Просмотр содержимого документа
«АНСАМБЛЬ Рабочая учебная программа для детских школ искусств»
Государственное учреждение образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»
АНСАМБЛЬ
Рабочая учебная программа для детских школ искусств
(направление деятельности «Музыкальное»
фортепианное отделение)
Гродно, 2019
Составители:
Сугоняко Л.И., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»
Коломиец Е.А., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению:
педагогическим советом государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»
(протокол №5 от 18.06.2019)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игрой на фортепиано в 4 руки занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. Дети с удовольствием играют друг с другом, меняясь партиями. Вдвоем легче и интереснее преодолевать динамические, технические и ритмические трудности. Ребенок, вовлеченный в активное музицирование, сразу ощущает радость непосредственного восприятия настоящего искусства. Яркая образность пьес разных жанров и стилей – это детские песенки, песенки из мультфильмов, отрывки из опер и балетов в легком переложении – расширяет кругозор, создает атмосферу радости и творческого подъема, прививая любовь к музыке.
Игра в 4 руки является идеальным средством обучения ансамблевой игре и воспитания музыкантов-ансамблистов как для музицирования, так и для концертного исполнения. Близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству и сопереживанию.
Цели программы: овладение техникой совместного музицирования в процессе обучения, воспитание творчески мыслящей личности, способной к самореализации и саморазвитию.
Основные задачи:
обучающие:
– уметь стилистически придерживаться одного музыкального жанра и манеры игры (динамическая и штриховая согласованность, точность в соблюдении пауз, владение педализацией, агогические изменения и т.д.);
– уметь одновременно начинать и заканчивать музыкальную фразу;
– уметь слышать не только себя, но и своего партнера;
развивающие:
– развивать ритмическую, интонационную и темповую слаженность;
– стремиться к единству образно-художественных элементов исполняемых произведений в ансамбле;
воспитательные:
– воспитывать коллективную творческую и исполнительскую дисциплину
– расширять кругозор и общемузыкальные возможности учащихся.
Программа рассчитана на семилетний срок обучения в ГДШИ. Форма занятий – индивидуальный урок, продолжительность урока – 45 минут один раз в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯ, НАВЫКАМ
В результате изучения учебного предмета «Ансамбль» учащийся должен знать:
– хорошо знать текст своей партии;
– основные музыкально-теоретические понятия, термины, обозначения, используемые в нотном тексте;
– суть понятия «ансамбль» и его отличие от сольного исполнения;
уметь:
– слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
– исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора;
– аккомпанировать;
владеть навыками:
– игры на музыкальном инструменте;
– самостоятельного разбора новых произведений, чтения нот с листа.
КОНТРОЛЬ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
По учебному предмету «Ансамбль» учащиеся проходят текущую и итоговую аттестацию.
Текущая аттестация:
– поурочный контроль с выставлением отметок в дневник и журнал индивидуальных учебных занятий;
– контроль, проводимый в рамках технического зачета во втором полугодии (март) с исполнением одного произведения и фиксированием результата в протоколе сдачи контрольных мероприятий, индивидуальном плане и дневнике учащегося.
Итоговая аттестация проходит с выставлением:
– годовых отметок;
– итоговых отметок по завершению срока обучения.
Оценивание на контрольных уроках осуществляется с выставлением качественной и количественной отметки (словесно-содержательная форма и баллы).
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Фортепианный ансамбль – одна из важнейших составных частей музицирования. Слово «ансамбль» (ensemble – франц.) означает «вместе», т.е. согласованное совместное исполнение.
С первого года обучения на фортепиано ученик знакомится с азами ансамблевого музицирования. Еще на стадии донотного периода подбор и исполнение мелодий на слух происходит в сопровождении учителя, играющего вторую партию на сочетании одинаковых черных клавиш при изучении басового ключа, например, из сборника Л. Баренбойма «Путь к музыке»: русская народная песня «Калинка-малинка», Е. Крылатов «Крылатые качели», Г. Галынин «Медведь». Далее, уже по нотам, ученик исполняет первую партию в несложных пьесах, где более сложную партию – вторую, играет учитель. Следует подчеркнуть, что вариант ансамбля «учитель-ученик», не закрепленный пока в официальных документах системы образования, очень широко используется на практике в фортепианном классе.
