Исследовательская работа по музыке на тему «Символы в музыке» («Токката и фуга ре минор» И.С. Бах)
Исследовательская работа по музыке на тему «Символы в музыке» («Токката и фуга ре минор» И.С. Бах)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Текст по защите исследовательской работы по музыке на тему:
«Символы в музыке»
(«Токката и фуга ре минор» И.С. Баха)
Выполнил: Капля Семён
ученик 8в класса
Научный руководитель: Вакуленко Г.А.
2019
Музыка Иоганна Себастьяна Баха звучит в наше время, восхищая и потрясая слушателей своей грандиозностью и масштабностью. Однако мало, кто знает и понимает содержание его произведений. Обучаясь в музыкальной школе, я часто сталкиваюсь с таким понятием, как «символика» в музыке Баха. На мой взгляд, данная тема актуальна в настоящее время, потому что музыкальный символизм - это огромный загадочный мир, который хотелось бы постигнуть.
Цель моего исследования: на примере анализа «Токкаты и фуги ре минор» Баха доказать, что в музыке эпохи «барокко» символика имеет большое значение. Данная цель предопределила решение следующих задач.
1.Узнать значение понятий «символ», «музыкально-риторические фигуры» в музыке и выяснить их значение в эпоху «барокко».
2.Проанализировать «Токкату и фугу ре минор» И.С. Баха, найти в сочинении символы и риторические фигуры, дать их расшифровку.
3. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.
4. Подготовить презентацию для защиты работы.
Моя Гипотеза: музыка Баха – это язык музыкальных символов эпохи «барокко».
Из энциклопедии я узнал, что слово символ переводится как знак, пароль, эмблема, а смысл знака раскрывается через его интерпретацию. То есть, чтобы понять символ надо постараться его объяснить.На слайде вы видите символы, которые всем понятны.
Один из важнейших символов у Баха – символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот.Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. Фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок.
Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. Такие мелодические обороты называются музыкально-риторические фигуры.
Я попытался расшифровать музыкальную символику «Токкаты и фуги ре минор». Произведение написано в тональности ре минор. Это скорбная, печальная тональность.
Токката Баха — это разлив импровизации. Бах отводит ей роль вступления, она создает атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката — грандиозное вступление к фуге, которая как монументальное здание вырастает на наших глазах.
(Фрагмент «Токкаты» начало)
Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напоминает колокольный звон.
(Фрагмент «Фуги» начало)
Только она отзвучала, ее подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе в еще более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трех голосов мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырех голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не прошло и минуты, а как уже выросло это музыкальное здание.
В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между ее проведениями он располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.
В репризе тема звучит в основной тональности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вершины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет!
(Фрагмент «Фуги» конец)
Еще одна импровизация. Фуга заканчивается яркими мажорными аккордами. Это означает, что в конце пути людей ждёт радость. Вот как великий музыкант-архитектор возводит здание своей фуги.
Анализируя нотный текст, я нашёл следующие изобразительные музыкальнориторические фигуры: восхождение, нисхождение, вращение, бег, фигура креста, страдание Иисуса после распятия. Есть восходящие звуки и благозвучный аккорд– восхождение в Рай, восхваление Творца. Движениевниз с хроматическими ходами – покаяние с ощущением острой боли, печали.Это означает близкий конец, завершение жизни. В токкате и в фуге много опеваний, мелодия кружится на одном месте, символизируя круг, замкнутость, безвыходность.
Большую смысловую нагрузку несут паузы. Их в токкате и фуге немало и над многими стоят ферматы, означающие удлинение. Такие длинные и частые паузы передают волнение, подготавливают к дальнейшему восприятию музыки.
Символично меняются темпы. Токката начинается с медленного темпа adagio, а уже над третьим тактом стоит prestissimo - самый быстрый темп в музыке. В результате такой смены темпов получается круг – символ безысходности судьбы, смерти Христа, но и символ вечности, воскресения сына Бога.Между сменами темпов и человеческой речью можно провести аналогию. Как будто человек пытается что-то быстро сказать, но его голос сбивается.
Интересна числовая символика. В токкате 29 тактов, его цифровой корень – 2 - символ Бога и Человека. В фуге - 111 тактов, его цифровой корень 3 – символ Троицы, все произведение 140 тактов, его цифровой корень 5 – Христос и 4 евангелиста. Тема фуги построена на 7 белых клавишах и 1 черной гармонической ступени – 7 - символ 7 даров Святого Духа,а 7+1= 8 – символ смерти, бесконечности. В конце произведения тонический аккорд звучит у 11 голосов – 1+1= 2 это опять символ Бога и Человека.
Итак, исследовав «Токкату и фугу ре-минор» Баха, я выяснил, что в эпоху барокко большинство людей были верующими. Люди той эпохи слушали музыку иначе, чем мы. Смысл музыки они связывали с темами и сюжетами Библии, то есть воспринимали музыку как понятную речь. Анализ нотного текста показал, что в этом сочинении все музыкально-риторические фигуры можно классифицировать как изобразительные и выразительные. Числовая символика тесно связана с именем и делами Иисуса Христа. В произведении Баха зашифрованы фрагменты событий из Библии, они буквально «нарисованы» с помощью нот. Значит, мир музыки Баха раскрывается через музыкальную символику.
Это полностью доказывает верность моей гипотезы:музыка Баха – это язык музыкальных символов эпохи «барокко».
Исследование помогло мне глубже понять гениальную музыку Баха. Моя работа будет иметь практическое применение, так как эту информацию можноиспользовать на уроках музыки в 6 классе при изучении этого произведения Баха.
