kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по музыке на тему «Символы в музыке» («Токката и фуга ре минор» И.С. Бах)

Нажмите, чтобы узнать подробности

           

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

 

Текст по защите исследовательской работы по музыке на тему:

«Символы в музыке»

(«Токката и фуга ре минор» И.С. Баха)

 

Выполнил: Капля Семён

ученик  8в класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.

 

2019

Музыка Иоганна Себастьяна Баха звучит в наше время, восхищая и потрясая слушателей своей грандиозностью и масштабностью. Однако мало, кто знает и понимает содержание его произведений. Обучаясь в музыкальной школе, я часто сталкиваюсь с таким понятием, как «символика» в музыке Баха. На мой взгляд, данная тема актуальна в настоящее время, потому что музыкальный символизм - это огромный загадочный мир, который хотелось бы постигнуть.

Цель моего исследования: на примере анализа «Токкаты и фуги ре минор» Баха доказать, что в музыке эпохи «барокко» символика имеет большое значение. Данная цель предопределила решение следующих задач.

1.Узнать значение понятий «символ», «музыкально-риторические фигуры» в музыке и выяснить их значение в эпоху «барокко».

2.Проанализировать «Токкату и фугу ре минор» И.С. Баха, найти в сочинении символы и риторические фигуры, дать их расшифровку.

3. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.

4. Подготовить презентацию для защиты работы.

Моя Гипотеза: музыка Баха – это язык музыкальных символов эпохи «барокко».

Из энциклопедии я узнал, что слово символ  переводится как знак, пароль, эмблема, а смысл знака раскрывается через его интерпретацию. То есть, чтобы понять символ надо постараться его объяснить. На слайде вы видите символы, которые всем понятны.  

Один из важнейших символов у Баха  – символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. Фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок.

Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. Такие мелодические обороты называются музыкально-риторические фигуры.

Я попытался расшифровать музыкальную символику «Токкаты и фуги ре минор». Произведение  написано в тональности ре минор. Это скорбная, печальная тональность.

Токката Баха — это разлив импровизации. Бах отводит ей роль вступления, она создает атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката — грандиозное вступление к фуге, ко­торая как монументальное здание вырастает на наших глазах.

 (Фрагмент «Токкаты» начало)

Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напомина­ет колокольный звон.

(Фрагмент «Фуги» начало)

Только она отзвучала, ее подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе в еще более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трех голо­сов мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырех голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не про­шло и минуты, а как уже выросло это музы­кальное здание.

В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между ее проведениями он располагает новые интерме­дии. Они очень похожи на галереи, соединяю­щие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.

В репризе тема звучит в основной тональ­ности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вер­шины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет!

(Фрагмент «Фуги» конец)

Еще одна импровизация. Фуга заканчива­ется яркими мажорными аккордами. Это означает, что в конце пути людей ждёт радость. Вот как великий музыкант-архитектор возводит здание своей фуги.

Анализируя нотный текст, я нашёл следующие изобразительные музыкальнориторические фигуры: восхождение, нисхождение, вращение, бег, фигура креста, страдание Иисуса после распятия. Есть восходящие звуки и благозвучный аккорд восхождение в Рай, восхваление Творца. Движение вниз с хроматическими ходами – покаяние с ощущением острой боли, печали. Это означает близкий конец, завершение жизни. В токкате и в фуге много опеваний, мелодия кружится на одном месте, символизируя круг, замкнутость, безвыходность.

Большую смысловую нагрузку несут паузы. Их в токкате и фуге немало и над многими  стоят ферматы, означающие удлинение. Такие длинные и частые паузы передают волнение, подготавливают к дальнейшему восприятию музыки.

Символично меняются темпы. Токката начинается с медленного темпа adagio, а уже над третьим тактом стоит prestissimo - самый быстрый темп в музыке. В результате такой смены темпов получается круг – символ безысходности судьбы, смерти Христа, но и символ вечности, воскресения сына Бога. Между сменами темпов и человеческой речью можно провести аналогию. Как будто человек пытается что-то быстро сказать, но его голос сбивается.

