kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры для развития творческих способностей и воспитания музыкального вкуса детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой подборку дидактических игр для использования на уроках музыки. Игры расчитаны на развитие творческих способностей и воспитания художественного вкуса детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для развития творческих способностей и воспитания музыкального вкуса детей»

Дидактические игры

для развития творческих способностей и

воспитания музыкального вкуса детей

Подготовила учитель музыки

МОУ СШ № 9 г. Снежное

Руденко Татьяна Васильевна


«Кто быстрее?»

С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.

Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».

Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового.

«Свой оркестр»

Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом.

Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.

Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.

«Музыкальные ребусы»

Ребусы можно писать на доске, или заготовлены такие ребусы на листочках. Ребята сами с удовольствием дома делают ребусы и на уроке загадывают ребятам. Например: на карточке, на нотном стане нарисована нота ля, за нотным станом недописанное слово (лька). Получается, что зашифрованное слово (лялька) или на карточке нарисована нота до, за нотным станом недописанное слово (рога).

Получается, что зашифрованное слово (дорога)

«Живое слово»

Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.

Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.



«Эхо»

Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха.

Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо.

Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями.

«Сами композиторы»

Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму. Можно использовать известные детские стихотворения, например:

  1. Наша Таня громко плачет,
    Уронила в речку мячик…

  2. Мишка шел, шел, шел,
    Земляничку нашел,
    Ах, какая вкусная ягодка…

«Говорим громко и тихо»

Прочитайте выразительно стихотворный текст (относительно громко и относительно тихо):

Наша Таня громко плачет: громко

Уронила в речку мячик. (форте)

- Тише, Танечка, не плачь: тихо

-  Не утонет в речке мяч. (пиано)

Попросить каждого ребенка повторить это стихотворение с выполнением оттенков «громко» и «тихо». Предложить почитать это стихотворения по ролям.

предоставить эту возможность на уроках музыки?

Например для инсценировки можно взять следующие песни. песни «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов».

Усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.

«Загадки»

Загадки помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.

  1. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

  2. Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).

  3. Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).

  4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).

  5. Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)



«Громче и тише»

Предложить детям изобразить приближение и удаление поезда. Раздать им ударные инструменты и описать словами, как должна выглядеть эта музыкальная картинка: звонит колокольчик, потом треугольник.

Издалека слышен стук колес поезда «чук, чуки-чук». Дети произносят эти слова, воспроизводя их ритм на ударных инструментах: вначале тихо, затем все громче и громче.

Главное — научить постепенно усиливать звук. Звуки треугольника означают удаление поезда: дети играют все тише и тише. Звонит колокольчик — это означает конец игры.

Играем с песней

1. Вспомни песню: спеть из любой новогодней песни куплет, начинающийся на загаданную ведущим букву.

2. Допой песню: предложить строку из песни, а ребята поют куплет.

3. Угадай песню: описать в нескольких словах в юмористическом тоне содержание песни, а соревнующиеся называют песню.

4. Загадай песню: ребёнок загадывает песню, а отгадывающие задают ему вопросы , учитывая, что ответ будет только «да» или «нет», называют или поют «неизвестную» песню.

5. Сложи песню: участники получают листочки со строчками текстов нескольких песен и отбирают указанную ведущим песню.

6. Узнай песню: предложите смешные рисунки - загадки, на которых будет отражено общее содержание песни, возможен вариант с ребусом, в котором зашифрована строка из песни.

7. Нарисуй песню: один из ребят должен нарисовать содержание заданной песни так, чтобы члены его команды смогли её отгадать.

8. Восстанови песню: детям вручается лист, на котором написана песня с пропуском некоторых слов. Восстановить песню можно по памяти, можно выбрать нужные слова из написанных на листочках, а можно предложить выбрать картинку с подходящим изображением.

9. Исправь песню: на листе написана песня с ошибками: переставлены или заменены слова, поменяны местами строчки или куплеты. Кто быстрее исправит?

10. Покажи песню: в этом конкурсе потребуется актёрское мастерство, чтобы при помощи жестов, мимики и подручных материалов исполнить заданную песню молча. Возможно командное исполнение.

