kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по музыке в 6 классе на тему: "Инструментальный концерт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока—формирование и совершенствования новых знаний, но с учётом требований ФГОС это урок «открытия» нового знания.

Цель урока: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как

он возник, как развивался.

Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» А.Вивальди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке.
  • Развивающая: продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.
  • Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

За последнее время задачи урока музыки расширились. Всё большее значение приобретают его самообразовательная и стимулируюшая задачи.

  • Самообразовательная: развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.(самостоятельная работа в группах)
  • Стимулирующая: способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания(использование разнообразных средств обучения)
  • Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников достигается, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
  • На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.
  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по музыке в 6 классе на тему: "Инструментальный концерт" »

Управление образования администрации

Озинского муниципального района Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»

Озинского района Саратовской области


413620 Саратовская область, Озинский район, р.п. Озинки, ул. Пушкинская, д.95

Тел./факс: 8(84576) 4-10-97











Методическая разработка

ОТКРЫТОГО УРОКА



Урок музыки в 6 классе на тему: «Инструментальный концерт»





учителя музыки

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

АВИЛКИНОЙ ВИКТОРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ







2015 г.



Урок музыки в 6-м классе "Инструментальный концерт"



Тип урока—формирование и совершенствования новых знаний, но с учётом требований ФГОС это урок «открытия» нового знания.

Цель урока: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как

он возник, как развивался.

Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» А.Вивальди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке.

  • Развивающая: продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.

  • Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

За последнее время задачи урока музыки расширились. Всё большее значение приобретают его самообразовательная и стимулируюшая задачи.

  • Самообразовательная: развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.(самостоятельная работа в группах)

  • Стимулирующая: способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять , развивать свои знания(использование разнообразных средств обучения)



  • Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников достигается, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

  • На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.

  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный



стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности

  • сравнение, анализ, обобщение

  • приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, ноутбук, фонохрестоматии к учебнику «Музыка» 6 классов, музыкальные словарь В. Ражникова, распечатанные слова песни А. Ермолова «Времена года»







ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, наш урок не обычный, и поэтому давайте поприветствуем друг друга и наших гостей тоже не совсем обычно. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем:

– Здравствуйте, ребята, здравствуйте! (Постепенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия)
Ответ детей:

– Здравствуйте, учитель, здравствуйте!» (Полное повторение исходной попевки).

-Тихо, тихо сели.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Виктория Владимировна. Я преподаю музыку в первой школе р.п. Озинки. Эти 30 минут нам предстоит провести вместе. Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.

Учитель: Ребята напомните мне тему 2 полугодия:

Учащиеся: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (слайд 1)

Учитель: А что такое камерная музыка?

Учащиеся: Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории.

Учитель: Для того, чтобы понять , о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке давайте отгадаем музыкальный кроссворд. Слово спряталось по вертикали.(слайд 2 )

7.

1.


3.



5.



2.






4.


о

р

к

е

с

т

Р



в

о

к

а

л

и

з

к

а

н

т

а

т

а



ц


о

п

е

р

а


у

в

е

р

т

ю

р

а

к

6.

в

а

р

т

е

т


    1. Большой коллектив музыкантов-инструменталистов, совместно исполняющих произведение (ОРКЕСТР)

    2. Музыка, исполняемая голосом без слов на слог или гласный звук (ВОКАЛИЗ)

    3. Многочастное произведение для хора, солистов и оркестра (КАНТАТА)

    4. Музыкальный спектакль, в котором основным средством выразительности является пение (ОПЕРА)

    5. Оркестровое вступление к опере, спектаклю или самостоятельное симфоническое произведение (УВЕРТЮРА)

    6. Ансамбль из четырёх исполнителей (певцов или инструменталистов) (КВАРТЕТ)

7.(по вертикали) Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и какого либо солирующего инструмента, состоящее из 3 частей (КОНЦЕРТ)

Тема урока «Инструментальный концерт» (слайд 3)

Концерт (ит. concerto –состязание , с лат. – concerto – согласие) (слайд 4)

Учащиеся: поясняют почему такая разница в понятиях слов

Концерт — циклическое произведение для какого-либо солирующего

инструмента (фортепиано, скрипки и др.) и симфонического оркестра.

Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.

Учитель: Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко
Был создателем жанра – инструментального концерта.(слайд 5)

-Определите одним словом эпоху барокко?

Учащиеся отвечают: Причудливость.

Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.

Учитель: Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.

Цикл «Времена года»

Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все) (слайд 6)

Учитель: Перед вами на столах лежат словари эстетических эмоций В. Ражникова.

Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и послушать 1-ю часть концерта. (Звучит 1-я часть, учитель название не называет)

  • Какие чувства выражает эта музыка?

  • В какой форме написана 1-я часть концерта?

  • С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?

Учащиеся: Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц-- это весна.

Как можно охарактеризовать мелодию?