Спасибо за внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по музыке на тему «Символы в музыке» («Токката и фуга ре минор» И.С. Бах)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Текст по защите исследовательской работы по музыке на тему:
«Символы в музыке»
(«Токката и фуга ре минор» И.С. Баха)
Выполнил: Капля Семён
ученик 8в класса
Научный руководитель: Вакуленко Г.А.
2019
Музыка Иоганна Себастьяна Баха звучит в наше время, восхищая и потрясая слушателей своей грандиозностью и масштабностью. Однако мало, кто знает и понимает содержание его произведений. Обучаясь в музыкальной школе, я часто сталкиваюсь с таким понятием, как «символика» в музыке Баха. На мой взгляд, данная тема актуальна в настоящее время, потому что музыкальный символизм - это огромный загадочный мир, который хотелось бы постигнуть.
Цель моего исследования: на примере анализа «Токкаты и фуги ре минор» Баха доказать, что в музыке эпохи «барокко» символика имеет большое значение. Данная цель предопределила решение следующих задач.
1.Узнать значение понятий «символ», «музыкально-риторические фигуры» в музыке и выяснить их значение в эпоху «барокко».
2.Проанализировать «Токкату и фугу ре минор» И.С. Баха, найти в сочинении символы и риторические фигуры, дать их расшифровку.
3. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.
4. Подготовить презентацию для защиты работы.
Моя Гипотеза: музыка Баха – это язык музыкальных символов эпохи «барокко».
Из энциклопедии я узнал, что слово символ переводится как знак, пароль, эмблема, а смысл знака раскрывается через его интерпретацию. То есть, чтобы понять символ надо постараться его объяснить.На слайде вы видите символы, которые всем понятны.
Один из важнейших символов у Баха – символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот.Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. Фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок.
Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. Такие мелодические обороты называются музыкально-риторические фигуры.
Я попытался расшифровать музыкальную символику «Токкаты и фуги ре минор». Произведение написано в тональности ре минор. Это скорбная, печальная тональность.
Токката Баха — это разлив импровизации. Бах отводит ей роль вступления, она создает атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката — грандиозное вступление к фуге, которая как монументальное здание вырастает на наших глазах.
(Фрагмент «Токкаты» начало)
Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напоминает колокольный звон.
(Фрагмент «Фуги» начало)
Только она отзвучала, ее подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе в еще более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трех голосов мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырех голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не прошло и минуты, а как уже выросло это музыкальное здание.
В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между ее проведениями он располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.
В репризе тема звучит в основной тональности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вершины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет!
(Фрагмент «Фуги» конец)
Еще одна импровизация. Фуга заканчивается яркими мажорными аккордами. Это означает, что в конце пути людей ждёт радость. Вот как великий музыкант-архитектор возводит здание своей фуги.
Анализируя нотный текст, я нашёл следующие изобразительные музыкальнориторические фигуры: восхождение, нисхождение, вращение, бег, фигура креста, страдание Иисуса после распятия. Есть восходящие звуки и благозвучный аккорд– восхождение в Рай, восхваление Творца. Движениевниз с хроматическими ходами – покаяние с ощущением острой боли, печали.Это означает близкий конец, завершение жизни. В токкате и в фуге много опеваний, мелодия кружится на одном месте, символизируя круг, замкнутость, безвыходность.
Большую смысловую нагрузку несут паузы. Их в токкате и фуге немало и над многими стоят ферматы, означающие удлинение. Такие длинные и частые паузы передают волнение, подготавливают к дальнейшему восприятию музыки.
Символично меняются темпы. Токката начинается с медленного темпа adagio, а уже над третьим тактом стоит prestissimo - самый быстрый темп в музыке. В результате такой смены темпов получается круг – символ безысходности судьбы, смерти Христа, но и символ вечности, воскресения сына Бога.Между сменами темпов и человеческой речью можно провести аналогию. Как будто человек пытается что-то быстро сказать, но его голос сбивается.
Интересна числовая символика. В токкате 29 тактов, его цифровой корень – 2 - символ Бога и Человека. В фуге - 111 тактов, его цифровой корень 3 – символ Троицы, все произведение 140 тактов, его цифровой корень 5 – Христос и 4 евангелиста. Тема фуги построена на 7 белых клавишах и 1 черной гармонической ступени – 7 - символ 7 даров Святого Духа,а 7+1= 8 – символ смерти, бесконечности. В конце произведения тонический аккорд звучит у 11 голосов – 1+1= 2 это опять символ Бога и Человека.
Итак, исследовав «Токкату и фугу ре-минор» Баха, я выяснил, что в эпоху барокко большинство людей были верующими. Люди той эпохи слушали музыку иначе, чем мы. Смысл музыки они связывали с темами и сюжетами Библии, то есть воспринимали музыку как понятную речь. Анализ нотного текста показал, что в этом сочинении все музыкально-риторические фигуры можно классифицировать как изобразительные и выразительные. Числовая символика тесно связана с именем и делами Иисуса Христа. В произведении Баха зашифрованы фрагменты событий из Библии, они буквально «нарисованы» с помощью нот. Значит, мир музыки Баха раскрывается через музыкальную символику.
Это полностью доказывает верность моей гипотезы:музыка Баха – это язык музыкальных символов эпохи «барокко».
Исследование помогло мне глубже понять гениальную музыку Баха. Моя работа будет иметь практическое применение, так как эту информацию можноиспользовать на уроках музыки в 6 классе при изучении этого произведения Баха.