11. Расскажи песню: передай содержание песни своими словами. Наиболее удачный ответ - тот, который всех рассмешил.

12. Назови строчку из песни: используется «перевёрнутая» фраза, а именно: подбираются слова - антонимы к строчке из известной песни, чтобы отгадать, нужно ребятам тоже подобрать нужные антонимы (в поле умер дуб - в лесу родилась ёлочка).

13. Спой песню: при помощи жеребьёвки определяются песни и участники, которые должны спеть под фонограмму или караоке выбранную песню.

14. Перепой соперников : команда поёт хором один куплет выбранной по желанию песни, потом считает хором до трёх и соперники должны начать петь один куплет другой песни, а затем передать эстафету. Кто после счёта не сможет начать пение или повторит уже звучавшую песню - проиграл.

15. Напой песню: по очереди вытаскивать предметы из черного ящика или мешка и напевать куплет, где «попадался» этот предмет (игрушка или картинка волка, зайца, мыши, лошадки, старичка и т.д.)

«Пение про себя»

По знаку педагога часть ранее выученного музыкального произведения исполняется как обычно, а часть – «молча», с пропеванием внутренним слухом по сигналу учителя.

«Пение с хлопками»

Может вызвать неожиданный музыкально-ритмический эффект. Часть класса поет мелодию, а другая отхлопывает ритм в ладоши. Задание усложняется если предложить второй группе отстать на один-два такта.

«Учитель и ученики»

Предполагает попеременное пение: несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся.

Момент вступления можно показать различными способами: громкий хлопок, аккорд фортепиано, дирижерский взмах. Этот прием активизирует внимание учащихся.

«Узнай песню по ритму»

Учитель отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащиеся определяют, какая эта песня.

«Дружный хор»

Из класса выбирается дирижер, остальные поют песню хором. В тот момент, когда дирижер подает условный знак (например, сжатая в кулак рука), хор замолкает. Невнимательный игрок выбывает из игры и садится за парту.

Игра «Музыкальный футбол»

Игра проводится по правилам футбола. Класс делится на две команды. Вопрос, или задание - бросок мяча. Неправильный ответ или неправильно выполненное задание – гол (поражение)

По количеству голов определяется победитель и ему выставляется отметка за работу на уроке.

За игрой внимательно наблюдает судья. Все вопросы и творческие задания связаны с пройденными темами на уроках музыки.

Маршрутная игра «Скорее в дорогу»

Передвижения по специальной карте по отдельным станциям (Городам) с целью ответить на все вопросы и выполнить заранее приготовленные задания по музыке, собрать все буквы (в каждом городе за правильный ответ выдаётся по одной букве) и раскрыть очередную тайну музыки.

Игра проводится с целью закрепления пройденного материала и знакомством с новым музыкальным термином или понятием, которое заносится в карту путешествия (муз. словарик)

Игра «Импровизация»

В этой игровой форме используются пластические, вокальные, литературные импровизации. Класс делится на 3 группы. С предложенными литературными героями 1 группа сочиняет небольшое сочинение – миниатюру, 2 группа озвучивает их вокально или изображает с помощью музыкальных инструментов, 3 группа в пластической импровизации передают образ каждого героя.

Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально – звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ - способ его воплощения.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Руденко Татьяна Васильевна

Дата: 23.02.2021

Номер свидетельства: 574066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "316903"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460200661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Игровые технологии на уроках музыки""
    ["seo_title"] => string(43) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-1"
    ["file_id"] => string(6) "265540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449986196"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Опыт работы по теме: «Восприятие классической музыки как средство  развития музыкальных способностей детей 4-7 лет» "
    ["seo_title"] => string(124) "opyt-raboty-po-tiemie-vospriiatiie-klassichieskoi-muzyki-kak-sriedstvo-razvitiia-muzykal-nykh-sposobnostiei-dietiei-4-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "167473"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423083312"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "статья по теме: Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-po-tiemie-tvorchieskii-rost-uchashchikhsia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418905196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства