Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Главной целью в контексте требований ФГОС являетсярассмотрение в комплексе личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников музыке
ФГОСы второго поколения ориентируют учителя и учащихся на три вида результатов образования: личностные, предметные и метапредметные.
Какие же метапредметные умения могут быть сформированы на уроках музыки? Это - наблюдение за явлениями жизни и искусства, понимание их многообразия; ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума; овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям; планирование, контроль и оценка учебных действий, умение корректировать свои действия; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; умение воспринимать окружающий мир во всём его многообразии .
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.
Детский возраст – период бурной деятельности, воображения и важный период для развития этого ценного качества. И необходимо создать условия для его развития в школе.
Детство – благодатный период для творчества
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Музыка является посредником между творчеством и восприятием. Необходимо на уроках музыки не только учить ребенка каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.
Дидактические приемы, развивающие творческие способности :
Цельность восприятия;
Гибкость мышления;
Оригинальность мышления;
Готовность памяти: объем, надежность;
Установление причинно-следственных связей;
Интуиция;
Способность к открытию;
Способность к рефлексии;
Воображение или фантазия.
Цельность восприятия
Ведущая задача – умение слушать, целостно анализировать музыкальное произведение.
"Творческая мастерская" . Учащиеся разбиваются на 3 группы: художники, поэты, танцоры. Дается установка на воспроизведение художественного образа услышанного произведения согласно своему виду деятельности.
"Художники-декораторы" . Оформляются декорации к программе (концерту).
Гибкость мышления
Ролевая игра "Я – сочинитель" . Составить ритмический рисунок и сочинить к нему текст.
"Литературно-музыкальная палитра" .
1. Прослушать произведение (обязательно 2 контрастные части);
2. Назвать слова-оттенки к понятию "грусть" и "торжество".
3. Напротив каждого слова нарисовать кружок определенного цвета.
Оригинальность мышления
"Перевод музыки на язык другого вида искусства" (на язык красок или движений);
"Экспрессивное выражение внутреннего эоционального состояния" (вокализируя мелодию, учащиеся показывают ее направление жестом)
Готовность памяти
"Определение автора" . (На уроке, где звучит музыка Чайковского, учащиеся припоминают известные им произведения этого композитора, а в случае разучивания русской народной песни пропеть ранее изучавшиеся песни русского народа).
"Ассоциативная сеть" (выяснить, о музыке какого композитора пойдет речь: старинный – зарубежный – композитор – философ – органист – полифонист (И.С. Бах))
Сближение понятий
"Логическая цепочка" . Между любыми двумя понятиями (словами) установить ассоциативный переход в 4-5 этапов: современность – жизнь; жизнь – красота; красота – музыка .
"Найди пропущенное слово". Романс – это ... и музыка (литература) .
"Найди ненужное слово" (в случае "ошибки" поднимать руку: песня, нота, рояль, строка, дирижер и т. д.).
"Ассоциативные гроздья" . К исходному слову подобрать ассоциативные значения.
Способность предвиденияили интуиция
"Творческое комбинирование"
Человек моделирует мысленно цепь событий, объединенных связью. При этом он использует прошлый опыт, таким путем предугадывается заключительное звено моделируемой цепи событий.
Этот прием предполагает формообразование, комбинационное построение прослушанного музыкального произведения.
Способность к открытию
"Поиск художественной ассоциации" .
"Выявление парадокса"
Учащиеся, прослушав минорную прелюдию и фугу Баха, выявляют яркую, неожиданную деталь в окончании произведения (парадоксальность стилевых особенностей композитора).
Ситуация "Я - психолог" . Через прослушивание произведения композитора рассказать о нем, которого никогда не видели и не знали.
Способность к рефлексии
"Самостоятельное оценивание"
Этот прием используется как при самооценивании, так и оценивании одноклассников.
Воображение или фантазия
"Импровизация отдельных средств музыкальной выразительности"
Этот прием рекомендуется для овладения композиционными средствами музыкальной выразительности (форма, ритмический рисунок, лад, мелодия, динамика, темп, оперируя знаниями с целью создания новых вариантов и комбинаций).
Всю структуру урока необходимо направлять на развитие творческих способностей, уделяя большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах деятельности, при подаче нового материала, расширяющего музыкальные познания учащихся.
Частью жизни многих ребят стала внеурочная вокальная деятельность. Я руководитель кружка эстрадного пения «Музыкальный калейдоскоп». На занятиях мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная и творческая работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительской культуры.
Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских, региональных. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, а также продуктивная творческая деятельность.
Наши достижения:
« VI областной конкурс сольного эстрадного пения» обучающихся школ Курской Области. Ботвиньева И., диплом 2-ой степени. (11А)
Всероссийский фестиваль патриотической песни «За Россию, десант и спецназ! – 2015». Ботвиньева И., лауреат 1-ой степени (11А). Толстых Д., диплом 2 -ой степени (4В).
Городской конкурс патриотической «Краповые береты». Ботвиньева диплом 1-ой степени (11А); Ботвиньева и Власенко диплом 2-ой степени (11А); Толстых Д. степени (диплом 2-ой 4В).
XII Городской фестиваль «Я люблю тебя, Россия! ». ; Ботвиньева диплом 1-ой степени (11А).
Городской муз. конкурс «Новогодние мотивы». Толстых 1-ое место (4В); Колесник К. диплом 2-ой степени (8Б).
Городской муз. конкурс «Филармония школьника (патриотическая песня)». Толстых Д. степени диплом 2-ой (4В); Волобуева Н. (8В), Колесник (8Б) дипломы 3-ей степени.
Окружной фестиваль «Летопись военных дел», в номинации «Эстрадное пение» Ботвиньева И. Гран-при (11А); Толстых Д. степени диплом 1-ой (4В); Толстых С. И Репков С. Диплом 1-ой степени (10Б); Носов Д. диплом 3-ей степени (7Б); Волобуева Н. диплом 3-ей степени (8В); Правдин И. диплом 3-ей степени (1Б); Носов Д. и Волобуева Н. диплом 2-ой степени; Рыльский В. Диплом 2-ой степени (9Г).
Городской фестиваль «Наши таланты родному краю» в номинации «Эстрадное пение»: Ботвиньева И. диплом 1-ой степени (11А); Толстых Д. степени диплом 1-ой (4В); Толстых С. И Репков С. Диплом 3-ий степени (10Б); Носов Д. диплом 1-ой степени (7Б); Волобуева Н. диплом 1-ой степени (8В); Правдин И. диплом 2-ой степени (1Б); Носов Д. и Волобуева Н. диплом 1-ой степени; Рыльский В. Диплом 2-ой степени (9Г).
Региональный фестиваль экологической песни «Миллион открытых сердец»: Новикова Э. диплом 2-ой степени (2А); Рыбкина С. Диплом 3-ей степени (2Г).
Для успешной и продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеурочное время учитель должен стать творческим лидером, духовно-богатой личностью, творцом, порой сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Такой педагог видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать для успешной творческой деятельности ученика.
Заключение:
На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе.
По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не только выполнял техническое задание учителя. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.