Особое внимание в программе акцентируется на следующих методических и организационных принципах:
– взаимосвязи учебных предметов «Музыкальный инструмент (фортепиано)» и «Ансамбль»;
– преемственности репертуара и методов работы;
– творческом музицировании;
– гибкости в подборе репертуара и методах работы;
– реализации творческих возможностей ученика;
– воспитании чувства товарищества, уважения друг к другу;
– сознательной творческой дисциплине.
Четырехручная игра за одним роялем, в отличие от сольного исполнительства, начинается с самой посадки, так как каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Кто из партнеров четырехручного исполнения должен педализировать? Следует объяснить, что педализирует произведение исполнитель партии secondo, так как обычно она служит фундаментом (бас – гармония) мелодии чаще всего проходящей в верхних регистрах. При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер – общее звучание обеих партий сливающихся в органически единое целое – основа совместного исполнительства во всех его видах.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ДЛЯ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АНСАМБЛЬ»
1-2 годы обучения
Агафонников Н. Русский танец
Беркович И. Маленький рассказ. Мелодия
Бетховен Л. Два немецких танца
Гречанинов А. Пьеса
Книппер Л. Степная кавалерийская
Красев М. Колыбельная
Лядов А. Колыбельная
Латвийский танец «Рыбачок»
Металлиди Ж. Сонный слон. Грустный клоун. Скачи, моя лошадка
Сорочьи новости. Польская народная песня Шуточная
Прокофьев С. Болтунья
Сорокин К. Украинская колыбельная
Хренников Т. Токкатина
Брамс И. Колыбельная
Гайдн И. Учитель и ученик
Горелова Г. Фея тишины
Глинка М. Кавалерийская рысь. Краковяк из оперы «Иван Сусанин» Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
Гречанинов А. Весенним утром
Дорохин В. Пайшоў Ясь наш на лужок. Ляцiць сарока. Кукавала зязюлька
Живцов А. Бульба
Прокофьев С. Отрывок из симфонической сказки «Петя и Волк»
Ромберг Э. Тихо, как при восходе солнца
Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка»
Тырманд Э. Шуточка
Чайковский П. Исходила младешенька. Вальс из оперы Евгений Онегин» Вальс из балета «Спящая красавица». Танец из балета «Лебединое озеро». Полька. Старинная французская песенка из «Детского альбома» (обр. Жульевой Л.)
Фрейнклах А. Сеў камарык на дубочак
Шостакович Д. Колыбельная. Шарманка
Шуберт Ф. Вальс
Шуман Р. Марш
3 год обучения
Бетховен Л. Три немецких танца
Бизе Ж. Дуэт из сюиты «Детские игры»
Глинка М. Антракт к 3-му действию из музыки к драме «Князь Холмский»
Горелова Г. Фея с арфой
Григ Э. В лесу
Моцарт В. Ария Дон Жуана из оперы «Дон Жуан»
Оловников В. Ясная зараначка
Прокофьев С. Хор из кантаты «Александр Невский»
Римский-Корсаков Н. Величальная песня из оперы «Царская невеста»
Фиала П. Медвежий танец
Хачатурян А. Танец девушек из балета «Гаянэ»
Чайковский П. Не бушуйте, ветры буйные
Шостакович Д. «Слава» из оратории «Песнь о лесах»
Шуберт Ф. Лендлер. соч. 33. Два экосеза
4 год обучения
Бетховен Л. Соч. 45 Марш До-мажор
Бизе Ж. Цыганская пляска из оперы «Кармен»
Варламов А. Красный сарафан
Глинка М. Марш Черномора
Горелова Г. Веселый портной. Феи рассудительности с журавлем.
Дворжак А. Славянский танец
Лукомский Л. Полька
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии.
