содержимого документа
«"Эпоха барокко в инструментальной музыке"»
Музыкальные инструменты сопровождают жизнь человечества с глубокой древности. Соответственно, инструментальная музыка, понимаемая, прежде всего, как результат осмысленной игры на музыкальных инструментах, имеет долгую историю. В европейской культуре этот феномен известен как минимум со времен античности. С тех пор функции инструментальной музыки в общественной музыкальной практике неоднократно изменялись и дополнялись. Постепенно формировался ее профессиональный статус, расширялась сфера применения. Сегодня уже вряд ли можно представить себе культурную жизнь без инструментальной музыки. И не только современной, но и значительно более ранней — той, которую в историческом музыкознании принято именовать старинной. В этой связи можно вспомнить, что еще в XVI столетии пьесы для лютни, клавира либо инструментального ансамбля стали играть важную роль в звуковом оформлении музыкального быта, а создаваемые для органа сочинения активно использовались при богослужении. Однако гораздо более широкое распространение в культурной жизни общества профессиональная инструментальная музыка получила уже после 1600 года. Более того, можно с уверенностью говорить о том, что именно в эпоху барокко она вышла на качественно новый уровень своего развития, чему способствовало значительное обогащение ее выразительных возможностей, во многом связанное с заметным обновлением и совершенствованием самого инструментария. Но в значительной мере это произошло из-за случившихся на рубеже XVI–XVII веков кардинальных перемен в музыкальном мышлении, которые, впрочем, оказались возможны благодаря существованию самого феномена инструментальной музыки. Именно в этой сфере творчества активно стали формироваться собственно музыкальные (не связанные со словом, танцем либо ритуальным действием) принципы организации звукового материала, специфически инструментальный (не имеющий очевидных связей с вокальной музыкой) тематизм и методы его развития, новые сугубо музыкальные композиционные принципы. Использование потенциальных технических и выразительных возможностей многоголосных (прежде всего клавишных) инструментов привело к утверждению и повсеместному распространению такого важнейшего атрибута музыкального барокко как basso continuo. Да и новый (так называемый свободный) стиль имитационной полифонии получил благодатную почву для своего развития в условиях активно развивавшейся с XVII века практики ансамблевого инструментального исполнительства, а также музицирования на многоголосных музыкальных инструментах. В эпоху барокко возникло немало новых жанров инструментальной музыки, ряд которых (прежде всего сольные и трио-сонаты, концерты, а также различного рода сюиты) оказался активно востребован, о чем, в частности, наглядно свидетельствует ното - издательская практика того времени.
Вместе с тем свое существование продолжали многие жанры, появившиеся еще в эпоху Возрождения. И если некоторые из них (например, бранль или павана) через несколько десятилетий исчезли из композиторской практики, то другие (например, токката или фантазия), напротив, активно развивались, обнаружив весьма значительный художественный потенциал, обеспечивший им более или менее стабильный композиторский интерес вплоть до настоящего времени. Существенная значимость жанров инструментальной музыки в XVII — первой половине XVIII столетия и широкое распространение барочной инструментальной музыки в исполнительской практике XX — начала XXI века, естественно, не могли не вызвать интереса к упомянутым жанрам у музыковедов-исследователей. Первые серьезные музыкально-исторические труды, затрагивающие проблематику, связанную в том числе и с барочными инструментальными жанрами, были опубликованы в первой трети XX столетия. Их создателями стали видные представители австро-немецкой музыковедческой школы — Х. Ботштибер, К. Неф и А. Шеринг. Впоследствии стали появляться монографии, уже специально ориентированные на вполне конкретные жанры инструментального барокко и их реализацию в творчестве отдельных композиторов. Авторами таких работ оказывались не только зарубежные, но и отечественные музыковеды — от Б. Л. Яворского до современных исследователей. Однако публикаций, из которых можно составить некое целостное представление о жанрах барочной инструментальной музыки, до сих пор почти нет. Разумеется, существуют классические труды обобщающего характера, такие как «Музыка в эпоху барокко от Монтеверди до Баха» М. Букофцера или «Барочная музыка» К. Палиски, но характеристика жанров инструментальной музыки той эпохи явно не была основной задачей для упомянутых авторов. И даже в немецкой многотомной серии Handbuch der musikalischen Gattungen — наиболее авторитетном из современных «профильных» изданий, имеющих непосредственное отношение к истории музыкальных жанров, далеко не все жанры инструментальной музыки XVII — первой половины XVIII века рассмотрены подробно. В центре внимания авторов этой серии оказались, прежде всего, удостоенные отдельных томов симфония, соната и концерт, а также музыка для клавишных инструментов. Что же касается отечественной литературы, то единственной работой, претендующей на целостный подход к старинной музыке (и музыке эпохи барокко в частности) продолжает оставаться опубликованный в начале 1980-х годов известный труд Т. Н. Ливановой «История западноевропейской музыки до 1789 года», содержание которого во многом уже не соответствует уровню современной музыкально-исторической науки. Тем не менее, ввиду отсутствия достойного альтернативного издания, он до сих пор исполняет обязанности учебника для студентов российских музыкальных вузов, постигающих историю музыкальной культуры XVII–XVIII столетий.
Использованная литература:
Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. М.; Л.: Музгиз, 1947;
Рабей В. Сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло. М.: Музыка, 1970;
Зейфас Н. М. Concerto grosso в музыке Генделя. М.: Музыка, 1980;
Бочаров Ю. Французская увертюра в музыке эпохи барокко. М.: Прест, 1998;
Раабен Л. Скрипичные концерты эпохи барокко и раннего классицизма. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000;
Бочаров Ю. С. Увертюра в эпоху барокко. М.: ИД «Композитор», 2005;
Епишин А. В. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. СПб.: Композитор, 2006,
Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1–2. М.: Музыка, 1982–1983.