Интересна числовая символика. В токкате 29 тактов, его цифровой корень – 2 - символ Бога и Человека. В фуге  - 111 тактов, его цифровой корень 3 – символ Троицы, все произведение 140 тактов, его цифровой корень 5 – Христос и 4 евангелиста. Тема фуги построена на 7 белых клавишах и 1 черной гармонической ступени – 7 - символ 7 даров Святого Духа, а 7+1= 8 – символ смерти, бесконечности. В конце произведения тонический аккорд звучит у 11 голосов – 1+1= 2 это опять символ Бога и Человека.

Итак, исследовав «Токкату и фугу ре-минор» Баха, я выяснил, что в эпоху барокко большинство людей были верующими. Люди той эпохи слушали музыку иначе, чем мы. Смысл музыки они связывали с темами и сюжетами Библии, то есть воспринимали музыку как понятную речь. Анализ нотного текста показал, что в этом сочинении все музыкально-риторические фигуры можно классифицировать как изобразительные и выразительные. Числовая символика тесно связана с именем и делами Иисуса Христа. В произведении Баха зашифрованы фрагменты событий из Библии, они бук­вально «нарисованы» с помощью нот. Значит, мир музыки Баха раскрывается через музыкальную символику.

Это полностью доказывает верность моей гипотезы: музыка Баха – это язык музыкальных символов эпохи «барокко».

Исследование помогло мне глубже понять гениальную музыку Баха. Моя работа будет иметь практическое применение, так как эту информацию можно использовать на уроках музыки в 6 классе при изучении этого произведения Баха.

Спасибо за внимание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по музыке на тему «Символы в музыке» («Токката и фуга ре минор» И.С. Бах)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1






Текст по защите исследовательской работы по музыке на тему:

«Символы в музыке»

(«Токката и фуга ре минор» И.С. Баха)





Выполнил: Капля Семён

ученик 8в класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.




2019

Музыка Иоганна Себастьяна Баха звучит в наше время, восхищая и потрясая слушателей своей грандиозностью и масштабностью. Однако мало, кто знает и понимает содержание его произведений. Обучаясь в музыкальной школе, я часто сталкиваюсь с таким понятием, как «символика» в музыке Баха. На мой взгляд, данная тема актуальна в настоящее время, потому что музыкальный символизм - это огромный загадочный мир, который хотелось бы постигнуть.

Цель моего исследования: на примере анализа «Токкаты и фуги ре минор» Баха доказать, что в музыке эпохи «барокко» символика имеет большое значение. Данная цель предопределила решение следующих задач.

1.Узнать значение понятий «символ», «музыкально-риторические фигуры» в музыке и выяснить их значение в эпоху «барокко».

2.Проанализировать «Токкату и фугу ре минор» И.С. Баха, найти в сочинении символы и риторические фигуры, дать их расшифровку.

3. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.

4. Подготовить презентацию для защиты работы.

Моя Гипотеза: музыка Баха – это язык музыкальных символов эпохи «барокко».

Из энциклопедии я узнал, что слово символ переводится как знак, пароль, эмблема, а смысл знака раскрывается через его интерпретацию. То есть, чтобы понять символ надо постараться его объяснить. На слайде вы видите символы, которые всем понятны.

Один из важнейших символов у Баха – символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. Фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок.

Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. Такие мелодические обороты называются музыкально-риторические фигуры.

Я попытался расшифровать музыкальную символику «Токкаты и фуги ре минор». Произведение написано в тональности ре минор. Это скорбная, печальная тональность.

Токката Баха — это разлив импровизации. Бах отводит ей роль вступления, она создает атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката — грандиозное вступление к фуге, ко­торая как монументальное здание вырастает на наших глазах.