Римский - Корсаков Н. Отрывок из симфонической сюиты «Шехеразада»
Савельев Б. Карусельные лошадки
Слонимский С. Полька из музыки к спектаклю «Ревизор»
Тактакишвили О. На мельнице. Утешение
Чайковский П. Танец-пастушков из балета «Щелкунчик»
Шелиговский В. В цирке
Шмитц М. Оранжевые буги. Принцесса танцует вальс
Шуман Р. Венецианская песня
5 год обучения
Бетховен Л. Полонез. Три немецких танца. Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Вила Лобос Э. Разбитая гитара
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Глазунов А. Венгерский танец № 4
Глиэр Р. Бравурная мазурка
Горелова Г. Фея вечного снегопада. Пир у феи
Григ Э. Норвежский танец
Лукомский Л. Юмореска
Моцарт В. Марш
Преображенский Ю. Парадный марш игрушек. Ноктюрн
Свиридов Г. Военный марш. Пастораль из музыки к драме «Метель». Романс. Вальс музыки к драме «Метель»
Фрид Г. Чешская полька
Чайковский П. Красная шапочка и Серый волк из балета «Спящая красавица»
Шуберт Ф. Серенада. Экосезы соч. 49
Щедрин Р., Флярковский А. Как по морю синему. На улице дождь поливает
6-7 годы обучения
Аренский А. Сказка
Балакирев М. Песенка без слов
Бах И. Шутка
Бетховен Л. Марш
Бизе Ж. Маленький муж, маленькая жена. Галоп
Бородин А. Половецкая пляска с хором из оперы «Князь Игорь»
Бородин А. Полька
Глиэр Р. Ветер
Горелова Г. Вальс из музыки к комедии А.П. Чехова «Чайка»
Григ Э. Танец Анитры. Утро из сюиты «Пер Гюнт»
Куртиди В. Шуточная
Кюи-Ц. Кукольный бал
Лист Ф. Старинная провансальская песня
Макаров Е. Море из балета «Сказка о рыбаке и рыбке»
Мийо Д. Бразильский танец
Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка»
Прокофьев С. Сцена из балета «Ромео и Джульетта»
Свиридов Г. Вальс
Хачатурян А. Танец с саблями из балета «Гаянэ»
Шуберт Ф. Полонез B-dur соч. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Альбом пьес и ансамблей для фортепиано : для младших и средних классов ДМШ / сост. Ю. Доля. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2005. – 80 с.
Баневич, С. Альбом фортепианных пьес и ансамблей / С. Баневич. – СПб. : Композитор, 2004. – 108 с.
Брат и сестра : ансамбли для фортепиано в 4 руки / сост. и ред. Л. Криштоп. – СПб. : Композитор, 2006. – 78 с.
Два рояля в 8 рук: переложения для младших и средних классов / сост. И. Наумова, О. Алексеева. – СПб. : Союз художников, 2005. – 46 с.
Корнаков, Ю. Настроения. Пьесы для фортепиано в 4 руки : средние и старшие классы ДМШ / Ю. Корнаков. – СПб. : Композитор, 1997. – 103 с.
Металлиди, Ж. Иду, гляжу по сторонам. Ансамбли для фортепиано : младшие классы ДМШ / Ж. Металлиди. – СПб. : Композитор, 2000. – 56 с.
Музицируем вдвоем : фортепианные ансамбли в 4 руки / сост. Л. Коршунова. – М. : Окарина, 2003. – 43 с.
Музыкальные забавы : сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки / сост. Ю. Маевский. – СПб. : Композитор, 2004. – 56 с.
По сказкам Шарля Перро : альбом пьес для фортепиано в 4 руки / сост. Л. Десятников. – СПб. : Композитор, 2004. – 62 с.
Слон-Бостон : танцевальные пьесы для фортепиано в 4 руки для средних и старших классов ДМШ / сост. Е. Иршаи. – М. : Советский композитор, 1991. – 74 с.
Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано / сост. А. Дубровина. – М. : Окарина, 2011. – 60 с.
Шмитц, М. 13 легких пьес для фортепиано в 6 рук. MINI JAZZ / М. Шмитц. – М. : Классика-XXI, 2004. – Тетр. 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://andreyshuvalov.ru/ensemble. – Дата доступа: 16.12.2018.