Учащиеся: Возможные ответы детей:  ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, которая исполняется оркестром  в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).

Учащиеся определяют, что это ВЕСНА!

Учитель: предлагаю прослушать фрагмент 2 части концерта (слайд 6)

  • Определите эмоциональное содержание части, темп, динамику?

  • Вслушайтесь в пассажи скрипки. Какие картины деревенского быта возникают в воображении?

Учащиеся: (возможные ответы детей) Вторая часть переносит слушателя на зеленый луг. Томная тема у скрипок вызывает в воображении поэтические картины деревенского быта: спящий пастух и ленивый лай собаки, который, по-видимому, иллюстрируют звуки альтов.

Учитель: при прослушивании 3 части концерта предлагаю вам выполнить синквейн.

(Предварительно учитель объясняет, что собой представляет эта форма работы)





СИНКВЕЙН ( 5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

(слайд 7)

ПРИМЕР:

  1. Весна.

  2. Ранняя, солнечная, долгожданная.

  3. Пришла, расцвела, разбудила.

  4. Душа полна предчувствием счастья.

  5. Благодать!

Учитель вместе с детьми определяют Принцип контраста произведения (слайд 8)

  • 1-я часть – Allegro (Пришла весна)

быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления

  • 2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам

  • 3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий



Учитель: Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.(слайд 9)

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.



Учитель: Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами:

  • во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.

  • во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни

* весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность

* зима - конец пути - старость.

В изобразительном искусстве времена года, точнее труды, главным образом сельскохозяйственные, изображались в самых разных жанрах, от скульптуры до графики.(показ репродукций Ж. Гужон. Нимфы. Рельефы «Фонтана невинных» Сандро Боттичелли «Весна» и др.) (слайд 10)

В наше современное время тоже есть произведения вокального жанра о времени года.

Прослушайте песню современного композитора Александра Ермолова «Времена Года».Определите, сколько частей в песне? (исполнение учителем), (приложение 1)

Вокально- хоровая работа над песней «Времена года» сл. и муз. Александра Ермолова.(двухчастное) Разучивание 1 куплета песни.

Выставление оценок, подведение итогов урока.




















www.ermolov.ru Приложение 1


Времена года



Белый снег за окном

Кружит неторопливо,

Белоснежным ковром

Покрывая долины.


Но приходит весна,

Разливаясь в капелях,

И звучат птичьих стай

Музыкальные трели.


Припев: В любые дни календаря

Под лучезарным небосводом

Стоять и наслаждаться я

Могу в любое время года.


Мне улыбается заря,

Меня приветствует природа.

Наверно, потому что я,

Люблю любое время года.

Наверно, потому что я,

Люблю любое время года.


На сырую траву

У берёз и у сосен

Разбросает листву

Золотистая осень.


И холодной зимой,

И в дождливое лето,

И в морозы, и в зной

Так прекрасна планета!


Припев (2 раза)


(Муз. и сл. Александра Ермолова)





Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитораАнтонио Вивальди — одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

1. Allegro. Пришла весна

2. Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Сонет:

    Весна грядёт! И радостною песней
    Полна природа. Солнце и тепло,
    Журчат ручьи. И праздничные вести
    Зефир разносит, точно волшебство.   

    Вдруг набегают бархатные тучи,
    Как благовест звучит небесный гром.
    Но быстро иссякает вихрь могучий,
    И щебет вновь плывет в пространстве голубом.   

    Цветов дыханье, шелест трав,
    Полна природа грёз.
    Спит пастушок, за день устав,
    И тявкает чуть слышно пёс.   

    Пастушеской волынки звук
    Разносится гудящий над лугами,
    И нимф танцующих волшебный круг
    Весны расцвечен дивными лучами.

Весна (первая часть) открывается звуками ликования – пением птиц и журчанием родника, затем вдруг слышатся раскаты грома, но вскоре настроение праздника возвращается.

Вторая часть переносит слушателя на зеленый луг. Томная тема у скрипок вызывает в воображении поэтические картины деревенского быта: спящий пастух и ленивый лай собаки, который, по-видимому, иллюстрируют звуки альтов.

Третья часть – это пасторальный танец. Начальная тема рисунком мелодии напоминает звучание волынки, и, вслед за тем, солист опять возвращается к светлому праздничному настроению.

КАРТИНА САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ «ВЕСНА»

На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая(«Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.

Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по музыке в 6 классе на тему: "Инструментальный концерт"

Автор: Авилкина Виктория Владимировна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по музыке для УМК «Школа 2100» по теме «Музыкальное состязание» "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-muzykie-dlia-umk-shkola-2100-po-tiemie-muzykal-noie-sostiazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "192031"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427391829"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по ФГОС "Патетическая соната" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-fgos-patietichieskaia-sonata"
    ["file_id"] => string(6) "187060"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426446962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства