Презентация для урока по литературе на тему: "Природа- это храм или мастерская, и человек в ней..."
Презентация для урока по литературе на тему: "Природа- это храм или мастерская, и человек в ней..."
В презентации на тему : "Природа- это храм или мастерская, и человек в ней." 19 слайдов, каждый из которых отражает определенный этап урока. Начинается презентация с прослушивания стихотворения Ф.И.Тютчева "Не то, что мните вы, природа." и с вопроса об основной мысли стихотворения. После чего обращаемся к просмотру видеоклипа о зарождении жизни на земле и о роли в ней человека,определение основной мысли видеоклипа. Затем перходим к прогнозированию темы и целей урока. Тема объявлена, объяснены в ней все слова. Затем звучит стихотворение С.Смирнова "Есть просто храм" и размышление над вопросом, точка зрения Смирнова на природу известна, кто с ним согласен? Следующий этап урока- это представление детских мини проектов на темы:
1 группа : природа с точки зрения биологии.
2 группа: природа с точки зрения географии.
3 группа: природа с точки зрения литературы.
4 группа: природа с точки зрения живописи.
Затем сравнение взгляда науки и искусства на природу. После чего каждая группа думает над проблемными вопросами к стихотворениям.Для аналитического чтения были предлжены стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро", М.Ю.Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива",Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной.", А.А.Фет "Весенний дождь".Если обратиться к 13-16 слайдам, то на них представлены репродукции картин русских художников под прекрасную музыку, конечно же, вопрос, над которым ребята думают:"Что общего и чем отличается изображение природы у художников и поэтов?" 17 слайд предлагает учащимся поразмышлять над эпиграфом урока, слова Е Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".18 слайд- это последний этап урока-рефлексия, где дети оценивают свою работу на уроке, а в это время на слайде видеоклип о веоиколепной природе Урала.И последний слайд предлагает вариативность при выполнении домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока по литературе на тему: "Природа- это храм или мастерская, и человек в ней..."»
Какова основная мысль этого стихотворения? Как вы понимаете первое четверостишие стихотворения?
Просмотр видеоклипа.
Формулирование темы урока.
Природа- это храм или мастерская, и человек в ней...
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой:
ХРАМ-1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких духовных ценностей.
MACTEPCKAЯ, -ой, ж. 1. Небольшое производственное или ремонтное предприятие, а также (мн.) промышленное ремонтное предприятие. М. ремесленника. Столярная, сапожная м. Авторемонтные мастерские. 2. Помещение, в к-ром работает живописец или скульптор. М. художника. 3. Часть цеха. Инструментальная м.
Есть просто храм,Есть храм науки,А есть ещё природы храм.С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь!Она нам не жалеет ничегоДаря свои бесценные дары,И требует взамен лишь одного:Чтоб люди были к ней добры.
Наше представление о природе…Представление проектов.
1группа: природа с точки зрения биологии.
2 группа: природа с точки зрения географии.
3 группа: природа с точки зрения живописи.
4 группа: природа с точки зрения литературы.
Александр Сергеевич Пушкин«ЗИМНЕЕ УТРО»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня
Михаил ЮрьевичЛермонтов"Когда волнуется желтеющая нива..."
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
Федор ИвановичТютчев«Есть в осени первоначальной...»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Афанасий Афанасьевич Фет«ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ»
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Проблемные вопросы группам
1 группа: Что привлекало поэта в русской природе?
2 группа: Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию?
3 группа : Какую еще роль играет природа в жизни человека?
4 группа: Какое чувство неразрывно связано с восхищением красотой природы?
-Что имеет общего и чем отличается изображение природы у художников и поэтов?
Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
Природа- не храм, а мастерская,
и человек- в ней работник.
И. С. Тургенев.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Составьте письменное высказывание на тему: «Что такое природа?»
Составьте стихотворение на тему : «Природа» или синквейн.