Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Работа над аккомпанементом"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1»
поселка Ключи Усть – Камчатского муниципального района.
Доклад на тему:
«Работа над аккомпанементом»
Выполнила: Смирнова Т.М.
Преподаватель по классу фортепиано.
п. Ключи 2019год.
Содержание.
1.Введение.
2.Основные цели изучения аккомпанемента.
3.Выбор репертуара.
4.Основные принципы работы над музыкальным произведением.
5.Основные этапы работы над музыкальным произведением.
6.Заключение.
7.Список используемой литературы.
Введение.
Основной целью изучения аккомпанемента в музыкальной школе является подготовка учащегося для самостоятельного и творческого ознакомления с нотной литературой, для аккомпанирования по нотам солистам (вокалисту, инструменталисту,хору). Аккомпанемент традиционно воспринимается как предмет для учащихся – пианистов. Также к аккомпанирующим инструментам можно отнести гитару, гармонь, баян, аккордеон.
Аккомпанемент (от французского – сопровождать) – это музыкальное сопровождение сольной партии. Может быть инструментальным и вокальным.
Аккомпанемент появился в конце XVIв. в виде генерал- баса, обеспечивающего солирующую мелодию поддержкой баса и дополняющих гармонию подчинённых голосов, которые импровизировались по партиям цифрованного баса. С 60-х годов XVIIIв. такой аккомпанемент стал вытеснять аккомпанемент, который полностью выписывали композиторы. Он назывался «облигатным», т.е. обязательным, не допускающим каких-либо импровизационных разночтений.
О пользе в приобретении навыков аккомпанирования говорить не приходится, чем раньше ученик научится слышать соотношение солирующей и аккомпанирующей партии - тем активнее будет его слуховое восприятие. Мелодия и аккомпанемент - так ли это для пианиста незнакомо? Сколько музыкальных произведений ученик сыграл, в которых на привычных двух нотных строчках размещалась мелодия с аккомпанементом: мелодия – в правой руке, вверху, аккомпанемент – в левой руке, внизу. Мелодия и аккомпанемент звучали в одном тембре рояля, а теперь в классе аккомпанемента к звуку рояля присоединится другой тембр.
Основные цели изучения аккомпанемента.
К основным целям для изучения аккомпанемента можно отнести следующие пункты:
1.Подготовка учащегося для самостоятельного и творческого ознакомления с нотной литературой, происходит знакомство с лучшими образцами русской и зарубежной классики, произведениями современных авторов.
2.Умение аккомпанировать по нотам любому из возможных солистов (вокалисту, инструменталисту, хору).
3.Приобретение навыков активной самостоятельной деятельности;
4.Развитие творческих и музыкальных способностей учащихся, заставляют концентрировать внимание и учат слышать солиста, воспитывают вкус и расширяют кругозор
К основной задаче изучения данного предмета является совместное музицирование. Воспитание чувства партнёрства, сопереживания и ответственности, овладение необходимыми теоретическими знаниями. Формирование практических умений и навыков аккомпанирования, воспитания художественного вкуса, чувства стиля. Ознакомление ученика с огромным количеством разножанрового учебного материала, расширить возможности концертных выступлений в школе, дома, в кругу друзей.
Выбор репертуара.
Аккомпанемент начинают изучать в старших классах. Основу репертуара в классе аккомпанемента составляет русская и зарубежная классика, произведения современных русских и зарубежных композиторов, обработки народных произведений, пьесы различных стилей и жанров.
При выборе репертуара преподаватель по специальности отталкивается от предлагаемых учебных пособий концертмейстера, с учетом его исполнительских способностей. При дальнейшем выборе произведений преподаватель по специальности учитывает не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера своего учащегося: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если спокойному и медлительному ученику предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. В репертуар включать такие произведения и исполнять стоит, на зачет лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному надо выбирать более сдержанные произведения. Необходимо поддерживать стремление учащегося играть то или иное произведение, даже не соответствующему уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит – оно отвечает его эмоциональному состоянию. Понятно, что такой репертуар является ознакомительным.
В работе над репертуаром педагог – концертмейстер (иллюстратор) может добиваться различной степени завершённости исполнения произведения. Постепенное и последовательное усложнение инструментального репертуара обеспечивает развитие слуховой ориентации и необходимых навыков аккомпанемента у учащегося. В зависимости от одаренности ученика применяются различные методы работы. Пути здесь многочисленные, неизменное правило - одно: учебный материал следует располагать по возрастающей трудности.
Основные принципы работы над музыкальным произведением.
Основная задача учащегося в работе над произведением:
Необходимость видеть и следить за мелодией солиста.
Слушать и понимать солиста.
Одинаковые ощущения характера и темпа произведения.
Прежде чем приступить к совместной работе – к сыгрыванию, преподаватель по специальности с учащимся работает поэтапно над музыкальным произведением и отрабатывает следующее:
1. Разбор формы;
2.Особенности изложения;
3.Характер звучания;
4.Смысл музыкального содержания;
5.Работа над аппликатурой;
6.Осмысленным исполнением работы над текстом;
7.Штрихами;
8.Динамическими оттенками;
Слуховой контроль ученика будет более ответственным, а ансамблевая игра с солистом более слаженной тогда, когда будет изучена, партия солиста. Точное знание сольной партии - необходимое условие для совместного - ансамблевого исполнения и 50% успеха. Партию солиста нужно не только знать, но суметь сыграть её, выразительно передать все точности настроения. Вместе с тем, учащийся приобретает опыт чисто специфических особенностей солиста: брать в определённых местах дыхание, допевать и дослушивать фразы до конца, выдерживать ферматы, паузы, поддерживать необходимый звуковой баланс, соотносить характер, темп, кульминации в аккомпанементе. Очень важно научить ученика умению следить одновременно за строчкой солиста и басовым сопровождением, чтобы в нужный момент уметь «поймать» солиста в любом такте произведения. Это – трудная задача, необходимо здесь быстро ориентироваться в тексте, охватывая весь музыкальный материал, суметь скоординировать мелодию солиста со всей фактурой аккомпанемента.
Начиная работу с концертмейстером (иллюстратором) учащийся, пройдя первоначальный этап со своим педагогам более отзывчив на выполнение той или иной задачей который ставит перед ним непосредственно солист и работа над произведением становится более целостной и без проблемной. Зачастую при первом исполнении с солистом ученик, зная хорошо свою партию, теряется, его внимание раздваивается, так как появляется новая тембровая окраска, другой ритмический рисунок в сольной партии, и он боится ошибиться. Ученик останавливается и повторяет. Для того чтобы исчезло это напряжение, концертмейстеру (иллюстратору) не нужно препятствовать остановкам. В дальнейшей работе над музыкальным произведением ставить перед учащимся задачу — доиграть до конца, чтобы не произошло. Фортепиано, как сопровождающий инструмент, должно звучать чуть слабее партии солиста. Какова бы ни была динамическая шкала в произведении, звуковой баланс необходимо соблюдать.
Особое внимание надо уделять фортепианному вступлению. Ученик сразу определяет общий темп. Он должен мысленно пропеть первые такты партии соло в пределах фразы, в условленном с солистом темпе. Вступление играть выразительно, образно. Если нет вступления, то нужно посмотреть на солиста и уловить заранее обговоренный жест и вступить вместе с ним. Также зрительный контроль обязателен при окончании музыкального произведения, снятие вместе, если нет заключительной партии в аккомпанементе. Звукоизвлечения концертмейстера – ученика должно приблизиться к четкости звукоизвлечения солирующего инструмента. Необходимо постоянно расширять музыкальный кругозор, чтобы наиболее точно и выразительно воплощать мысли композитора. Только так можно заинтересовать современного ученика и прийти к верному пониманию исполнения музыкальных произведений, которые предстоит оттачивать в совместном творческом союзе далее на уроках.
Основные этапы работы над музыкальным произведением.
Первый этап – работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа. Задачей этого этапа является создание музыкально – слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.
Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, к которой относится:
1. Отработка трудностей;
2. Применение пианистических приемов;
3. Подбор удобной аппликатуры;
4. Умение пользоваться педалью;
5. Держать темп;
6. Выразительность динамики;
7. Точная фразировка;
Уверенное исполнение учащимся будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной своей партии.
Третий этап – работа с солистом предполагает уверенное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнера. Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать солиста при совместном музицировании.
Четвертый этап – рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкально – исполнительского образа. Основной целью является создание единого музыкально-художественного образа.
Концертное, конкурсное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной совместной работы над музыкальным произведением. Главная цель: совместно раскрыть музыкально – художественный замысел произведения.
Заключение.
Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей учащегося. С самых первых шагов, ученику необходимо играть в ансамбле. Игра с инструменталистом развивает с самого начала «чувство партнерства». Всё это является мощным стимулом для развития музицирования.
Занятия аккомпанементом позволяют значительно расширить репертуарные рамки музыканта и разнообразно проявить себя в общении с инструментом. Формировать интерес у учащихся к особому, увлекательному виду творчества – аккомпанированию голосу или какому – либо инструменту. На уроках аккомпанемента учащиеся знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями, приёмами звукоизвлечения, учатся различать тембры голосов, узнают их диапазон, звуковые (силовые) возможности и особенности, знакомятся с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной и вокальной музыки.
Список используемой литературы.
1. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - Классика-XXI,
2.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», М.Советский композитор, 1989г.
3.Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», М. Музыка, 1987год. 2002. – 192 с.