(Фрагмент «Токкаты» начало)

Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напомина­ет колокольный звон.

(Фрагмент «Фуги» начало)

Только она отзвучала, ее подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе в еще более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трех голо­сов мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырех голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не про­шло и минуты, а как уже выросло это музы­кальное здание.

В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между ее проведениями он располагает новые интерме­дии. Они очень похожи на галереи, соединяю­щие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.

В репризе тема звучит в основной тональ­ности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вер­шины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет!

(Фрагмент «Фуги» конец)

Еще одна импровизация. Фуга заканчива­ется яркими мажорными аккордами. Это означает, что в конце пути людей ждёт радость. Вот как великий музыкант-архитектор возводит здание своей фуги.

Анализируя нотный текст, я нашёл следующие изобразительные музыкальнориторические фигуры: восхождение, нисхождение, вращение, бег, фигура креста, страдание Иисуса после распятия. Есть восходящие звуки и благозвучный аккорд восхождение в Рай, восхваление Творца. Движение вниз с хроматическими ходами – покаяние с ощущением острой боли, печали. Это означает близкий конец, завершение жизни. В токкате и в фуге много опеваний, мелодия кружится на одном месте, символизируя круг, замкнутость, безвыходность.

Большую смысловую нагрузку несут паузы. Их в токкате и фуге немало и над многими стоят ферматы, означающие удлинение. Такие длинные и частые паузы передают волнение, подготавливают к дальнейшему восприятию музыки.

Символично меняются темпы. Токката начинается с медленного темпа adagio, а уже над третьим тактом стоит prestissimo - самый быстрый темп в музыке. В результате такой смены темпов получается круг – символ безысходности судьбы, смерти Христа, но и символ вечности, воскресения сына Бога. Между сменами темпов и человеческой речью можно провести аналогию. Как будто человек пытается что-то быстро сказать, но его голос сбивается.

Интересна числовая символика. В токкате 29 тактов, его цифровой корень – 2 - символ Бога и Человека. В фуге - 111 тактов, его цифровой корень 3 – символ Троицы, все произведение 140 тактов, его цифровой корень 5 – Христос и 4 евангелиста. Тема фуги построена на 7 белых клавишах и 1 черной гармонической ступени – 7 - символ 7 даров Святого Духа, а 7+1= 8 – символ смерти, бесконечности. В конце произведения тонический аккорд звучит у 11 голосов – 1+1= 2 это опять символ Бога и Человека.

Итак, исследовав «Токкату и фугу ре-минор» Баха, я выяснил, что в эпоху барокко большинство людей были верующими. Люди той эпохи слушали музыку иначе, чем мы. Смысл музыки они связывали с темами и сюжетами Библии, то есть воспринимали музыку как понятную речь. Анализ нотного текста показал, что в этом сочинении все музыкально-риторические фигуры можно классифицировать как изобразительные и выразительные. Числовая символика тесно связана с именем и делами Иисуса Христа. В произведении Баха зашифрованы фрагменты событий из Библии, они бук­вально «нарисованы» с помощью нот. Значит, мир музыки Баха раскрывается через музыкальную символику.

Это полностью доказывает верность моей гипотезы: музыка Баха – это язык музыкальных символов эпохи «барокко».

Исследование помогло мне глубже понять гениальную музыку Баха. Моя работа будет иметь практическое применение, так как эту информацию можно использовать на уроках музыки в 6 классе при изучении этого произведения Баха.

Спасибо за внимание.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вакуленко Галина Александровна

Дата: 09.06.2019

Номер свидетельства: 514095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Презентация к исследованию по музыке на тему «Символы в музыке» («Токката и фуга ре минор» И.С. Бах)"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_issledovaniiu_po_muzyke_na_temu_simvoly_v_muzyke_tokkata_i_fuga_"
    ["file_id"] => string(6) "514097"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1560090502"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства