kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "История развития духовной музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Содержание такой музыки является источником нравственности и гармонии. Также она служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она обращает  к совести, добру, красоте, внутренней дисциплине. Способствует развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе,  воспитывает чувство красоты, гармонии, взывает к совести и милосердию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "История развития духовной музыки"»

Ломакина Евгения Александровна, учитель музыки и МАОУ «Лицей №3 им. А. С. Пушкина»

История развития духовной музыки

Духовность – важнейший аспект в жизни каждого человека. В. Даль дал определение духовного: «…все, относящееся к Богу, Церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля»1. Духовность рассматривается как выражение стремление человека к высшим, надприродным ценностям, которые сопряжены с конкретным человеческим существованием и всегда находят проявление в духовной жизни индивида.

Возможности духовного развития содержатся в таком огромном пласте музыкальной культуры как духовная музыка. Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Содержание такой музыки пробуждает устремленность к Добру и Свету, является источником нравственности и гармонии.

Духовному возрождению, наступившему в конце XX века, предшествовал мощный расцвет сакрального искусства в начале столетия и связан он с блестящими творениями А.Гречанинова, А.Кастальского, П.Чеснокова, К.Шведова и С.Рахманинова.

В условиях возрождения в XX веке, духовная музыка оставалась одним из важнейших источников формирования профессиональной музыки, что повлекло за собой развитие еще большего интереса к данной области.

Актуальность заявленного положения подтверждается и в настоящее время, тем, что проявляется в творчестве целого ряда современных композиторов, создающих произведения в жанрах духовной музыки. Произведения духовной музыки - величайшие памятники музыкальной и духовной культуры, национальной культуры России в целом.

Объектом нашего анализа станет музыка тех композиторов, которые пишут не только для храмов, но и творят в других направлениях: В.Агафонников, Ю.Буцко, К.Волков, Г.Дмитриев, В.Довгань, А.Караманов, В.Кикта, А.Киселев, А.Микита, В.Пожидаев, Г.Свиридов, В.Ульянич, С.Трубачев и др.

Основной нашей задачей является изучение духовных жанров, стилей того времени, сопоставляя их с индивидуальными авторскими стилями, не теряя при этом связи с традицией и достижениями русского искусства ХХ века2.


Профессиональное музыкальное искусство (на Западе и в России) длительное время было связано с церковью: при храмах и монастырях содержались специальные певчие, создавались хоровые школы, развивалась музыкальная наука, специфическая письменность (крюки). В течение веков церковное искусство в разных его формах (архитектура, живопись, литература, музыка) являлось главным фактором эстетического воспитания.

В каждой из христианских церквей (православной, католической, протестантской) имеются свои разновидности богослужения с присущим им музыкальным оформлением. Наблюдаются и общие виды, например, утреннее богослужение — литургия (обедня, месса), вечернее (всенощная, вечерня — vesper) и др.

Основным жанром духовной музыки издревле был псалом (от греч. psalmos – песнь, исполняемая под аккомпанемент стр. инстр.; хвалебная песнь) – библейск. религиозные песни и молитвы, составляющие Псалтирь3. Тексты древних псалмов отличались разнообразием: это и плачевная песнь, и молитва, и хваление, и учение. Псалмы христиан I в.н.э. с их библейскими текстами и старинными мелодиями служат образцами духовной классической музыки. Все крупные вокальные или вокально-инструментальные духовные произведения являются историческим продолжением (поджанрами) жанра псалма. Псалом - это развитая вокальная музыка с инструментальным сопровождением, имеющая самостоятельные инструментальные эпизоды и части. Для духовной песни, в отличие от псалма, характерно вокальное начало «без участия инструмента».

Распространенным жанром духовной музыки был и есть гимн. Гимн - это хвалебная песнь в честь Бога или какого-нибудь героя4. В отличие от Восточной церкви, в Западной церкви гимны именуются хоралами (латинское слово «хоралос» происходит от слова «хорус» - группа певцов, хор). Григорианский хорал - единственное, что сохранилось от далекого музыкального прошлого Европы.

Наряду с другими жанрами духовной музыки закрепился духовный хоровой концерт а'капелла, который является исторической разновидностью псалма.

Другой исторической разновидностью псалма является кантата и оратория. Кантата (от лат. «пою») - крупное вокально-инструментальное произведение. Определяющими признаками этого жанра являются: ведущая роль хора с инструментальным сопровождением (или хора, солистов, и инструментального сопровождения); по содержанию кантата - это славословие, посвященное Господу, или величественное, торжественное песнопение в честь какого-либо знаменательного события. Оратория отличается более значительными размерами произведения и наличием определенного развивающегося сюжета. Однако трудно провести резкую грань между развитой кантатой и ораторией.

Музыкальное искусство православной русской церкви имеет наряду с общностью и свои отличия от западноевропейских конфессий. Это искусство — исключительно вокальное. Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения»5. Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения — а'капелла. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках.

Овладевая церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии (в X веке после Крещения Руси), неизвестные создатели гимнов и распевщики не могли сразу «запеть» на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской, выразился в таком явлении, как знаменный распев, обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью6.

Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя — знак). Запись музыки осуществлялась безлинейными знаками. Позднее знаменная нотация получила название крюковой, по названию одного из главных ее знаков — крюка.

В XV — XVI вв. знаменный распев становится все более протяженным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней!

появляется многоголосная церковная музыка.

XVII век был веком перемен в русской духовной музыке. В начале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский распевы и др.). Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» — «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, и «новым» — многоголосным партесным (от слова partes — голоса) пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, звучания, ощущением движения, света, огромного пространства7.

В XVIII веке, в эпоху расцвета партесного пения, в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт. Духовный хоровой концерт а'капелла как жанр русской церковной православной музыки оказал определенное влияние на творчество различных композиторов. Подлинных художественных вершин в этом жанре достигли русские композиторы: М.С.Березовский (1745-1777) и Д.С.Бортнянский (1751-1825). Целый ряд замечательных произведений этого жанра создали и другие композиторы того времени: украинский композитор Артемий Ведель (1767-1806), русские композиторы Степан Дегтярев (1760-1813) и Степан Давыдов (1777-1825). церковная музыка того времени была отмечена сильным итальянским влиянием.

Русские классики XIX в. сочиняли музыку для церкви эпизодически (соч. Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского), но церковный элемент нашел яркое отражение в хорах русских опер

Новый подъём русской церковной музыки, произошедший на рубеже XX века, был связан с деятельностью Чайковского, Балакирева, Римского-Корсакова и московской композиторской школы, к которой принадлежали А. Гречанинов, А. Кастальский и П.Чесноков. “Для православного церковного пения, чтобы оно стало истинно русским, нужно вернуться к древнеславянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему как своему близкому, родному...” - писал А. Т. Гречанинов в своей автобиографической книге “Моя жизнь”. Эпоха рубежа XIX - XX вв. явилась подлинным “духовным ренессансом” русской церковной музыки. Хоровые сочинения, созданные период примерно с середины 1890-х по 1917г., относятся, к так называемому Новому направлению в отечественном богослужебном музыкальном искусстве. Это направление было представлено композиторами разных творческих возможностей и установок.

Обращение к истокам, к практике знаменного пения Древней Руси становится сутью Нового направления. Музыка Нового направления - это совершенно особая ветвь художественного творчества, поскольку она выполнила своеобразную посредническую функцию между богослужебной практикой с её строгим каноном и светским искусством концертного предназначения. Сочинения приверженцев этого течения связаны не только с литургическим текстом (что часто встречается в музыке XX века), но с конкретным богослужением, что позволяло включать многие произведения в церковную службу.

Преодолевая консервативность мышления “ценителей”, новый стиль в духовной музыке развивался быстро и плодотворно. Композиторы внимательно изучали старинные распевы, пытаясь на их основе выделить принципы гармонизации церковных мелодий.

Предтечами Нового направления были Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский, духовная музыка которых относится еще к пореформенному периоду. Позднее наиболее значительные силы музыкантов сосредоточились в стенах московского Синодального училища, поэтому храмовую музыку “серебряного века” нередко называют “школой Синодального училища”. Среди московских композиторов, принадлежавших к Новому направлению, были А.В.Никольский, С.Калинников, М.М.Ипполитов-Иванов, В.И.Ребиков, Н.С.Голованов и др. В Петербурге крупнейшими его представителями были Н.Н Черепнин и С.В.Панченко8


Духовная музыка служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она обращает к совести, добру, красоте, внутренней дисциплине. Способствует развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, воспитывает чувство красоты, гармонии, взывает к совести и милосердию.

Развитие музыкальной культуры каждого народа - это маленькое звено одной цепи, которая связывает воедино все народы земли, и что культура каждого народа ценна своим своеобразием, неповторимыми национальными чертами. Необходимо поддерживать и развивать потребность духовного общения. И здесь, по-моему, большую роль может сыграть развитие современной светской духовной музыки, которая, заполняя вакуум бездушия, связанный с различными рок-направлениями, послужит мостиком между двумя состояниями человека, между жизнью - живущего вне Бога и жизнью с Богом.

Создавая свои произведения на основе «литургической поэзии», композиторы не ставили задачи жанрового уподобления. Мелодии сохраняли лишь некоторые черты национального мелодийного мышления (попевочность, речитация, повторность, поступенность голосоведения). Для него был важен смысл, выраженный избранными стихами или словами, смысл, который и обусловил тип музыкальной композиции. Композитор, создавая традиционные молитвословия, вкладывает в их музыкальный образ современное слышание старинных текстов.

«Вот художественная болезнь нашего века: люди внимают искусству духовно глухим умом и созерцают искусство духовно слепым глазом, - писал И.А.Ильин. - И пусть не говорят нам об изжитых традициях искусства; ибо священные традиции не изживаются никогда! Великое искусство будет и впредь всегда, как и было всегда, служением и радостью».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова Т.Н. Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения// http://festival.1september.ru

  2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2003.-96с.

  3. Гезь Л.В. Программа "Духовная музыка" в структуре учебного предмета "Человековедение".– М.: Просвещение, 2010. – 48 с.

  4. Келдыш Ю.В., Очерки и исследования по истории русской музыки.- М.: Сов. Композитор, 1978, С.237.

  5. Критская Е.Д. Музыка. 1 - 4 классы. - М.: «Просвещение», 2002.

  6. Новейшая религиозная музыка в России.

  7. Рабочие программы по УМК "Музыка" под ред. Е.Д.Критской Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. – М.: Просвещение, 2010.

  8. Романовский Н.В., Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000. – 230с.

  9. Русская духовная музыка (Разработки уроков по мировой художественной культуры) // http://mxk-guru.narod.ru

  10. Сергеева Г.П., Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с.: илл.

  11. Сергеева Г.П., Музыка. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.

  12. Труханова А.Г., Развитие духовной тематики в русской музыке ХХ века.

  13. Труханова А.Г., Тенденции развития русской духовной музыки конца ХХ века.

  14. Федулова Л.Н., Духовно-нравственное развитие личности школьников на уроках музыки// Искусство в школе. - № 3. – 2007 г. – с.14-18.

  15. Худякова С.В., Музыка моего народа /Районный конкурс цифровых образовательных ресурсов. Березовский информационно-методический центр. Номинация: «Создание дидактических и методических материалов». – Березовка, 2008.

  16. Худякова С.В., Ченцова Т.Ю., Интегрированный подход к изучению духовной музыки в общеобразовательной школе. – М.: Наука, 2005. – 23 с.

  17. http:// otherreferats.allbest.ru (Глобальная сеть рефератов)




1 Романовский Н.В., Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000. – 230с.

2 Худякова С.В., Музыка моего народа /Районный конкурс цифровых образовательных ресурсов. Березовский информационно-методический центр. Номинация: «Создание дидактических и методических материалов». – Березовка, 2008.

3 Романовский Н.В., Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000. – 230с.

4 Там же.

5 Сергеева Г.П., Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с.: илл.

6 Сергеева Г.П., Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с. – С. 51.


7 Сергеева Г.П., Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с. – С. 52.


8 Аксенова Т.Н. Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения// http://festival.1september.ru

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему: "История развития духовной музыки"

Автор: Ломакина Евгения Александровна

Дата: 03.06.2021

Номер свидетельства: 582473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по самопознанию в 6 классе на тему: «Времен связующая нить» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-samopoznaniiu-v-6-klassie-na-tiemu-vriemien-sviazuiushchaia-nit"
    ["file_id"] => string(6) "212114"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Откуда ты Обломов, или история обломовщины"
    ["seo_title"] => string(45) "otkuda-ty-oblomov-ili-istoriia-oblomovshchiny"
    ["file_id"] => string(6) "274625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452428017"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Доклад для общешкольного родительского собрания на тему: «Роль изобразительного искусства в развитии личности обучающегося»"
    ["seo_title"] => string(125) "dokladdliaobshchieshkolnoghoroditielskoghosobraniianatiemurolizobrazitielnoghoiskusstvavrazvitiilichnostiobuchaiushchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "293635"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455524257"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Доклад "
    ["seo_title"] => string(6) "doklad"
    ["file_id"] => string(6) "103597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства