Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального образования
Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального образования
Виды современных подходов и педагогических технологий, необходимых для осуществления полноценного образовательного процесса в области начального образования, и особенности их применения в соответствии с требованиями ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального образования»
Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального образования
Выполнила: педагог дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол
Верещагина М.Е.
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».
В.П. Беспалько
Использование современных подходов и новых образовательных технологий в настоящее время является необходимым условием достижения
нового качества образования!
Основа ФГОС начального образования –системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Особенность системно-деятельностного подхода -
психологические функции и способности - результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований.
Компетенция – Деятельность - Компетентность
В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе :
уметь выбирать и использовать современные
образовательные технологии
использовать технологии оценки
современные технологии проектирования образовательной среды
Технология -
это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Педагогическая технология -
это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Образовательная технология –
система, состоящая из:
некоторого диагностичного и операционального представления планируемых результатов обучения;
средств диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития обучаемых;
набора моделей обучения;
критериев выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий".
Образовательная технология:
легко вписывается в учебный процесс;
позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
В концепции ФГОС наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на
познавательное,
коммуникативное,
социальное и личностное развитие школьника
Технологии обучения
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения (КСО);
-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технология « дебаты»;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
Технологии обучения
- лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки « портфолио»;
- технология дистанционного обучения;
- технология мастерских;
-групповое обучение
Большое распространение получили следующие образовательные технологии:
технологии проблемного (эвристического) обучения;
технологии уровневой дифференциации;
коммуникативные технологии
игровые технологии
исследовательские технологии
(метод проектов, эксперимент, моделирование)
Критерии педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Педагогические технологии
на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества;
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог);
Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека (Ильин Евгений Николаевич — учитель литературы, Санкт- Петербург),
Педагогические технологии
на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Игровые технологии;
Проблемное обучение;
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ( Пассов Ефим Израилович — профессор Липецкого педагогического института );
Школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской ( Китайгородская Талина Александровна — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова );
Технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова ( Шаталов Виктор Федорович — профессор Донецкого открытого университета ).
Педагогические технологии
на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
Технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой ( Лысенкова Софья Николаевна — учитель начальных классов, Москва );
Дифференцированное обучение;
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова ( Фирсов Виктор Васильевич — руководитель центра "Образование для всех", Москва );
Культуровоспитываюшая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой ( Закатова Ирина Николаевна — директор культурологического комплекса, г. Ярославль );
Технология индивидуализации обучения ( Инге Унт — профессор НИИ педагогики Эстонии, Границкая Антонина Сергеевна — профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, Шадриков Владимир Дмитриевич — доктор психологии, руководитель эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного прогресса ).
Технология программированного обучения ( Б.Скиннер — американский психолог, В.П. Беспалько );
Групповое и коллективное обучение ( Дьяченко Виталий Кузьмич — профессор, г. Красноярск );
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Педагогические технологии
на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий ( М.Б. Волович );
"Экология и диалектика " ( Тарасов Лев Васильевич —. профессор );
"Диалог культур" ( Библер Владимир Соломонович — Российский гуманитарный университет, Москва, Курганов Сергей Юрьевич — учитель, г. Курган );
Система развивающего обучения Л.В. Занкова ( Занков Леонид Владимирович (1901—1977) — педагог и психолог, академик АПН СССР );
Развивающее обучение Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова ( Эльконин Даниил Борисович (1918—1959) — виднейший советский психолог, Давыдов Василий Васильевич — академик );
Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Герман Константинович — научный руководитель авторской школы, г. Рыбинск ).
Педагогические технологии
частнопредметные педагогические технологии:
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте ( Зайцев Николай Александрович — педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики );
Технология обучения математике на основе решения задач ( Хазанкин Роман Григорьевич — учитель, г. Белорецк );
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков ( Окунев Анатолий Арсеньевич — учитель математики, Санкт-Петербург );
Система поэтапного обучения физике ( Палтышев Николай Николаевич — преподаватель физики, г. Одесса );
Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике ( Андреева Елена Владимировна — преподаватель информатики, Москва, Фалина Ирина Николаевна — преподаватель информатики, Москва
Для достижения нового качества образования новые стандарты рекомендуют использовать в образовательном процессе:
технологию деятельностного метода - строить процесс обучения на основе учебных ситуаций;
технологию портфолио;
учебный диалог как специфический вид технологии;
технологию проблемного (эвристического) обучения;
технологии уровневой дифференциации;
коммуникативные технологии;
игровые технологии;
исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование);
технологии дополнительного образования по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, проектная деятельность ;
технологии выявления и поддержки одарённых детей и др.